Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Музыкальный календарь

Календарь с кукушкойНовых книг в Пскове сейчас издают множество, однако мало о какой хочется говорить. Но о книге «Календарь с кукушкой» надо сказать обязательно. И не только потому, что я принял участие в редактировании этой книги.

Когда весной начиналась работа по подготовке текстов к печати, то еще не было понятно – что в итоге получится. Все-таки, Татьяна Замураева, прежде всего, сочиняет песни. Разрывать песни на части, отделяя слова от музыки и голос от слов – занятие рискованное. И здесь большую настойчивость проявил еще один редактор – Александр Мирвис. Он, в отличие от меня, к рифмам придирался больше. В результате его давления Татьяна Замураева сумела слегка отстраниться от песен, сосредоточившись на стихах. Автором и исполнителем своих песен она быть не перестала. Музыка осталась на каждой странице, хотя для  составления полного впечатления все же лучше слушать диски или ходить на концерты.
 
За последние лет десять Татьяна Замураева издала четыре альбома, и появление книги стихов – закономерно. Однако на этом закономерности заканчиваются. Татьяна Замураева сделала не только поэтический, но и героический сборник. Она совершила шаг, на который решится не всякий автор. Татьяна безжалостно прошлась по текстам своих песен. Искоренила неточные рифмы. Выбросила то, что не резало слух, но резало глаз. Вдохнула в стихи новую жизнь, не отказавшись от старой. Была одна жизнь, стало две.

Имелся другой вариант развития событий – сделать песенник, и тогда любой  читатель бы понял, что имеются в виду песни, в которых отдельным рифмам позволительно хромать. В конце концов, есть музыка, способная сгладить углы, оправдать неточности и вознести на необходимую высоту.

Но Татьяна Замураева не стала ждать ни от кого пощады. Песни звучат по-старому, а стихи – по-новому. Не надо делать поправки, оговорки и отсылки. Все это хорошо согласуется с внутренними законами, на которых основано творчество Татьяны Замураевой. Редактор книги Александр Мирвис в предисловии отметил: «предельно точная, почти медицински скрупулезная фиксация во всех подробностях собственного эмоционального состояния создает неповторимый эффект ее концертов». Та же безжалостная откровенность присутствует и в стихах, собранных под одной черной обложкой. Только слова становятся еще более беззащитными, потому что не подкреплены музыкой. Именно для самозащиты потребовалась дополнительная редактура. Татьяна Замураева переписывала давно привычные строфы со всей возможной и невозможной решительностью. Казалось бы, все настолько срослось, что любое проникновение в живую ткань разрушит стихотворение. Но ткань не затрещала. Наоборот, даже складки остались прежними, но появилась дополнительная энергия, открылись новые горизонты.Татьяна Замураева

Все вышло почти как в песне-стихотворении «Стены», которое заканчивается призывом: «К черту стены, стройте мосты!» Первая книга Татьяны Замураевой, вышедшая в юбилейный для нее год, как раз и есть такой большой мост. Он не разводится, в нем заложена дополнительная прочность. За это отвечает еще и дочь Татьяны Алина Семёнова (Замураева). Ее рисунки иллюстрируют «Календарь с кукушкой» и по духу близки стихам.

Стихи и песни Татьяны Замураевой призваны преодолеть одиночество. Об одиночестве Татьяна вспоминает часто. Отсюда и возглас: «Не уходите, гости дорогие!» Кукушка, наверное, оказалась нужна не только часам, но и календарю потому, что она способна регулярно нарушать тишину. «Захлебнулся мой дом тишиной, // Когда гости, устав, разошлись». Но ведь когда гости расходятся, тогда и начинается творчество.

В «Календаре с кукушкой» многое основано на звуках. Тишина разгоняется всеми доступными способами: «В камине щелкают поленья, // Как будто семечки грызут». Тишину загоняют в угол, растворяют в бокале, топят в морских волнах. Так рождаются стихи и песни.

 «Нас отлучают от небес // За все несделанное нами…», - написала когда-то Татьяна Замураева. Появление «Календаря с кукушкой» - тот самый случай, когда еще одна мечта воплотилась. Дело сделано. И это значит, что пора думать о каких-то новых открытиях.

Алексей СЕМЁНОВ

В качестве дополнения мы приводим фрагменты из трех статей «Городской газеты»прошлых лет, в которых рассказывается о предыдущих концертах и дисках Татьяны Замураевой.

Редакция

ОТКРОВЕННОСТЬ ЗА ОТКРОВЕННОСТЬ

Часть первая

В Пскове состоялся концерт-презентация альбома Татьяны Замураевой «Рассыпались бусы».

Попасть в окружение

/…/ Музыканту важно выдерживать ритм. Речь не только об отдельно взятой песне. Выход очередного альбома – это тоже своего рода способ поддерживать ритм жизни. Это не только претензия на бессмертие, но и один из немногочисленных способов сохранить себя сейчас, здесь.

Татьяна Замураева, пожалуй, свой ритм нашла, выпустив очередной сольный альбом.* В подобных случаях принято говорить, что автор «закрепляет успех». Однако в данном случае говорить об этом неуместно. Каждый из трех альбомов по-своему хорош, но псковской публике до этого дела нет. Успех ограничен Малым залом ГКЦ. Не то, что в соседней Латвии, где псковичку Татьяну Замураеву ценят совсем по-другому. И это первый довод в пользу творчества Татьяны. В нашем городе успех давным-давно равномерно распределен среди своих (музыкальный, литературный, театральный...) Официоз процветает точно так же, как и в советские времена. Только денег на культуру сейчас выделяется меньше, и поэтому взглядов косых стало больше. Обычное дело. Зато появилась возможность записывать альбомы, в которых играть словами и музыкой. И Татьяна Замураева этой возможностью пользуется, стараясь не повторяться. Ищет (с помощью Дениса Ковальчука и Андрея Васильева) новые пути. В этот раз их всех вывело на блюзовую тропу (в песне «Ветер»). И это получилось очень своевременно.

Зазеркалье

Голос Татьяны на некоторых треках стал жестче, слова – безжалостнее. Но это лишь следствие ее абсолютной искренности, без которой творчество Татьяны Замураевой представить немыслимо. Отчасти искренность можно даже считать ее недостатком - уж слишком это выглядит вызывающе.

Альбом «Рассыпались бусы» записан с большой любовью и аккуратностью. Все расставлено по местам. И ноты, и образы. Все в песнях занимаются своим делом. Стены – давят, ветер – разминает крылья, человек – живет и ждет. Иногда, правда, над всем этим промелькнет тень уныния. Уныние, впрочем, идет, в основном, от автора текстов песен «Мне кажется, что здесь я не живу» и «Там всегда что-то есть…». Все же остальные вещи, написанные самой Татьяной, так или иначе, говорят о надежде.  К этому присоединяет свой голос и автор слов песни «Расплескалась ночь в бокале». Надежда – ключевое слово на альбоме – появляется если не наяву, то хотя бы во сне, потому что «сон – это шанс вернуться, еще раз прильнуть к плечу…». Но наяву тоже можно жить. Страх притупляется и, в конце концов, исчезает. По крайней мере, в зеркала позволительно смотреть бесстрашно.

Бусы, как поется в песне, рассыпались. То есть, рассыпалось все то, что составляет жизнь – любовь, усталость… Надо полагать, куда-нибудь под кровать закатилось и уныние. Так вот, когда все будет снова нанизываться на нитку, уныние можно как бы случайно и не заметить.

Часть вторая

Татьянин день         
                                  
 В Пскове записан и выходит в свет новый диск Татьяны Замураевой – «Сезон дождей, сезон свирелей». С момента выхода предыдущего альбома «Старая картина» прошло почти четыре года. Что произошло за это время в творчестве Татьяны? Об этом и о многом другом мы  беседовали с автором и исполнителем своих песен Татьяной Замураевой. Но прежде несколько слов о творчестве Татьяны.

Есть стандартная фраза: «Он(она) не нуждается в особых представлениях». Но в данном случае, по-моему, это не совсем так. Известность Татьяны Замураевой в нашем городе не соответствует уровню ее таланта. /…/

Принято считать, что песни Татьяны относятся к жанру так называемой авторской песни. Во всяком случае, именно фестивали авторской песни позволили ей когда-то выйти на сцену. Это помогло Татьяне найти своего слушателя, но, в то же время, задало определенный стереотип восприятия. На мой взгляд, ее лучшие песни абсолютно не соответствуют сформированному за несколько десятилетий канону авторской песни, тем и хороши.

Не случайно, существуют вполне успешные попытки исполнения со сцены песен Татьяны Замураевой другими певицами. В каком-то смысле это эстрада, но, опять-таки, с легкостью можно найти десять отличий и от эстрадной песни. Отчасти романс, блюз… Последний альбом как раз окрашен в блюзовые тона, хотя классических блюзов в нем нет и быть не может. Все это можно назвать песнями из несуществующих фильмов и спектаклей. А можно вообще никак не называть. Песни сами за себя говорят. Но о чем бы Татьяна не пела, все равно получается о любви – светлой, грустной… Грусти больше. Но еще больше искренности. Это не самое востребованное сейчас чувство. Так называемый шоу-бизнес боится этого сильнее, чем чего-либо еще. В моде искусственные чувства, искусственные голоса. Многим слушателям хочется расслабиться, отдохнуть… Песни Татьяны Замураевой расслабиться вряд ли дадут.

«Новый диск – это движение»

- Татьяна, наконец-то новый альбом готов. В нашем городе сделать качественный по звуку альбом не так-то просто. Расскажи, как проходила запись.

- Тяжело, в нечеловеческих условиях (улыбается).  Но есть друзья, у друзей еще друзья… Андрей Константинов предоставил студию и аппаратуру. Звукорежиссером был Олег Гусев. Сведением гитарных партий и голоса занимался Михаил Алексеев, человек с математической педантичностью. Студия непрофессиональная, но столько души было вложено, столько желания… И не только моего, но и Дениса Ковальчука, Андрея Васильева, Михаила Алексеева.

- Чем новый диск отличается от предыдущего?

- На первом диске партии двух гитар исполнял Яша Ермаков. Здесь же уже  два музыканта. Причем, совершенно разных. Если один играет рок, то второй тяготеет к лирике, он бард. Не могу сказать, что новый альбом получился лучше, чем предыдущий. Он просто другой. Возможно новый диск – шаг в сторону, но, во всяком случае – это движение.

- Этот альбом не воспринимается как альбом именно авторской песни. Для меня это существенно. А для тебя?

- Для меня это в принципе не важно. Я никогда не придавала этому значения.

- Но волею судеб когда-то ты оказалась на сцене клуба самодеятельной песни.

- А куда было еще идти? На тот момент у меня было понятие – если ты сам что-то написал, сам что-то сыграл, то ты бард. Хотя сама я себя к ним специально не причисляла. Я просто писала то, что не могла не писать.

- На новом диске три песни написаны на чужие слова.

- Да, но я не могу сказать, что это чужие стихи. Не пропустив это через себя, не почувствовав  полностью своим – я не буду это петь. 

- Как ты относишься к исполнению твоих песен другими певицами?

- Я знаю, что Татьяна Саксаганская из Вентспилса с моей песней даже стала лауреатом конкурса в Таллине, что вселяет в меня некую уверенность. Но это была уже не моя песня, с другим голосом, с другими интонациями, акцентами.  Наверно, так и должно быть. Либо ты поешь по-своему, либо это вообще не надо делать.

Что дальше?

- Когда выходит новый диск или книга, то неминуемо возникает вопрос: «А что дальше?»

- Этот вопрос меня мучает уже недели три. Над альбомом мы начали работать в декабре прошлого года. Год был утомительный. Все устали крутиться по кругу. Хочется быстрее сбросить  груз. А впереди поездка в Вентспилс на фестиваль «Татьянин день». И, конечно же, презентация в ГКЦ. На диске всего пятнадцать песен. Для концерта этого мало. Естественно, мы доработали еще несколько вещей. Денис Ковальчук сказал: «А что они будут пропадать?» Насколько я поняла, мы будем продолжать над ними работать. Возможно, они лягут в основу будущего диска. А еще я очень надеюсь, что после отдыха мы будем записывать диск Андрея Васильева.

- А нет желания сделать что-нибудь совсем не бардовское?  Чтобы не возникало никаких разговоров – авторская это песня или не очень.

- Михаил Алексеев – он делал нам мастеринг, предлагает оркестровые обработки моих песен. Народу нравится, песню «Звездное кафе» уже крутят на радио в Калининграде, но я к этому пока что не готова. Можно, конечно, использовать флейту…

- Скрипку, саксофон…

- Все можно. Расширится музыкальная палитра. Тем более что у меня  музыканты неординарные – Андрей Васильев и Денис Ковальчук. Они понимают друг друга буквально с полуслова.

- Слушатели спрашивают: Татьяна Замураева в жизни такая же грустная, как ее песни? Что ты можешь на это ответить?

- В какие-то минуты мне хочется побыть одной, запереть дверь, выключить телефон и потерять ключи. А изначально, по натуре своей, я, наверно, человек веселый. Но, не прочувствовав то, что есть в стихах, нельзя ничего написать.

 От Пскова до «Ленинграда»

- Концерты ты даешь не часто, но все-таки иногда они бывают. А какие ощущения от концертов?

- Чаще они вдохновляют. Но концерты в нашем городе для меня всегда даются тяжелее, отнимают много сил. Когда чужие люди в зале, то петь проще. Здесь же ты поешь для тех людей, которые тебя знают. Предположим, что шесть из десятерых тебя готовы принять, а остальные еще подумают…
   
- Для тебя важно, что подумают другие?

- В плане творчества – это важно всем. А что скажут лично обо мне, о моей жизни, о том, как я выгляжу, с кем общаюсь, кто у меня друг – совсем другое дело. Это мое право выбирать. Я не буду слушать никого и никогда.

- Что ты можете сказать о нашем шоу-бизнесе? Сталкивалась ли ты с ним?

- Да (оживляясь). Я столкнулась с ним лоб в лоб. Недавно меня пригласили в Москву, в Останкино, в продюссерский центр.  Их даже не смутил мой возраст. Мне сказали, что мы из тебя сделаем двадцатилетнюю девочку. Интересовались моей танцевальной подготовкой. «Пятнадцать лет бальных танцев», - гордо сказала я. Но им нужен… стеб, типа Ленинграда. Или «деточки-малолеточки». Я решила, что это не мое. Надо себя ломать. А меня нельзя ломать. Они готовы были уже к Новому Году крутить по телевидению клипы. Уже были деньги. Надо было всего лишь к ноябрю написать две «стебные песни», как мне сказали. Напоследок я подарила им два своих диска и уехала. Они сказали, что у меня прекрасные песни, но не коммерческие. А коммерческие я не умею петь, у меня для них не хватит таланта (смеется).


Часть третья

Надежда на будущее

В Пскове состоялся концерт «Не принцесса» Татьяны Замураевой.

Это не был последний концерт Татьяны Замураевой. Хотя на самом концерте, перед тем как спеть несколько песен на бис, Татьяна сказала: «Думала, что это последний мой концерт. Надо уходить вовремя».

Убежден, что псковичи могли бы быть внимательнее к творчеству Татьяны Замураевой. Хотя бы так, как внимательны жители латвийского Вентспилса. Но это еще не основание, чтобы уходить со сцены. Наоборот, нынешний концерт еще раз показал: песни ее нужны. Возможно, сейчас они нужны еще больше, чем вчера. Песни эти не сделаны, не сконструированы. Ее песни - ее судьба. Они приходят и остаются. Со многими из ее песен хочется дружить. А с некоторыми может дойти и до любви.

Я бы не рискнул называть песни Татьяны Замураевой бардовскими. Тем более это не рок и не эстрада. Возможно, как раз из-за такой неопределенности кто-то еще их не расслышал. Ничего страшного. Повод еще подвернется.

К сегодняшнему дню издано три диска («Старая картина», «Сезон дождей» и «Рассыпались бусы») На них записано 47 песен. Избранного хватит на три полноценных концерта. О неизданном я и не говорю.

Концерт показал, что весна Татьяне Замураевой по-прежнему к лицу. И грусть в ее песнях – все-таки не тоска, а источник вдохновения (иногда – вообще источник жизни). Конечно, «баркас без моря – лишь дрова», но баркас с названием «Лаймэ» («Счастье») хоть и выброшен на берег, но продолжает плыть. Потому что здесь вступают в силу поэтические и музыкальные законы, а таким законам даже море – по колено.

Женщины слышат в ее песнях свой голос и как будто бы смотрятся в зеркало. Мужчины слышат в них своих женщин и как будто смотрятся в их глаза. Повторюсь, это - судьба. А от судьбы не уйдешь таким же образом, как можно уйти со сцены.

Мартовским субботним вечером  Татьяна не исполнила ни «Фею», ни «Зеркало», ни «Стены»… На сцене не было ни Андрея Васильева, ни Дениса Ковальчука. Но это все равно был один из лучших концертов Татьяны, которые я видел. Очень помог хороший, а в данной обстановке - почти идеальный звук.

Если верить афише – перед нами выступала не принцесса. Так и в зале толпы прекрасных принцев не наблюдалось. Принцев не было, а прекрасного было достаточно.

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий