Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
32 33 34 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Эпоха Возрождения

Древо жизниКто-то назвал этот фильм самым красивым в истории кинематографа. Но при желании можно назвать его и одним из самых ужасных. Собственно, возгласы «это ужасно!» очень характерны для тех, кто успел посмотреть «Древо жизни» Терренса Малика. Так выражались и обычные зрители, и известные критики. Под тенью «Древа…» они объединились в едином возмущенном порыве.Древо жизни

И все-таки самое красивое в этой истории то, что «Древо жизни» показали в Пскове почти сразу же после того, как фильм удостоился «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля-2011 года. Вообще-то так не бывает. Особенно если учитывать жалкое состояние псковского кинопроката. Но тут случилось чудо. Есть подозрение, что произошло это по недоразумению. Видимо, всему виной Брэд Питт. В «Древе жизни» он играет главную роль, и предполагалось, что уж на Брэда Питта псковский зритель Древо жизниклюнет.

Красота «Древа жизни» не столько в «картинке», сколько в замысле. Малик решил снять фильм сразу обо всем. Заключить всю историю, начиная с сотворения мира, в один фильм, в котором играют всего несколько актеров, половина из которых – дети.

В каком-то смысле, это нечеловеческий фильм. Тем он и хорош. Это фильм-преодоление. Он противоположен почти всему, что считается сегодня модным и правильным. Пока одни сажают «Древо жизни», другие пилят и рубят. По этой причине «Древо жизни» бесит тех, кто мысленно движетсяДрево жизни в противоположном направлении. Там, где другие ищут страх и боль, Малик видит свет. И тем самым восстанавливает невинность.

Как это не дико звучит, но Терренс Малик снял настоящее семейное кино. В нем нет ни кадра, который нельзя показать детям. Другое дело, что большинство взрослых, приученных к простым сюжетам, его просто не поймут. Они стали как дети. Тем не менее, без таких фильмов как «Древо жизни» мировой кинематограф давно бы выродился в 3D-аттракцион.

 





Древо жизниВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
(«Псковская правда – Вече»)

Красиво о главном. Именно этими тремя словами можно охарактеризовать фильм «Древо жизни»* – обладателя «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля-2011 года.

Режиссер Терренс Малик не мелочился и создал фильм, способный привести как в восторг, так и в бешенство. Все зависит от угла зрения. Как выражается герой Брэда Питта: «Если хочешь преуспеть – нельзя быть добреньким». И Малик безжалостен к себе и зрителям. Он снял фильм-проповедь, навлекая на себя упреки в китче. Он решился объять необъятное, запечатлев все на свете, включая сотворение мира. Линейный сюжет отбросил в сторону, Древо жизнипустившись в путешествие и вырвавшись в космос, под воду, в пустыню, в лес, в кварталы стеклянных небоскребов. И оказался на поэтическом просторе, связанном воедино музыкой Брамса, Баха, Малера, Берлиоза, Деспла, Канчели

Музыку дополняют шорохи и всплески. На экране возникают динозавры, водоросли, птицы… И все это – нечто целое, объединенное в симфонию. Большой взрыв, приведший к созданию Вселенной, равновелик слезам матери, потерявшей сына.  В фильме много воздуха, воды и стекла. Но благодаря актерской игре – прежде всего игре Брэда Пита, Джессики Честейн и Хантера Маккракена, этот мир не кажется слишком искусственным.Древо жизни

Понятно, что Малик хорошо знает лучшие фильмы Тарковского, Кубрика и Вендерса, но и сам он уже превратился в классика, у которого есть свой голос. И этим голосом под ехидный свист он вытягивает особо высокие ноты.

Древо жизниСовременный кинематограф до истерики боится красоты и тщательно ее маскирует, насыщая и без того ужасный мир искусственными ужасами. Кроме того, нормальное кино сейчас опасается прямых высказываний, предпочитая пародийный подход и всепобеждающую иронию. Малик же абсолютно несовременен и поэтому обладает особенной силой. Объяснение одно: он не потерял корни.

Создатель «Древа жизни», которого часто любят сравнивать с Сэлинджером, подчеркнуто серьезен. Намного серьезнее, чем Джером Сэлинджер в своих повестях и рассказах о подростках. Фильмы он снимает так редко, что ему не до шуток. Шутки быстро выдыхаются, а тема, на которую он замахнулся на этот раз, настолько масштабна, что дух захватывает.

В «Древе жизни» два отца: земной и небесный. Земной – строгий и не всегда справедливый. Воспитывает трех сыновей, пытаясь Древо жизниприготовить их к жестокой жизни. Он дирижирует своими детьми, словно Тосканини, которого однажды при разговоре с сыном упоминает. Но отец не производит впечатления тирана. Это любящий отец, однако его любви оказывается недостаточно, чтобы подавить подростковый бунт. Бунт против земного отца быстро превращается в бунт против Бога. «Зачем быть хорошим, если Ты сам не такой?» Эти слова обращены к Богу.

Действительность описывается коротко и ясно: «Миром правят псы. Люди ненасытны. И чем дальше, тем хуже». Это с одной стороны. Но кроме двух отцов есть еще и любящая мать. Она одна, и любви ей хватает на всех. Многое перекликается с книгой Иова, которая цитируется и прямо, и косвенно.

Фильм у Терренса Малика получился не просто чистый, а лучистый. Наверное, поэтому  это многих и раздражает, что способен ослепить своей высокопарностью. Этот фильм вне времени и мимо кассы. Он нежный, как пятка младенца.

 

 

* Название: «Древо жизни»Древо жизни
Страна: США
Жанр: драма, фэнтези,
Год: 2011
Режиссер: Терренс Малик
Оператор: Эммануэль Любецки
В ролях: Брэд Питт, Шон Пенн, Джессика Честейн, Хантер Маккракен, Далип Синх, Фиона Шоу
Продолжительность: 138 минут

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий