Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Докторская душа

ФаустВ Пскове снова появился «Фауст». Несколько лет назад в «Городской газете»  я уже писал о «Фаусте» Заболотного. Псковский областной театр кукол устроил тогда представление, которое хотелось смотреть и пересматривать. О премьере «Фауста» и о продаже души в тот раз я написал:


Вложить всю душу

В Пскове состоялась премьера кукольного спектакля «Фауст»

Нельзя сказать, что «Фауст» Заболотного получился сильней, чем «Фауст» Гёте. Но точно – смешней. Тем более что смеяться на премьере было кому. Аншлаг обеспечили псковские четвероклассники. Все остальное обеспечил Псковский областной театр кукол. Вплоть до музыки Ника Кейва.

Благодарные зрители хлопали даже в ответ на звонки перед началом спектакля. Когда же началось действо – реакция, естественно, была еще более бурная. Особенно впечатлили зрителей сцены путешествия на небо и в морские глубины. Мефистофель в роли гида чувствовал себя на своем месте. Хотя спектакль пока еще «сыроват». Особенно в тех местах, где демоны в буквальном смысле начали «мочить культуру», пустив струю на сцену.

Псковский областной театр кукол – это как раз то редкое место, в котором не надо делать скидку на местный уровень.

Провинциальные мерки здесь совершенно не подходят. Режиссер (Александр Заболотный) и актеры слишком уважают зрителей (тем более – юных), чтобы подсовывать им что-нибудь заведомо второсортное. А для этого необходимо все время быть в хорошей форме и, значит, уметь удивлять, постоянно тянуться к чему-то новому, то есть хорошо забытому старому. Отсюда и «Фауст».

Доктор Фауст – это, конечно же, не доктор Айболит. Но при умелой подаче и он может стать привлекательным для маленьких зрителей.

Наука завела Фауста в тупик, а точнее – осточертела. Маргарита только смутила его неземной красотой. Вложить всю душу в сомнительное предприятие, в смысле - продать ее по сходной цене (без НДС) оказалось наиболее удачным выходом.

В общем, доктор подошел к новому делу всерьез, с душой. После этой сделки мечта Фауста почти сбылась. Он сказал что-то вроде «поехали!» и взлетел над Землей. Но, ей-Богу, честно заработать 20 миллионов долларов и покинуть Землю в качестве космического туриста все-таки было бы правильнее.

...В ноябре 2011 года «Фауст» вернулся. Он стал другим. Не скажу, что он стал лучше. Наверное, тот день, когда я попал на спектакль, был не самым лучшим. Зал не был полон. Молодые артисты не всегда могли заполнить этот дополнительный вакуум. Некоторые приемы, вроде бесконечных  подзатыльников, которые отвешивает Мефистофель Фаусту, казались слишком навязчивыми, особенно учитывая то, что второклассники, обезьянничая, после спектакля тоже с упоением делились друг с другом подзатыльниками.

И все же неплохо, что доктор Фауст снова химичит на сцене театра кукол. Его опыты все еще очень нужны для понимания жизни.

Алексей Семёнов

 

ВИЗИТ К ДОКТОРУ («Псковская губерния»)

«Вере Николаевне, кажется, понравился "Фауст", - проговорил я. Фауст
   - Без сомнения! - воскликнул Приимков.
   - О, конечно! - подхватил Шиммель»

«Фауст», Иван Тургенев, рассказ в девяти письмах.

На псковскую сцену снова вызвали дух Фауста, который еще раз доказал: не продается вдохновенье, но можно продать душу.

Это сейчас кажется, что кукольный «Фауст» - затея несколько экстравагантная. Но когда-то кукольный «Фауст» был в порядке вещей. С него начиналась бурная жизнь доктора Фауста в искусстве.

Печальное чудо

Историю чернокнижника из Виттенберга кукольники быстро взяли в оборот, и бродячие артисты со спектаклями «Чудесные и печальные истории доктора Фауста» с большим успехом колесили по средневековым европейским городам.

Традиция не прервалась и в XVIII веке.

Гёте в детстве очень любил кукольные представления и сам в них участвовал.

«...Идея этой кукольной пьесы, - вспоминал он, - звенела и пела во мне на все лады, она повсюду была со мной... и была моим наслаждением в часы одиночества».

В наше время идея кукольного «Фауста» временами тоже иногда звенела и пела, материализовавшись, например, в передаче «Куклы» на НТВ. Но «Фауст» НТВ был публицистичен и обращен к взрослым.

Кукольный «Фауст» в театре для детей – произведение более тонкое. Значит, оно может порваться. С одной стороны, нельзя упростить сюжет о продаже души до полного примитива. С другой, велик соблазн оставить какие-то совсем уж сложные вещи, поиграть символами. История всевозможных «Фаустов» такую возможность дает.

Среднерусская возвышенность

После псковского спектакля «Фауст» одна из учительниц, приведших свой класс на премьеру, прямо в зале произнесла: «Наверное, для второклассников он слишком труден».

Чтобы согласиться или не согласиться с ней, надо самому стать второклассником. Но если даже учительница права, то подобные трудности не должны смущать. «Фауст» возвышает. Ничего страшного, что к нему надо тянуться. Это в тысячу раз лучше, чем в погоне за зрителем без конца понижать планку.

Псковский «Фауст» устроен так, что его можно показывать зрителям любого возраста. И не только малым детям и впавшим в детство взрослым. Подростки тоже воспринимают его с благодарностью.

Своего первого кукольного «Фауста» режиссер Александр Заболотный поставил еще в Краснодаре. Там сцена в два раза больше, чем в Пскове, и размах был несколько другой. Возрожденный «Фауст» Заболотного (премьера состоялась несколько лет назад) – одна из самых удачных постановок на псковской сцене в новом столетии.

В обновленном «Фаусте» образца осени 2011 года имеются особо заинтересованные лица. Это актеры – студенты четвертого курса Псковского колледжа искусств. Они уж точно от этого спектакля выиграли. Начинать свою театральную жизнь с «Фауста» - удачное стечение обстоятельств. Виталию Мизернюку, Виталию Ивашнёву, Елене Мельник и Александре Каргопольцевой повезло.

По режиссерскому замыслу, почти вся театральная кухня открывается перед зрителями. Как в тех ресторанах, в которых на ваших глазах вылавливают из аквариума рыбу и тут же готовят ее на огне.

Кстати, рыбы в спектакле тоже есть. Но их никто не ловит. Они сами ловят зрителей. Это одна из наиболее красивых сцен спектакля. Прозрачное покрывало и должным образом пущенный свет – и вот вы уже спускаетесь на морскую глубину. Заносит доктора Фауста (Виталий Мизернюк) и на небеса. Мефистофель (Виталий Ивашнёв), перемещая доктора вверх-вниз, демонстрирует свои почти безграничные возможности.

Тупиковая ветвь

Когда Александра Заболотного спрашивают: почему старика-Фауста (кукла – старик с бородой) во всех версиях спектакля играет молодой человек, то режиссер отвечает, что принципиальной разницы между стариком и молодым нет. Но такой выбор можно объяснить и иначе.

Доктор Фауст дошел в своей учености до точки. Уперся в тупик. Как сказано в спектакле, «от химии – оглох, от философии – ослеп». И с подачи Мефистофеля начинает новую жизнь. Поэтому он снова молодой. Ему нравится быть дебютантом. Он рад этому не меньше, чем артист, который, получив на распределении главную роль, со щенячьей радостью выкрикивает: «Я Фауст, я Фауст!»
И вот здесь-то открытая наивность молодых актеров приходится ко двору.

Магия слов

ФаустНаука не принесла доктору радости, и теперь он дебютирует в магии, между делом продав душу дьяволу.  Он попал в дурную компанию и, похоже, почувствовал себя счастливым.

Очень похожий путь в последние лет двадцать проделало всё наше общество, задвинув науку на задний план и подменив ее чёрт знает чем. Мракобесием.

Чернокнижников вокруг развелось невиданное количество. Бездушие стало нормой. И Мефистофель совершенно честно произносит: «Ведь правды я не обещал, лишь счастья несколько мгновений».

Это как раз те самые несколько мгновений счастья, которые хочется остановить, потому что они прекрасны. Но дело в том, что основаны они на обмане. Глаза влюбленного Фауста закрыты. Звучит голос Маргариты, а видим мы Мефистофеля.

Доктору хотелось всего и сразу. Он был слишком умный, чтобы довольствоваться малым. Но ему не хватило ума, чтобы от многого отказаться. Ему надоело стыдиться самого себя, и он продался. Не продается вдохновенье, но можно продать душу.

Спектакль «Фауст» - тот редкий случай, когда зрители аплодируют удачным химическим реакциям. Колбы, пробирки, катализаторы, вспышки и медленный огонь… В аду, наверное, тоже, таким образом, поддерживается вечный огонь. Наглядная химия и ненаглядная Маргарита приближаются друг к другу.

Сложнее всего приходится Виталию Ивашнёву в роли Мефистофеля. Здесь молодость – отягчающее обстоятельство. Необходимо играть опытного искусителя. И это наводит на мысль о том самом катализаторе, то есть о химическом веществе, ускоряющем реакцию. Для того чтобы усилить ответную зрительскую реакцию, от актера потребуется еще много усилий.

Александр Заболотный считает, что студенты вдохнули в спектакль новую энергию. Однако есть вещи, которые в двадцать лет воплотить почти невозможно.

Сказать, что участникам спектакля удается всё и всегда – язык не поворачивается. Но им удается, возможно, самое важное, – оживить тех кукол, которые ждали своего часа и дождались.

Оценивая предыдущую версию того же спектакля, я когда-то написал: «Доктор Фауст – это, конечно же, не доктор Айболит. Но при умелой подаче и он может стать привлекательным для маленьких зрителей». Если продолжить сравнение, то следует сказать, что доктор Фауст все-таки взял на себя обязанности доктора Айболита. Он на своем примере предостерегает, показывая, куда можно ходить гулять, а куда – нет.

 

 Фото предоставлено Псковским областным театром кукол.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий