Веселая «Карусель»

Карусель Павел 1Псковский драмтеатр реализовал инновационный проект «Павел I», который в действительности является реконструкцией спектакля, поставленного тем же режиссером Вадимом Радуном еще в прошлом веке.

Чтобы реконструкцию представить инновацией – нужен особый талант. И этот талант у людей, служащих  в псковском драмтеатре (на время превратившемся в театр «Карусель»), безусловно, есть. Однако этого недостаточно, чтобы присоединиться к дружному восторженному  зрительскому хору.

Крики «браво!» после окончания «Павла I» я воспринимаю как плохо скрытую насмешку. Мне же скрывать нечего, поэтому вынужден признаться: это не я кричал «браво».

«Павел I» режиссера Вадима Радуна хорош тем, что предлагает зрителям выйти за пределы аварийного театрального зала и не сидеть под люстрой, которая вдруг возьмет и обрушится. Гуманизм режиссера очевиден.

Но вот сказать, что дело происходит на свежем воздухе – невозможно. Воздух был несвеж – весь спектакль дымили бочки, установленные по обеим сторонам помоста в Довмонтовом городе.

Помост напоминает место казни. Вместо виселицы – трон.Карусель Павел 1

Российский трон как лобное место – правильная метафора. Весь спектакль Радуна, скроенный из двух пьес (Сеплярского и Мережковского), полон метафор. Но открытое пространство, призванное соединять, в значительной мере убивает замысел. Заталкивает его в гроб, который в спектакле, разумеется, тоже присутствует.

Внимание рассеивается. К тому же, актеры не то чтобы играют, а демонстрируют режиссерский замысел. Они скорее несут себя по земле, преподносят себя публике... Все происходит как бы ни всерьез, и здесь требуется филигранная игра, подчеркнутая театральными приемами. Но ни свет, ни звук, ни декорации на помощь не приходят.

Публика увидела очень небрежную постановку, в которой актеры перемещались, становились в театральные позы и пытались уверить доверчивых зрителей, что здесь происходит нечто грандиозное, трагедия всероссийского масштаба.

Но «Павел I» в нынешнем виде – всего лишь скромный спектакль для избранных, то есть для тех, кто все еще верит в гений народного артиста Вадима Радуна.

 

МАГИСТР МАЗОХИСТСКОГО ОРДЕНА ("Псковская правда - Вече")

На восстановление псковским театром «Карусель» спектакля «Павел I» повлиял юбилей.

Карусель Павел 1160 лет исполняется памятнику Павлу I. Его открыли на плацу возле Большого Гатчинского дворца 1 августа 1851 года в присутствии императора Николая I. А юбилейные торжества устроители праздника 2011 года в Гатчине захотели встретить в присутствии артистов псковского театра «Карусель».

Ступеньки к успеху

Модель статуи знаменитого памятника выполнил в середине XIX  века скульптор Иван Витали, вдохновлявшийся парадным портретом Павла I кисти Степана Щукина. Режиссер «Павла I» Вадим Радун в конце XX  века вдохновился сразу двумя пьесами – Александра Сеплярского и Дмитрия Мережковского. Лет десять назад режиссер, прогуливаясь по гатчинскому парку, подумал, что неплохо бы показать «Павла I» на ступенях лестницы. И вот в 2011 году Радуну неожиданно предложили привезти в Гатчину старый спектакль и показать его как раз на той самой лестнице. Отказываться он не стал. Но для начала надо было старый спектакль восстановить. Для этого пришлось выигрывать грант.

В постановке задействовали почти всю труппу Псковского академического театра драмы им. А.С.Пушкина. Как говорит у Мережковского великий князь Константин: «Сам бы король Прусский позавидовал. Ах, черт побери, вот это по-нашему, по-гатчински!» Правда, Константин потом предусмотрительно добавляет: «А все-таки быть беде...»


Особая атмосфера

До показа в Гатчине осталось полтора месяца. Пока же артисты, прежде чем отправиться в отпуск, продемонстрировали старого-нового «Павла I» в Пскове – в Довмонтовом городе у Приказной палаты.

За последние годы в труппе псковского театра драмы произошли серьезные перемены. Но главных героев «Павел I» не потеряла. В роли императора по-прежнему выступает Владимир Свекольников, а нити заговора все еще в руках графа Палена - Юрия Новохижина.

На всех афишах «Карусели» подчеркивается, что это театр в исторических памятниках. В этом, в значительной степени, и смысл выхода за пределы театральной сцены. Исторические памятники призваны выполнять ту роль, которую в закрытом пространстве выполняют декорации. Создается особая атмосфера. Если исходить из этого, то псковские показы «Павла I» производили странное впечатление. «Карусель» повернулась не тем боком. Исторические памятники, пускай и более ранней эпохи, не принимали никакого участия в действии. Более того, все было сделано так, чтобы зрители их не видели.Карусель Павел 1

Лицом к лицу

В Довмонтовом городе две трибуны установили друг напротив  друга, оставив в стороне и Приказную палату, и Троицкий собор. Так что у зрителей появилась отличная возможность рассматривать друг друга. Кроме того, можно было хорошо рассмотреть палатки с аппаратурой и звукорежиссером. Добавляем к этому прожектора, провода, большие шипящие колонки, дымящиеся металлические бочки и тому подобное. Атмосфера создается и вправду особенная, но не совсем историческая.

Спектакли начинали показывать в 21.30, что для времени белых ночей все равно что днем. Солнце продолжало бесперебойно светить. Но прожектора все-таки включали, ослепляя отдельных зрителей. Огонь свеч, который зажигали по ходу дела, пропадал в светлом пространстве. Следовательно, эффект, очевидно задуманный режиссером, был минимален. Обещанные «роскошь придворных празднеств и поражающая воображение иллюминация» растворились в воздухе. Надо было обладать слишком сильным воображением, чтобы увидеть здесь «роскошь придворных празднеств».

В честь рыцаря

В русской истории словно бы существует несколько Павлов I. В зависимости от политической конъюнктуры его преподносят то поборником рыцарской чести и реформатором, то сумасшедшим властолюбцем. Многолетние усилия историков, писателей и режиссеров привели к тому, что воспринимать Павла I сумасшедшим более привычно.  Но Дмитрий Мережковский был не из числа тех, кто следовал привычкам. Развеивая потемкинский дух, Павел Петрович в представлении Мережковского был рыцарем: без страха, но с упреком. Дон-Кихот в короне. Отсюда и к месту пришедшая фраза:

«В "Ведомостях" пишут: "Российский император, желая положить конец войнам, уже одиннадцать лет Европу терзающим, намерен пригласить всех прочих государей на поединке сразиться».

Самодержец, способный на самопожертвование. В таком случае, себя в жертву он уж точно приносил регулярно, как будто он был магистр не только Мальтийского, но и Мазохистского ордена.

Череп и кости

Карусель Павел 1Павел I у Радуна – беспечен и подозрителен одновременно. Император как любитель ритуалов и карнавалов. Он - большой ребенок в огромной стране. Многообещающий, но капризный. Если бы Дон Кихоту Сервантеса досталась императорская корона, он бы тоже еще неизвестно что наворотил.

В России, в некотором смысле, каждый правитель в какой-то момент в глазах многих соотечественников превращается в самозванца. Так что сюжет, в который вплетены первые лица: Екатерина, Павел и Александр - на все случаи жизни и все времена. У каждого есть свой скелет в шкафу. А если не в шкафу, так в гробу, как в случае с Екатериной II. Поэтому и появляется на сцене гроб со скелетом убитого гвардейцами мужа Екатерины и отца Павла. Осталось только осмыслить происходящее и короновать скелет, восстановив справедливость. А вот терзания убийц и сама сцена цареубийства создателей псковского спектакля, похоже, мало волнуют. Воронка российской истории засасывает словно бы сама собой.

Остается надеяться, что гатчинский показ «Павла I» пройдет в более подходящих условиях. Все-таки, несмотря на все свои странности, Павел Петрович был не самый плохой царь. Почти такой же хороший, как памятник ему.

 Фото Андрея Степанова

* Театр «Карусель» - первый в России репертуарный театр в исторических памятниках на открытом воздухе. Создан при Псковском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина с 1988 года. Художественный руководитель - Вадим Радун.

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

U9Z3n7bWzzI | y6kpzgto6a6@outlook.com | 05:49 - 17.04.2014
Whoa, whoa, get out the way with that good inotrmaoifn. http://zozaogltzvj.com [url=http://jtqksxpmee.com]jtqksxpmee[/url] [link=http://wawasa.com]wawasa[/link]
58DsJaOZt2g | odb231lqac@outlook.com | 13:04 - 16.04.2014
That's really thinking at an imrvsseipe level
kS2BVfHBG | nfaf1os3bg@hotmail.com | 08:46 - 15.04.2014
I thought I'd have to read a book for a dievcosry like this!
VAFCabVys32 | glr5t7jj@hotmail.com | 02:20 - 15.04.2014
That's a slick answer to a chnglenliag question