Инакомыслие на словах, в словах и в музыке

Юрий ШевчукКазалось бы, только совсем недавно лидер ДДТ Юрий Шевчук рассуждал о «нимбе патриотизма над Путиным» и защищал его от нападок. И вот теперь он же произносит антипутинские речи и производит антипутинские песни.

Прямое участие в политической жизни никогда не шло на пользу музыкантам. Но безучастное отношение часто приносит вред. Так что нет ничего удивительного, что именно группа ДДТ выпустила альбом для инакомыслящих. Новый альбом под названием «Иначе» посвящен трудной дороге к свободе.

Юрий Шевчук написал поэму о рождении Новой России. А заодно и о спасении старой. «Мы раненую Родину несем на спине, // Щурясь, выползая на свет». Рождение и спасение происходит в муках. Надеяться кроме самих себя не на кого. «Господь устал хранить нас - дураков от нас же самих».

Шевчук произвел, и уже не в первый раз, революцию. Не в стране, а в отдельно взятой группе. Когда-то, в перестройку, переехав из Уфы в Ленинград, он сменил состав группы ДДТ полностью. То же самое произошло сейчас. Почти никого из старого состава не осталось. Нынешней группе ДДТ присущ более электронный звук. Это чем-то напоминает U2 времен альбома «Pop».ДДТ Иначе

Иными словами, если раньше звук ДДТ отсылал слушателей в 80-е годы прошлого века, то сейчас – в 90-е. Хотя уже видны усилия, направленные на то, чтобы, наконец, переместиться в ХХI век.*

Свободный выбор

Альбом ДДТ «Иначе» посвящен избавлению от шаблонов и сбрасыванию оков. Поход от неравнодушия к одухотворению полон трудностей. Инакомыслящим свобода видится где-то в недосягаемом далеке. Преодоление происходит с помощью огромного количества слов. Альбом не только многослоен, но и многословен. Это смелая попытка заполнить отвратительную пустоту, о которой в самом альбоме «Иначе» так много сказано. Лидера ДДТ Юрия Шевчука словно разрывало изнутри, и он напел, наговорил двойной альбом: концептуальную программу под названием «Иначе» и почти такого же объема Postskriptum. Итого получилось 28 новых композиций (16+12).

Появись подобный альбом лет десять-пятнадцать назад, он бы вызвал недоумение. К нему бы критики и обычные слушатели придирались с большей готовностью. Теперь же, в условиях обветшалого путинизма и гламурного империализма, «Иначе» слушается действительно по-другому. Плакатность стиха кажется неизбежной, тем более что Шевчук все-таки о поэзии не забывает. Отсюда, видимо, и переизбыток метафор, их нагромождение. Поэтика и политика стараются двигаться в ногу. Временами это получается.

Прививка от СПИДа

ДДТ ИначеМузыкальных и поэтических открытий в новом альбоме искать не стоит, но ДДТ образца 2011 года берет другим – энергией и убежденностью. Все это подкрепляется профессионализмом. Наибольшее впечатление производит ритм-секция: барабанщик Артем Мамай и басист Вадим Невелев.

Чтобы правильнее понять новый альбом, его надо постараться воспринять как единое целое. Проще это сделать на концерте. При подготовке новой программы Шевчук ориентировался на наиболее масштабные международные образцы стадионного рока. Именно там, на стадионе, оказавшись в толпе под сценой и наблюдая за видеорядом на большом экране, проще понять общий замысел.

Движение в альбоме направлено от рождения человека к рождению свободного человека. Сон разума крепок, «Гавриил протрубил отбой», и на белый свет «выползает на свет новый фюрер, // пророк с головой козла».

На музыку положены слова, которые песенными назвать сложно: «При коммунизме человек теряет личность, батальонам она не нужна. // Капитализм человека делает вещью, а на каждую вещь есть вор…» Но группа ДДТ в нынешнем виде способна оправдать почти каждое слово, даже такую непоэтичную фразу как: «Мою Родину сожрал СПИД!» К подобным словам требуется что-то более жесткое и менее напевное, чем привычные мелодические ходы ДДТ. Запоминающихся мелодий в альбоме «Иначе» немного. Никто спьяну не запоет в караоке-баре «Мою родину сожрал СПИД!» вместо «Последней осени».

Временные трудности

С каждой новой композицией в «Иначе» женские черты России проступают все более явно. «И мы дарим друг другу время на память // Россия – женщина с героическим прошлым, // Немного светлым, немного пошлым // В постели с настоящим как вечность в бурьяне». Кошмарные образы переполняют автора текстов: «Россия – невеста, век с мертвецом //Мы так напились, мы готовы пропасть».ДДТ Иначе

Попутно Шевчук открещивается и отмахивается от тех, кто набивает свой карман и толкает страну в пропасть. «Быть богаче и толще – не значит выше», - поет он, пока Новую Россию бросает из жара в холод. Суровые будни и не менее суровые праздники следуют друг за другом. В этом хаосе и зарождается та самая Новая Россия. «У хозяина праздник - рабы и холопы ищут крошки на царском столе, // А мы наблюдаем как в нашей тоске вновь закаляется сталь». Музыканты ДДТ со своим жестким альбомом, наверное, должны ощущать себя сталеварами.

Самой запоминающейся песней альбома, как и предполагается, становится «Свобода». Она напоминает прежние хиты ДДТ «Свобода, ты нам рассказала какого мы рода», - поет Шевчук, приберегая на прощание заклинание: «Завтра все будет иначе, // Завтра все будет иначе».

 Иначе становится уже сегодня, если первую и вторую часть двойного альбома слушать подряд. Postskriptum приносит легкость, которой не достает в первой части. Здесь все более напевно и просто. Шевчук больше не скрывается за громадьем замыслов. Он как бы сбрасывает с плеч тяжесть и входит в привычную реку. В его песнях, написанных за последние лет десять и теперь собранных вместе, больше ехидства и сатирических нот. Но и лирические баллады, которые при желании можно напевать, тоже прилагаются. В конце концов, последняя вещь под названием «Хич» вообще сделана в бардовском стиле, из-за которого понятие «русский рок» стало в определенных кругах ругательным. Однако здесь такой стиль уместен. Postskriptum словно дан вдогонку специально для тех, кого утомила огромная махина «Иначе», состоящая из 16 частей.

Их Сиятельство

ДДТ ИначеШевчук не стыдится быть прямолинейным, делая героями своих песен людей, чьи имена даже неловко произносить вслух. Он их и не произносит, его плакатный стих избавлен от скверных имен и фамилий. Если он переходит на личности, то рифмует тех, кого назвать не стыдно. Кокто, Шагал, Рембо

Составленный из отдельных, не связанных единым замыслом песен, Postskriptum кажется более цельным – за счет привычных Шевчуку музыкальных решений. Их сопровождает парад героев, один другого сомнительнее.

Первым делом появляется завсегдатай «телепомоек» - некто Серый боров, в котором нетрудно узнать до боли знакомого персонажа, который, в отличие от Шевчука, на всероссийском экране появляется постоянно:

«Благодарный слуга, долетел до высокой награды,
Был простой педераст, оказался большой патриот,
Искрометный танцор на шесте, и тебе очень рады
Их Сиятельство сами, если пресса, конечно, не врет».

Пресса на этот раз не врет. Их Сиятельство удостоил лично.

Пока Серый боров получает заслуженную награду, в «Моногороде» «безработица бродит по улицам» под звуки разухабистого молдовано-балканского оркестра. Шевчук надевает маску безработного и признается: «Попросив продавщицу зажмурившись, я с наганом зашел в магазин». Частная история то и дело переходит в историю государства: «Сократили державу до фантика, // правда выжил наш ядерный щит…»

Еще в одной песне, названной «Басня о власти», страну не сократили, но зато проиграли - в джек-пот. У поющего возникают закономерные вопросы, один из которых адресован «Их Сиятельству»:

«Господин президент, что вам снится ночами // в нашей дикой стране в сей тревожный момент? //Господин президент, что они вам кричали // Эти сто несогласных, наверняка комплимент».

Сотня несогласных к концу песни превращается в миллион. После миллиона делается неизбежное резюме: «Спи спокойно, дорогой товарищ».

В недавнем интервью газете «Метро» Юрий Шевчук недвусмысленно обозначил свою позицию по отношению к «дорогим товарищам». «Мне жалко этих людей - и Медведева, и Путина, - сказал Юрий Шевчук. - Я бы им предложил просто отказаться от власти, чтобы у них было будущее. Но у них его уже нет. Я вижу в них людей обреченных. Обреченных на власть. Я лично пришлю и тому, и другому книгу: "Осень патриарха". Великая книга…»*

Краткое содержание романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Осень патриарха» укладывается всего в две-три строки: «На  исходе  недели  стервятники-грифы  разодрали  металлические оконные сетки, проникли через балкон и окна в президентский дворец…»

Поэма о рождении Новой России получилась громкая, но небезнадежная.


Алексей Семёнов

* Новый альбом группы Аквариум "Архангельск": "Назад в Аквариум", http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=1109

Новый альбом группы АукцЫон "Юла": "Операция Ы", http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=1115

** http://ddt.ru/press/metro2011

Группа ДДТ выступала в Пскове часто. В последний раз это произошло лет пять назад на День десантника. Тогда в «Городской газете» появился первополосный материал под названием «Сны солдата». На титульной фотографии не слишком трезвый десантник вознесся на вершину городского фонтана и  расшатывал его основы.

Редакция

СОН СОЛДАТА

ДДТ Сны солдатаЗа несколько дней до приезда в Псков Юрий Шевчук выступал с программой «Акустик-барокко» вместе с симфоническим оркестром «Эрмитажа».

Перед боем

И вот вместо эрмитажного дворика – снова стадион, многотонная аппаратура, день ВДВ, суровые парни в тельняшках и голубых беретах в роли слушателей. Таков Шевчук. Он всюду. То он приезжает на Грушинский фестиваль и становится бардом. То дает концерты вместе с Гражданской обороной и к тому же оказывается, что ему не чужд Мэрелин Мэнсон. Но Шевчук не сможет не принять участие и в создании телефильма об истории Русской православной церкви. И в награду получает Патриаршью грамоту. А потом начинает разоблачать «государственных воров» и вообще вести себя как яростный оппозиционер. И тут же видит «квадратный нимб патриотизма над Путиным» и берется доказывать, что у президента «нет злого умысла, жажды обогащения». Просто он «в одиночестве среди людей, которым не доверяет, как Сталин когда-то».

Окопная правда

Рок-н-ролл для Шевчука – это передовая. И он с этой передовой старается далеко не отлучаться. Тем более что противников, как всегда, предостаточно. Исчезают одни, появляются другие. Он слишком давно ввязался в бой, чтобы останавливаться. Мишени он при этом выбирает разные. Иногда это целая Вселенная («Я Вселенной вчера между глаз звезданул, / Подняв свой земной престиж».) Иногда что-нибудь до ужаса мелкое, вроде так называемой попсы. «Попса носит модные косоворотки, пробитые кровью погибшей Нирваны». Но такое ощущение, что силу в удар Шевчук вкладывает одинаковую.

Прорыв

Сцену на стадионе «Машиностроитель» установили прямо посередине футбольного поля. Пустили дым, после чего лидер ДДТ вышел из подтрибунного помещения в сопровождение пяти омоновцев, поднялся на сцену и исполнил «Дождь». По-другому, наверно, в этот дождливый вечер начинать было просто нельзя. Потом Шевчук стащил рубаху и оказался в тельняшке. Десантники оживились. Позднее один из них прорвется со знаменем на сцену, будет «обезврежен» охранником, но затем великодушно допущен к микрофону. «Псков, я тебя люблю! – крикнет этот десантник, стараясь твердо держаться на ногах. – Кто-нибудь против?» Никого против не окажется…

Без вести

Создав за последнее десятилетие невероятное количество необязательных песен, Шевчук вдруг написал мощнейшую вещь, выражающую саму суть нашего времени. Я имею в виду «Пропавший без вести». Она прозвучала на концерте третьим номером. «Пропавший без вести, я верю – ты живой. / Вас миллионы бродят между нами. / Смотрите на могилы с номерами / И на свой путь, очерченный прямой». Метущаяся душа Шевчука может уловить то, что другим не под силу. Может быть как раз потому, что мечется. Сколько сейчас живет по всей России без вести пропавших людей? Причем, многие из них никуда не исчезали, живут в своих домах, носят свои имена… Но, тем не менее, пропали. Совсем пропали.

Замполит

Юрий Шевчук – своего рода проповедник. В этот раз его обращение к аудитории было кратким: «Размножайтесь, друзья мои! Размножайтесь! - Вспомнив про наступление китайцев, он закончил афористично: - ВДВ – это семя России!» Вот так вот.

А чтобы усилить эффект, лидер ДДТ прочитал стихотворение о сне солдата. То самое, где женщину заменяет одеяло.ДДТ Сны солдата

Боевой техники, в смысле – аппаратуры, из Питера навезли огромное количество. Музыканты играли добросовестно. Честно играли. Когда говорят о так называемом «русском роке», то, как правило, в первую очередь и произносят: честный. Если что-то не так, то наготове аргумент на все случаи жизни: «Зато мы играем честно». А еще любят добавлять слова «духовность» и «поэзия». Это именно Шевчук когда-то сказал: «Лет через сто российский рок будут изучать, как поэзию Серебряного века». Давайте подождем сто лет и посмотрим.

«Дураки называют нас совестью рока, циники видят пиар», - поет ДДТ. Не хочется выглядеть дураком или циником. Поэтому лучше промолчать.

Боевой расчет

Скажу вещь почти кощунственную. Шестнадцать лет назад в «Зеленом театре» на скромной аппаратуре ДДТ звучали лучше. Тем более что тогда в Псков вместе с ДДТ приезжал гитарист Алисы Игорь Чумычкин. Сейчас с того состава почти никого не осталось. На басу играет Павел Борисов, на гитаре – Алексей Федичев, на клавишах – Константин Шумайлов, на трубе Иван Васильев… Впрочем, некоторые ветераны еще в строю – Игорь Доценко (барабаны) и Михаил Чернов (саксофон). Играли они в этот раз, конечно, громко. Во всем же остальном – ничего особенного. Среднестатистический концерт. Не уровня одного из лидеров «русского рока», которым группа, вроде бы, до сих пор является. Хотя скидку на дождь, конечно, тоже надо сделать. По этой же причине и народу на стадионе собралось не слишком много. Шевчук даже сказал: «Я думал, что вообще никого не будет». Он, как всегда, преувеличивал.

Разведка боем

Помимо всего прочего, Шевчук - просто находка для журналистов. Его высказывания о Киркорове, Газманове и Любэ слышали, наверное, почти  все. Чуть менее известно мнение Юрия Шевчука о тех, кто играет классическую музыку. Но оно не менее любопытно. «Мне, например, не нравится, как играет попсовый оркестр Спивакова, - говорит Шевчук. - Это механика, робототехника – нет классического мышления. Не для таких музыкантов писали Бах, Гендель, Моцарт». Не сомневаюсь, что сказал он совершенно искренне, не желая специально никого эпатировать. Просто бойцы рок-н-ролла всегда бдительны и не расслабляются никогда. Вирус попсы не знает границ. И расслабляться нельзя ни на минуту.

Привал

…Тем временем, аудитория зря времени не теряла. Особенно радовались десантники. Это был их праздник. Кое-кто даже решил немного полетать. Врачи были наготове. Вслед за этим пришлось оживиться и милиции. Шевчук как раз в это время пел о любви.
Чуть позднее помощь понадобится и одному из музыкантов ДДТ. «Скорая помощь» подкатит прямо на беговую дорожку. Но все будет сделано так, что многие зрители даже не заметят заминки.

Весь почти двухчасовой концерт зрители требовали спеть «Осень» и «Родину». До «Родины» дело так и не дошло. А «Осень»-таки прозвучала. Что такое осень? Это дембель…  
                                                                                       
Фото: ddt-music.ru

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

D2YAU9BUpjF | hyzlhap3h1x@mail.com | 03:19 - 12.02.2017
This ponstig knocked my socks off http://yjqanwfw.com [url=http://tefzpb.com]tefzpb[/url] [link=http://gwnbgv.com]gwnbgv[/link]
WX74jVJW | vy1jwr10av@hotmail.com | 19:49 - 11.02.2017
AKAIK yovu'e got the answer in one!
8ZeboNFO | vxsaw3mpb@gmail.com | 07:48 - 09.02.2017
This is just the pefecrt answer for all forum members