Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Операция «Ы»

Леонид ФёдоровАукцЫон не стал юлить, а записал альбом «Юла». Записываться в студии группе в последние годы приходится не часто. Последний раз такое случалось четыре года назад, а до этого вообще была пропасть во много лет. Очевидно, что теперь период брожения закончился. Энергии еще полно, а музыкальные ходы расходятся в самые разные стороны.

Недоброжелатели АукцЫона могут быть спокойны – себе музыканты не изменили. Кто терпеть не мог АукцЫона раньше, тот и дальше будет кривиться. Зато остальным придется сделать поправку на «Юлу». Альбом не хуже, чем главные вещи АукцЫона из прошлого века. Сложно представить, что сегодня кто-нибудь другой в России смог бы записать альбом такого же качества

В октябре 2011 годы лидеры русского рока дали о себе знать в полный голос. В прошлом номере обсуждался альбом группы Аквариум «Архангельск», в следующем появится отклик на новый альбом группы ДДТ «Иначе». Но, пожалуй, выше всех взлетел АукцЫон с альбомом «Юла».

Подожженный фитиль

Новый альбом «Юла» группы АукцЫон уже со второго прослушивания кажется давно знакомым. Как будто он был всегда. Песни подобраны так, что расставание с любой из них на концерте нежелательно. Необязательных звуков в «Юле» нет и быть не может. «Юла» крутится в нужную сторону с самой подходящей скоростью. От первой песни «Огонь» по-настоящему пышет жаром. А сквозь жар проходит сдержанная и от этого подлинная грусть. Она уносится куда-то за горизонт,  «за далью даль // за раем рай // играй, играй». Все это припечатано цитатой: «Не уходи, побудь со мной». Уходить никто и не собирается. После такого впечатляющего начала глупо было бы уходить.

Во второй композиции - «Хомба» - начинается характерное для АукцЫона жонглирование словами. Это, своего рода, огненное шоу, как будто туземцы племени маори вращают свои пои, то есть горящие шарики на веревке.  У каждого слова – подожженный фитилек. «Хомба» вроде бы вещь заводная, но заканчивается она болезненным и честным выдохом: «И одиноко, и безнадежно». Фитилек догорел, дым рассеялся. Вместо дыма прилетела «Метель». В «Юле» вообще ко многому приспособлены крылья, «летели» здесь - ключевое слово. В альбоме все куда-то летят, кто вверх, кто вниз, в крайнем случае – катятся под откос. «Мы тоже летели // куда хотели». Все выше, выше и выше, как бы крылья не обжечь.

Бездна

Можно было бы сказать, что АукцЫон в смысле аранжировок вырос, если бы еще раньше, в прошлом веке, «аукцЫонисты» не забрались на недосягаемую для большинства других российских рок-музыкантов высоту. Возможно, это единственная наша группа, у которой нет западного предшественника-двойника. И восточного тоже нет. Скоморошество АукцЫона с Леонидом Фёдоровым во главе, подкрепленное джазовыми и роковыми выкрутасами, по-прежнему ни на что не похоже.
Юла
В «Юле» в группу вошел контрабасист Владимир Волков, отчего музыка стала еще изощренней. Однако «Юла» лишена тяжеловесной заумности. Все песни в альбомном варианте очень короткие. Время их звучания в минутах, словно ценники в дешевой лавке: 2.19, 2.18, 2.32. Но при прослушивании песни не кажутся оборванными на взлете. Внутренне время в них растянуто за счет сбивчивых ритмов, искреннего надрыва и глубины, в которой не видно дна.

В композиции «Шишки» прорезывается сказочный мотив. «Ушки на макушке…» Но тут же сказку сменяет быль: «Жизнь пуста…»    Поскребывание, поскрипывание, бормотание… АукцЫон превращает в музыку все, что попадается под руку. Сказочный путь по горам по долам продолжается в композиции «Полдень»: «Сам-пропадам-там».  Но АукцЫон не пропадает ни в полдень, ни полночь. Сам не пропадает и другим пропасть не дает.

На отдыхе

 В шестой по счету композиции под названием «Природа» в пространство, в котором пригрелись просвещенные слушатели, вламывается герой новейшего времени, с гордостью и первобытным бесстыдством заявляя: «На мне отдыхает природа, // в семье не без урода». Очень характерный для нынешних времен подход. Дескать, да, я такой. И что? Что вы имеете против? Оглашается звучный девиз:  «Я верю в трусость // и глупость считаю умом».

Вообще-то, АукцЫон всегда избегал прямых примет времени и сатирических разоблачений.  Здесь их тоже нет, но есть все та же сказочная дурашливость с настоящей слезой на румяной щеке. Лирический герой приосанился, надулся и приоделся. «Из тонкой ткани жилет на выход //жду указаний на вход». Но входа нет, также как и выхода. Точнее есть, но он обозначен в следующей песне, которая естественным образом вырастает из «Природы».

Владимир ВолковВ песне «Кожаный» («он кожаный такой, он модный») портрет героя приобретает более явственные узнаваемые черты: «Любитель пива и легкой наживы // всегда опрятен и немного груб // его друзья пока еще живы // а недруги затачивают зуб». История катится к своему естественному концу. Зуб уже достаточно острый, чтобы приступить к делу. Земная жизнь пройдена от пупка до тупика. Зарисовка с натуры: «А где-то кого-то убивают // никто не видит меткого стрелка» не оставляет иллюзий. Впрочем, смерть, как в хорошем кино, остается за кадром. Танцы на костях отменяются, но мутный осадок остается. «В этот день он был сердитый // и что-то не понравилось ему // и только медальон, насквозь пробитый // остался непонятно почему…»

Песня написана в жанре эпитафии. Хочется по быстрее проскочить мимо свежей могилы.

Мимолетное виденье

Вполне естественно, что следующая песня так и называется – «Мимо». Здесь  АукцЫон снова отрывается от земли. После вкрадчивого начала музыка заносит на недосягаемую для многих высоту, где «над нами звезды горят // а под нами птицы парят…» Место обозначено вполне определенно. Ниже звезд, но выше птиц.

Сложно представить, что сегодня кто-нибудь другой в России смог бы записать альбом такого же качества. В нем есть запредельное ощущение внутренней свободы, не переходящее в анархию. С чувством достоинства, не отрываясь от корней и не топчась на месте.

В последней трети композиции под названием «Летучая» возникший в самом начале альбома огонь вспыхивает с новой силой. За далью даль, за раем рай, играй, играй…  Хоровод духовых и клавишных работает как воронка. Затягивает. Смычок контрабаса указывает направление. «Летучая» - наиболее универсальная вещь в «Юле». Здесь проявляются джазовые фантазии, ощущение праздника, парад планет.Олег Гаркуша

Вместо ярости

На следующую вещь «Карандаши и палочки» снят клип, в котором музыканты переоделись в китайцев и сидят на полу с кисточками – тушью выводят иероглифы. На заднем плане болтается портрет Мао Цзедуна, а на переднем плане скачет Олег Гаркуша с накинутыми на руки веревочными петлями – изображает марионетку. В конце концов, его повяжут не только по рукам, но по ногам.
Смех и слезы сменяются отчаянным криком: «Скоро будет поздно!» Но «Юлу» слушать никогда не поздно и  никогда не рано. Это крутой альбом от слова «крутиться». «Юла» раскручивается медленно, но без остановки. Здесь видится и слышится перекличка с вертящимися дервишами, и чтобы описать чувства, которые вызывает заключительная композиция «Юла» да и весь одноименный альбом, лучше привести константинопольские воспоминания Петра Успенского столетней давности:

«Невольно я стал думать, почему же эту церемонию описывают как безумное вращение, которое повергает дервишей в ярость? Ведь если и есть в мире нечто противоположное ярости, то именно это верчение. В нем имелась какая-то система, которую я не мог понять, но которая явно угадывалась; и, что еще более важно, в нем было интеллектуальное сосредоточение, умственное усилие, как будто дервиши не просто вертелись, но и одновременно решали в уме труднейшие задачи».

Неправильная буква «Ы» в слове «АукцЫон» стала еще больше. Ставки возросли.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий