Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Во множественном числе

Многострунные«Люди думают, что мы только польки играем, а когда приходят на концерты – видят, что мы и Баха играем, и Генделя». Концертмейстер из Вильнюса Аудроне Петручикайте с трудом могла найти время для разговора. Она привезла из Литвы на конкурс-фестиваль многострунных народных инструментов девять участниц.

Жребий распорядился так, что некоторые выступали одна за другой.

«У вас в Пскове больше слушателей и больше заинтересованности», - произнесла литовский концертмейстер Аудроне Петручикайте вскоре после того, как закончилось прослушивание очередного участника VI Международного фестиваля-конкурса исполнителей на многострунных народных инструментах.

В коридоре Псковского колледжа искусств атмосфера была точно такая же, как в обычном вузе перед экзаменом. Ожидание возле стенки, но вместо лихорадочного чтения  конспектов – разминка пальцев. Волнение нарастает. Для успокоения можно, словно четки, тихо перебирать струны. В многострунных народных инструментах их хватает. В карело-финской кантеле струн больше, чем букв в алфавите – 39.

Но участников конкурса было все равно больше, чем струн на кантеле. 182 музыканта из шести стран приняли участие в фестивале-конкурсе исполнителей на многострунных народных инструментах в Пскове.

Совсем юные музыканты начинают играть на инструментах со «щадящим количеством струн» - от 5 до 12. Чем старше ученик, тем больше струн. У гуслей струн может быть и 17, и 23. Примерно то же самое и у других многострунных – украинской бандуры, белорусской цимбалы…

Самые преданные поклонники многострунных народных инструментов из Пскова за годы существования международного фестиваля уже научились отличать цимбалу от бандуры, кантлес от канкеле, а цитру от гиджака и кобуз баса.

Хотя даже привычные псковичам гусли могут вызывать вопросы. Манера игры на них, оказывается, может быть разной. Участники конкурса из Москвы, к примеру, пристегивали гусли на ремни. С гуслями наперевес, по их мнению, играть удобнее.

 «В этом году я девять студентов привезла – из Вильнюсской академии музыки и театра и из Каунасской консерватории, - продолжает рассказывать Аудроне Петручикайте. - Это что-то феноменальное». - «Вы говорите о большой заинтересованности псковских слушателей, а нам казалось, что народная музыка в республиках Балтии более востребована». – «Народные инструменты у нас очень запущены. Нам очень трудно. Дома у нас нет таких залов, как здесь. У нас попса, а вы уважаете свои инструменты. С каким интересом и взрослые люди, и дети слушают».

Аудроне Петручикайте бывает в Пскове с 2001 года и знает город наизусть. Но в 2009 году она в Псков не приезжала. И никто сюда на конкурс-фестиваль не приезжал. У Псковской областной администрации не нашлось на проведение V фестиваля-конкурса денег. За то в том году они нашлись у Петербурга. В 2011 году в Петербурге деньги по-прежнему есть, но и Псков взял на себя определенные обязательства. Таким образом, получился Тройственный союз (Петербургская консерватория, Союз композиторов Санкт-Петербурга и Псковская областная администрация). Старт в Пскове, продолжение в Петербурге. В этом году гран-при фестиваля-конкурса получила исполнительница на цимбале Александра Денисеня из Белоруссии. Псковский дуэт гусляров (Ольга Глазова и Ольга Красницкая) из Псковского областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова стал лауреатом первой премии в номинации «дуэты, трио, квартеты». Всего в конкурсе-фестивале принимали участие 182 музыканта из России, Белоруссии, Латвии, Литвы, Украины, Узбекистана.

…Ромена Алексавичюте бережно заносит в аудиторию свой канклес и аккуратно раскладывает на нем белые лепестки медиаторов. Аудроне Петручикайте садится за рояль. Ведущие объявляют: «Валерий Гаврилин, "Перезвоны"». Ромена, словно гадая на цветке, выбирает подходящий медиатор и проводит им по струнам… Перед выступающими пять рядов стульев со слушателями, но самые главные слушатели сидят за шестом ряду за столами. Это члены международного жюри. Перед их глазами музыканты доказывают, что многострунные совсем не архаичные инструменты. По мнению члена жюри Тейкемы Янсонс, инструменталисты показывают современный исполнительский уровень. Тейкема Янсонс  считает, что «это авангардистская музыка, очень-очень популярная в мире. Древние, национальные инструменты соединяют с современной музыкой».

В мире, наверное, наименований многострунных народных инструментов не меньше, чем струн на них. Кусле, кокле, канкле, каннель, крезь, кобза, кобоз, кобуз… Не все они еще звучали в Пскове. Если какие-то из них в 2013 году здесь появятся, никто не удивится.

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий