Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Кузница кадров

День СкобаряПамятник Скобарю был установлен в Пскове как раз на том месте, где когда-то находился кабинет психиатра в Детской поликлинике.

Памятник этот – временный, впрочем, как и все в этом мире, включая Детскую поликлинику, разобранную несколько лет назад до основания. В обозримом будущем на этом месте планируется построить музейное хранилище, а пока что здесь в так называемом Музейном квартале кроме памятника по большим праздникам устанавливают еще и большую сцену. Таким образом, 1 октября в Пскове отметили праздник с сомнительным названием «День Скобаря».

Несмотря на двусмысленное название, праздник не превратился в многочасовую попойку. Точнее говоря, многочасовая попойка была на этом празднике не самым главным событием.

Основное внимание привлекали действующие железные скульптуры, и здесь юмор и фантазия вошли в тесный контакт с кузнечным мастерством. В итоге получилось по-настоящему массовое гуляние, где нашлось место всем – и взрослым, и детям.

День СкобаряСамое важное в этом празднике то, что стали видны хорошие перспективы  еще не достроенного Музейного квартала. С одной стороны – центр города, исторический пейзаж, с другой – центральные улицы не перекрываются для движения транспорта. По соседству, в десяти шагах расположен Ботанический сад и Зеленый театр. Здесь же, неподалеку, филармонический зал, Поганкины палаты, Дом Масон и гостиница «Двор Подзноева». Есть где развернуться. Главное, чтобы не подводила организация.

Отдыхать без пива многие псковичи еще не научились. Поэтому соседний Ботанический сад уже к полудню превратился в место, где пили не останавливаясь. Пиву, как обычно, оказались покорны все возрасты. Полиция на такие вещи внимания не обращала. И все же главное происходило в переулке, который все еще носит название Комсомольский.Александр Ляпин

Окончание праздника получилось неожиданным. Предполагалось, что финал будет фееричным. Для этого из Петербурга пригласили знаменитого гитариста Александра Ляпина,* принимавшего участие в записи самых знаменитых альбомов Аквариума. Маленькую сцену установили прямо в «Кузнечном дворе».

К сожалению, финал получился смазанным. Выступление было абсолютно не подготовлено. А упившиеся немногочисленные поклонники, то и дело  выскакивающие на сцену, превратили  и без того неудавшийся концерт в фарс. И это было символично.

Если вдуматься, «День Скобаря»  закончился закономерно. Пока с наших улиц не выветрится пьяный дух, слово «скобарь» по-прежнему будет наводить на мысль о грубом, невежественном и ушлом провинциале, который лучше всего может делать только одно – наполнять себя алкоголем до отказа.

* Интервью с Александром Ляпиным  в 2009 году было опубликовано в № 2 «Городской среды» за 2009 г..

 http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=35


ПРЕОДОЛЕНИЕ СКОВАННОСТИ ("Псковская губерния") http://gubernia.pskovregion.org/number_560/08.php

День СкобаряКузнецы решили выжечь каленым железом память о скобаре как недалеком грубом человеке.

На тему «кто такой скобарь» написаны целые исследования. Судя по всему, само это название появилось совсем недавно – в тридцатые-сороковые годы ХХ века. И означало оно то, что написала Анна Ахматова в примечаниях к своей «Поэме без героя»: «Скобарь – обидное прозвище псковичей».

В более ранние времена о скобарях – ни в плохом, ни в хорошем смысле – никто не слышал. Во всяком случае, ни в летописях, ни в словарях, ни в художественной литературе слово «скобарь» не встречается.  Так что рассказы о Петре I и скобах – из области мифологии ХХ века. В Большом толковом словаре русского языка под редакцией С. А. Кузнецова, изданном в Петербурге в 2000 году,  «cкобарь» все еще фигурирует как «грубый, невоспитанный человек».

Вынести за скобки

Совсем недавно, на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов в ПДень Скобаряскове была предпринята попытка избавиться от негативного смысла, так сказать, «очиститься», придать слову «скобарь» благообразие и закрепить вновь рожденную легенду, связанную со скобамми. Наибольшую активность проявили псковские литераторы.

Сами псковичи не торопились называть себя скобарями, но многолетняя работа «по реабилитации» все-таки сыграла свою роль. Слово «скобарь» зазвучало часто и громко.

И все же скобарем себя назовет не каждый пскович. Но те, кто все-таки назовет, с каждым годом становятся все изобретательнее. Идея «отмыть чёрта до бела» никуда не исчезла. Желание сделать так, чтобы название «скобарь» произносилось с гордостью, оказалось сильнее многих прочих желаний. Тем более что идеей давно заразились псковские кузнецы, у которых фантазия еще более буйная, чем у местных писателей.

Между молотом и  наковальней

День СкобаряМногочисленные литературные альманахи под названием «Скобари» ушли в тень. За дело взялись крепкие ребята в фартуках, склонившиеся над наковальнями. И у них получилось лучше, чем у писателей.

Псковские кузнецы используют сильнодействующие средства. Они жгут сердца людей не только глаголом. Судя по празднику, который был устроен в Пскове 1 октября 2011 года, кузнецы решили выжечь каленым железом память о скобаре как недалеком грубом человеке.День Скобаря

При всей неоднозначности праздника под названием «День скобаря», само действо получилось необычайно живым. В каком-то смысле,  вышла антимасленица. Это тем более бросалось в глаза, что некоторые принимали участие и в Дне скобаря, и во «Всероссийской масленице». Митьки, например.  И тут подтвердилась старая истина: когда у организаторов  нет неистребимого желания удивить мир и освоить огромный бюджет, на первый план выходит творчество и азарт.

Подкованные люди

Кузнецы и их единомышленники сделали упор на наглядную агитацию. Сама мысль о том, что из железа сковать можно все что угодно, оказалась плодотворной. Поэтому на «Кузнечном дворе» появились кованый «снеговик», вращающаяся сказочная избушка, рождественская елка, гигантский револьвер (почти настоящий), кресло «под  мухой», множество больших и малых велосипедов. На голову каждый желающий мог водрузить кованую бескозырку или спрятаться за железной маской. Стоящие рядом кованые башмаки, соединенные цепью с тяжелой гирей, звали в путь. Каждый шаг давался с трудом.

Митьки и скобарьВ двух шагах от гири устроились питерские художники-митьки во главе с Дмитрием Шагиным. Четыре художника рисовали огромную картину, призванную навеки соединить митьков и скобарей. К вечеру готовую картину «Братание митьков со скобарем» отнесли в Псковский музей-заповедник.

Тем временем, из динамиков доносились композиции группы ZZ Top. Глава города Иван Цецерский стучал молотом в ритме барабанщика ZZ Top Фрэнка Бирда, а наибольшую активность проявили многочисленные дети. Особенно их интересовали велосипеды, револьвер и колокол. А под мухой можно было не только посидеть, но и покататься на ней.

Среди участников нашлись люди, которые были уверены, что в новой редакции Большого толкового словаря когда-нибудь появится новая запись: «Скобарь: вежливый, воспитанный человек». Смелое предположение.

 Фото автора

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий