Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Шуты и святые

Серебренников. ЛетоМного раз писали, что Кирилл Серебренников ничего не понимает в рок-музыке. И что поэтому фильм о Майке Науменко и Викторе Цое он снимать не должен.

Аргумент «он ничего не понимает» убийственен. Но возьмём пример человека, который в рок-музыке уж точно понимает если не всё, то многое. Более того, он участник процесса. Приложил руку к оформлению огромного количества известнейших рок-альбомов, снял знаменитые клипы. А потом ещё и снял как режиссёр художественный фильм о Яне Кёртисе - лидере британской рок-группы Joy Division. Речь, разумеется, об Антоне Корбайне - голландско-британском фотографе, клипмейкере, кинорежиссёре.

Кирилла Серебренникова я не видел, с Антоном Корбайном даже мельком общался и фотографировал. Творчество Корбайна ценю значительно выше, чем то, что делает Серебренников. И всё-таки говорю: у Корбайна чёрно-белый фильм о рок-музыканте получился не такой интересный, как чёрно-белый фильм о рок-музыкантах у Серебренникова.

«Контроль» получил в 2007 году специальный приз Каннского кинофестиваля. «Лето» в Каннах тоже отметили. В 2018 году фильм получил приз Каннского кинофестиваля за лучший саундтрек.

И всё-таки «Лето» свободнее. Корбайн знал Яна Кёртиса. Он старался не уклоняться от правды. А создатели «Лета» изначально вкладывали в понятие «правда» что-то другое. Имелась в виду художественная правда.

Биографических фильмов существует множество, в том числе о рок-музыкантах. Джиме Моррисоне, Бобе Дилане... Но это не значит, что побуквенное прочтение биографии  приближает нас хоть к какой-нибудь правде.

Фильм живёт по своим законам. Иногда вымышленные эпизоды выглядят достовернее, чем строгая экранизация биографии.

«Лето», конечно, тоже фильм не идеальный (даром что ли статью о фильме в «Псковской губернии» я назвал «Идеальный день»). Понятно, что получилось не совсем то, что задумывалось (помешал арест Серебренникова). Но в этом кино взяты те ноты, которых в российском кино последних десятилетий не хватало. Саундтрек  полностью соответствует тому, что мы видим на экране. Обычно это не так, музыка с изображением согласуется плохо. К тому же в России музыкальных фильмов снимают мало. А вот «Лето» снято так, словно нет этого комплекса последних десятилетий. Будто это сделано зарубежным режиссёром. Само по себе это не комплимент. Но в случае с конкретным фильмом получилось качественное европейское кино. К нему можно придираться, но не хочется. Но не потому, что Серебренников под домашним арестом. Арест не индульгенция.

Придираться не хочется потому, что общая картина вытесняет частности. Всё было против того, чтобы это кино появилось на свет. Но его не только сняли и смонтировали. Его не только показывают. Оказывается, его можно пересматривать и советовать смотреть другим. Но не всем, а тем, кто не ждёт от кино абсолютной достоверности в ущерб чувству полёта.

 

ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕНЬ («Псковская губерния»)Лето

Фильм «Лето» - о счастливом детстве ленинградского рока. На экране, в сущности, дети. Все главные герои без исключения

«Это просто идеальный день -
Покормить зверей в зоопарке,
Затем пойти в кино,
А потом - домой».
Perfect day. Лу Рид.

Звукорежиссёр Андрей Тропилло, записавший большинство знаменитых альбомов ленинградского рока, включая альбомы группы «Зоопарк» «Белая полоса» и группы «Кино» «45», «Начальник Камчатки», «Ночь», не видя фильм «Лето», но читая первый вариант сценария и немного пообщавшись с режиссёром Кириллом Серебренниковым, поливал фильм последними словами. Чуть сдержаннее был Борис Гребенщиков, но и он ничего хорошего не сказал. Дескать, «ложь от начала до конца, мы жили по-другому».

«Бросишь эту гадость - будешь на свободе»

Судя по всему, сценарий Михаила Идова и Лили Идовой действительно был плох. В это легко поверить, зная, какие фильмы снимались по сценарию Идова раньше. Хотя сколько угодно примеров, когда по хорошим сценариям снимались бездарные фильмы и наоборот. Даже сейчас, если пересказать сюжет фильма, получится скучно. Но не в сюжете дело. Музыка и «картинки», в том числе анимационные, выше этого.


Теперь, когда фильм находящегося под домашним арестом Кирилла Серебренникова, вышел во всероссийский прокат, совершенно неважно, что предполагалось снимать. Есть фильм «Лето», снимавшийся летом 2017 года, вышедший на экраны летом 2018 года и рассказывающий о лете то ли 1981, то ли 1982 года.


Но в году бывает не только лето. Случаются зимы. Иногда режиссёров сажают за решётку, а потом под домашний арест. И отделить историю прерванных съёмок, историю ареста и историю монтажа фильма (под домашним арестом) непросто. Андрей Тропилло, конечно, имел право возмущаться («всё было не так!»), но возмущениями не ограничился. Человек, записавший многие главные отечественные рок-альбомы - «Аквариума», «Алисы», «Телевизора», «Кино», «Зоопарка», «Странных игр» зашёл до неприличия далеко. Он встал на сторону тех, кто запрещает и сажает (не столь важно под каким предлогом).


Сегодня, когда фильм «Лето», несмотря на тысячу препятствий при создании, всё-таки показывают в кинотеатрах, стоит пересмотреть то, что сказал один из прототипов фильма Серебренникова (в фильме «Лето» есть звукорежиссёр Андрей, в котором легко узнать Андрея Тропилло - его сыграл лидер группы Tesla Boy Антон Севидов).


«Складывается такая ситуация, когда Следственный комитет может принести пользу народу, - сказал в прошлом году Андрей Тропилло, после того как отказался сотрудничать с Кириллом Серебренниковым. - В конце июля я был приглашён в качестве консультанта некой мерзости под названием «Лето»... Я перемолвился парой словечек с товарищем Серебренниковым. Этого было достаточно, чтобы понять одно: этот человек абсолютно чуждый рок-культуре, ничего о ней не знающий, абсолютно серый и тёмный... Он взялся за тему, которую совершенно не знает... Цой там изображается пидорастом, Майк не знаю кем ещё... Но знаю, что если после всех перипетий с «Гоголь-центром», в результате всех неприятностей он прекратит съёмки фильма «Лето», то это будет главный подарок... Слышишь, Серебренников, не будешь снимать фильм, бросишь эту гадость - будешь на свободе. А не бросишь - сидеть тебе».

ЛетоСеребренников фильм не бросил и всё ещё не на свободе. А зрители теперь имеют возможность решить - хорош фильм или плох. В Пскове на премьерный показ пришло три человека. Это примерно раз в двадцать меньше, чем марте на фильм «Довлатов».* Что вы хотите? Лето.


Уже очевидно, что после премьеры часть заранее недовольных пересмотрит своё отношение к фильму (а заодно с удовольствием пересмотрит сам фильм). Зато остальные окончательно удостоверятся, что дурные предчувствия их не обманули. Всё зависит от того, что люди ждали. Если некоего байопика и строгого следования вещественным мелочам (хотя бы как фильме «Довлатов»), то они этого не получили. Такие зрители по-прежнему возмущены или в лучшем случае брезгливо морщатся и пишут в комментариях что-то про Рому Зверя, который пыжится сыграть самого Майка Науменко.


У Лу Рида в песне Perfect day («Идеальный день») - она звучит в фильме «Лето» - есть строфа в про зверей в зоопарке и про кино. Это идеальная строфа про фильм «Лето» и Рому Зверя, играющего лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко. Какой «Зоопарк» без Зверя? Майк по сюжету помогает Виктору Цою (Тео Ю) готовить первый альбом группы «Кино». Впрочем, Цоя в фильме играет не один Тео Ю. Цой говорит голосом Дениса Клявера, а поёт голосом Петра Погодаева. Всё это довольно похоже, особенно голос Погодаева.** Но ценность этого фильма не в правдоподобии, а в озорной театральности и романтической атмосфере.


На ум приходит скорее фильм «Ла Ла Ленд»,*** чем фильм «АССА» - где есть злодеи и герои.

«Здесь свои шуты, и свои святые...»

Учитывая обстоятельства создания фильма можно было ожидать чего-нибудь более мрачного и политизированного. Но «Лето» обходится без ярко выраженных злодеев.


«Лето» - о детстве ленинградского рока. Счастливом детстве.


На экране, в сущности, дети. Все главные герои без исключения. Майк (Роман Билык, он же - Рома Зверь), его жена Наталья (Ирина Старшенбаум, как написали в западной прессе - «точная копия американской актрисы Мэри Элизабет Уинстэд»), Виктор (родившийся в Кёльне Тео Ю), Леонид (Филипп Авдеев), Панк (Александр Горчилин)...


Дети слушают взрослых. Точнее, записи взрослых. Взрослые - это западные рок-звёзды: Марк Болан, Дэвид Боуи, Лу Рид, Дебби Харри... Подражают, переводят тексты и внимательно их читают. Участся. И пробуют сочинять что-то своё, делают первые шаги. Как и положено детям, у них платоническая любовь. И Виктор, и Майк любят Сладкую N.


Если бы не музыкальные сцены в общественном транспорте - в электричке и троллейбусе - то фильм бы получился одномерным. Чёрно-белая ретро-романтика, трогательные песенки, «сосны на морском берегу», позднесоветские зарисовки... Пропущенные через сито памяти воспоминания. Но в этот момент режиссёр нажимает на кнопку «абсурд», и начинает звучать западный рок, для начала песня Psycho Killer американской группы Talking Heads. Причём поют и подпевают пассажиры электрички. Запевает Панк в тельняшке. Думаю, это самая яркая роль в фильме. Панк, в котором очевидны черты лидера группы «АУ» Андрея «Свин» Панова. По вагону раздаётся на ломаном английском: «Я взвинчен, я весь на нервах», а советские пассажиры разных возрастов подхватывают: «Fa fa fa fa fa fa fa fa...»


Смешная сцена мордобоя в электричке, которой предшествуют нотации «советского человека» (Александр Баширов), задаёт фильму тон, открывая двери в другую реальность.


Как чёрт из табакерки то и дело выскакивает Скептик (Александр Кузнецов) со словами: «К сожалению, ничего этого не было. Но хотелось бы». Раз хотелось, то и было. Как была поездка Виктора и Натальи на троллейбусе, когда пассажиры поют самую известную песню Игги Попа The Passenger («Пассажир»): «Я - пассажир: еду и еду куда-то, проезжая городские окраины; я вижу, зажигаются как звёзды на чистом небе...», а Виктор вылезает на крышу. Рисунки, использованные в анимации, сделаны рукой Майка Науменко.


Характер героя фильма Майка - это характер лирического героя его песни «Сладкая N.». Оттуда, похоже, позаимствована связующая нить сюжета («интересно, где ты провела эту ночь, моя сладкая N.?»). «Сладкая N.» навеяна песней Лу Рида Sweet Jane.


То, что мы видим в фильме «Лето», похоже не на реконструкцию реальности начала 80-х годов, а на экранизацию песен - даже тех, которые в этом кино не звучат. Но они определенно звучали в голове авторов.

...И когда я вернулся домой, ты спала,
Но я не стал тебя будить и устраивать сцен.
Я подумал: «Так ли это важно, с кем и где
Ты провела эту ночь,
Моя сладкая N».

Одна из лучших вещей группы «Зоопарк» - песня «Шесть утра». Под неё в фильме Майк возвращается утром домой. Роман Билык - непрофессиональный актёр. В фильме он не играет, а живёт, проживает.

Лучшего дебюта в кино, учитывая приз в Каннах за музыку, желать трудно. Майк Науменко сравнивал город с цирком и зоопарком («Здесь свои шуты, и свои святые...») Шут - это Панк, а святой - это Майк. Майк умеет великодушно уходить в сторону, уступая место героям. Цою. Главные строки в этой песне, рассказывающей о городе и горожанах: «Я люблю их всех... Нет! Ну, скажем так, почти всех, // Но я хочу, чтобы всем им было хорошо».


В фильме «Лето» и Майк, и режиссёр Серебренников любят почти всех, и хотят, чтобы всем было хорошо. Хотя бы на экране.

«Лето! Оно сживёт меня со свету»

В этом кино снялся и один из героев знаменитого ленинградского рок-клуба Антон Адасинский**** Он играет хозяина квартиры. Хозяйку играет Лия Ахеджакова, Коллекционера - Сева Новгородцев, Боба - Никита Ефремов, очень похожий на молодого Бориса Гребенщикова, Анну Александровну - Юлия Ауг... Но самая интересная роль второго плана досталась Елене Кореневой - Женщина в красном. Тогда-то под дождём возле телефонной будки и начинает звучать Perfect day. Хотя эпизод основан на песне Call Me группы Blondie («Позвони мне»): «Прикрой меня, любовь - это алиби...»
На экране появляется и петербургская группа Shortparis - с песней All The Young Dudes Дэвида Боуи из репертуара группы Mott The Hoople. И те же слова, что есть в песне, только на русском языке звучат в фильме: «Тип из телевизора свихнулся, когда говорил, что такие, как мы, всё разрушают. Мужик, ты серьёзно? Зачем мне твоё ТВ, когда я могу послушать T.Rex»
Боуи писал не о советском телевидении, но в фильме «Лето» в конце брежневской эпохи они выглядят как нельзя кстати. Да и сегодня не устарели. Зачем нам это ТВ, если мы и без него можем слушать T.Rex и «Зоопарк»?


Причём на экране советского телевизора в фильме «Лето» не что-нибудь, а «Собака Баскервиллей» Игоря Масленникова (премьера состоялась в июле 1981 года), и Майк, комментируя, говорит, что это не английская и не советская, а какая-то «третья реальность». Свою реальность создают и герои фильма. В ней они живут, и в ней же потом умрут молодыми, но за пределами фильма.


Майк в «Песне для Цоя», сидя на берегу Финского залива, беззаботно поёт: «Лето! Оно сживёт меня со свету». И Цоя, и Майка не стало летом. Майк умрёт в августе 1991 году в 36 лет, Виктор Цой погибнет в 28 лет в августе 1990 года, Андрей «Свин» Панов умрёт в 38 лет в 1998 году - тоже в августе... Это в реальности. А в фильме «Лето» смерти нет. Это важно.Лето

***

Цой на экране - это, видимо, веяние времени. Пришло время. Свои фильмы готовят Алексей Рыбин и Алексей Учитель. Они-то, в отличие от Кирилла Серебренникова, знали Виктора Цоя лично. Рыбин (в «Лете» он фигурирует как Леонид) создавал вместе с Цоем группу «Кино», Учитель снимал документальный фильм «Рок». И в этом их главная трудность. Им сложнее оторваться от реальности, пусть и искажённой памятью. «Лето» говорит о том, что Цой жил, а мы расскажем о том, что он жив, - обещает продюсер фильма Алексея Рыбина Сергей Снежкин. - Мы знаем, как снимать это историческое полотно» (Цоя должен играть Данис Бухараев). Заметьте, «историческое полотно». Если бы Серебренников затеял снимать «историческое полотно», то это был бы провал. Но «Лето» - полная противоположность «историческому полотну». Это игра лёгкого воображения. Там свои шуты, и свои святые.


И ещё, несмотря на песню «Скоро кончится лето...», «Лето» только начинается. Впереди документальный фильм о фильме, выход саундтрека, а потом, глядишь, и выход режиссёра.

Иллюстрации:

Кадр из фильма «Лето».

*А. Семёнов. Призрачный город // №9 (881) от 07 марта-13 марта 2018.

http://gubernia.pskovregion.org/society/prizrachnyy-gorod/

**Пётр Погодаев, https://www.youtube.com/watch?v=7x6fsPZ-kzg

https://www.youtube.com/watch?v=3KV3Tc4G4qQ

***А. Семёнов. Поющие под звёздами // «ПГ», №2 (824) от 18 января-24 января 2017
http://gubernia.pskovregion.org/society/poyuschie-pod-zvezdami/

****А. Семёнов. Роковый корпус // «ПГ», №23 (795) от 15 июня-21 июня 2016

http://gubernia.pskovregion.org/culture/rokovyy-korpus/

Алексей СЕМЁНОВ

 

 

 


Имя
E-mail (опционально)
Комментарий