Константин Абабков: балалайка, это, конечно, девушка…

Константин АбабковЕго смело можно назвать одним из немногих самых известных и популярных современных музыкантов Пскова. На него «идут», его слушают, им восторгаются. А балалайка в его руках не только дарит нам путь в музыкальную страну, но и открывает множество других стран.

 Он музыкант и артист с удивительной судьбой, принимающий оригинальные решения и идущий по жизни по самостоятельному маршруту. А еще он с удовольствием снимается в кино: «Мы из будущего», «Диверсант», - это только последние картины, съемки которых проходили на Псковщине, и в которых Костя сыграл заметных персонажей. Это он играл на гармошке в прифронтовой полосе, аккомпанируя героине Екатерины Климовой, которая пела свой романс, ставший сейчас очень популярным у слушателей. Он, в образе полицейского, играл в одной сцене с Олегом Табаковым. Он может многое рассказать об этих эпизодах в своей жизни. Но сегодня речь пойдет о музыке, потому что ее он считает главным делом в жизни.

- Костя, когда на тебя смотришь, кажется, что музыка вместе с тобой родилась, так вы едины. А когда было первое осознанное и неосознанное прикосновение к музыке?

- Неосознанно это произошло на пятом месяце моей жизни. Моя мама танцевала в Русском хоре, а папа там же пел. Я, будучи еще в утробе матери, вместе с родителями и Русским хором был на гастролях в ГДР, как тогда называлась Восточная Германия, вместе с мамой плясал на сцене. Она танцевала тогда вместе с Юрием Колючкиным, который уже долгие годы является хореографом нашего ансамбля. Как потом рассказывали, у мамы на сцене даже юбка от костюма лопнула – сложно ей, видимо, приходилось со мной плясать. Так, еще не рожденный, я уже столкнулся с музыкой. А осознанно это случилось, когда я пошел в музыкальную школу. Честно сказать, мне такое времяпрепровождение не очень нравилось. Но все поменялось, когда меня привели родители на репетицию в ансамбль «Сказ». Тогда руководитель ансамбля Виталий Румянцев мне сказал: «Бери балалайку, садись, играй…». Я и не понял, как так сразу садиться и играть во взрослом коллективе, и вот тогда я понял, что куда-то попал… Оказалось – в ансамбль. Но ощутил полностью музыку, свою игру чуть позже, уже на службе в армии. Там я познакомился с хорошими музыкантами, служил вместе с ними, тогда у меня стала получаться музыка такая, какую я хотел играть.

- А если музыки бы не было в твоей судьбе, чем бы ты занимался?

- Сложно сказать, я очень разносторонний человек. Еще школьником я занимался во всех кружках, в каких только это было возможно: ходил в бассейн, в художественную школу, в кружок мягкой игрушки – даже сделал одну. Потом я учился и на повара-кондитера, на биолога-географа, но все время музыка шла со мною рядом. В результате я мог быть и поваром, и спортсменом – да, кем угодно.

- А что значит музыкант в небольшом по российским меркам городе, как Псков?

- Хороший музыкант, по моему мнению, не может принадлежать какому-то одному городу, он должны ездить, показывать свою игру в разных уголках, чтобы люди там могли у него учиться, как и я сам набирался знаний и навыков, общаясь с различными музыкантами, будь то белорусы, питерцы, москвичи… Да, и сами музыканты в разных городах и странах смотрят, наблюдают, впитывают в себя все, что могут увидеть и услышать - как и что люди в других местах играют. А хорошим музыкантом становятся тогда, когда имеют 5 процентов таланта и 95 труда и ежедневных занятий.

- Когда идет выступление вашего коллектива - в зале всегда много молодежи, как удается привлекать молодых, ведь репертуар вашей музыки корнями уходит в народную?

- Когда, в 90-х годах коллективом руководил Павел Бойков, он всегда старался сделать так, чтобы ансамбль мог исполнять разную музыку: народную, классическую, роковую, отечественную, зарубежную и т.д. Я тоже – сторонник такого подбора репертуара. И сам на балалайке могу играть все, начиная от фольклора, до джаза, рок-н-ролла и других жанров. Я не вижу тут границ – на балалайке, как и на всех других музыкальных инструментах можно играть совершенно разную музыку, только он имеет русский характер и русский облик – это, кстати, единственный в мире треугольный инструмент. И это – современный инструмент.

- В прошлом году Билану, на днях - Рыбаку из Норвегии на сцене «Евровидения» скрипка помогла выиграть. А с балалайкой можно сотворить что-нибудь этакое, чтобы весь мир увидел возможности этого инструмента и перестал считать балалайку просто хрестоматийным символом России, наряду с валенками, ушанкой и водкой?

- Второй отборочный тур нынешнего «Евровидения» открывал известный питерский «Терем-квартет», они тоже играют на народных инструментах, в том числе на балалайках. И я уверен, что можно взять балалайку и придумать концертный номер, который просмотрят не хуже, чем скрипку, что весь мир ахнет. Считаю, что экспрессии в трехструнном инструменте ничуть не меньше, чем в скрипке. Просто скрипку в мире знают больше. Поэтому на следующие конкурсы должны ехать балалаечники, и они обязательно будут первыми. 

- Поговаривают, что вечерами, когда ты ложишься спать, то балалайку кладешь недалеко от себя?

- Нет, уже несколько лет этого не делаю (улыбается). У меня есть жена. А балалайка живет в помещении ансамбля, в репетиционной, где мы занимаемся.

- А «по душам» ты с балалайкой говоришь? Она для тебя какого рода?

- Однозначно, балалайка – инструмент женского рода и с живой женской душой. Это, конечно, девушка – я бы не смог иначе так Константин Абабковиграть, если бы это было по-другому. Когда я беру инструмент в руки, то сразу начинаю свой разговор с ней. Я прикасаюсь к ней, она прижимается ко мне, и мы уже вместе, она в моих руках. И каждый звук, который я извлекаю из нее, она возвращает мне своим корпусом, я чувствую каждый звук, колебание ее тела. А с этой балалайкой я играю уже 22 года, поэтому я с ней просто сроднился…

- А жена не ревнует к инструменту?

- По началу, я думаю, ревновала… Сейчас, так как балалайка не спит с нами рядом, наверное, нет… (смеется).

- Кроме музыки, семьи, что еще твою жизнь сейчас составляет?


- Люблю гулять по родному городу, обожаю Псков, больше, чем все другие города России. Люблю свою дачу, отдыхать там, качаться в гамаке. Люблю готовить и также люблю кушать… Люблю жизнь!

- Ты был во многих городах страны, ездил по заграницам, играл в дальних странах: в Дании, в Нидерландах, в Германии, во Франции, в Польше, в Южной Корее и т.д. Что бы ты привнес в Псков из этих странствий, чего нашему городу не хватает, в том числе в музыкальной культуре?

- В Пскове не хватает уровня. Когда я вернулся сюда около четырех лет назад со столичным, европейским уровнем – мне было сложно. Мало осталось здесь хороших профессиональных музыкантов, способных во многом отдаваться работе. В результате и конкуренция не высока. В Пскове на самом деле мало средств, денег, которые работают в этой сфере… Поэтому мы живем своей жизнью, сами стараемся делать праздник и себе, и людям, потому что, если мы этого здесь делать не будем, то кто же вообще здесь будет что-то творить? Псков сложно сравнивать с крупными городами – там все по-другому, к примеру, Москва, как известно, сама по себе живет… Мне было там трудно, потому что я жил в Пскове, учился в Петербурге и приехал удивить Москву игрой на балалайке…

- А не жалеешь, что вернулся в Псков, что так воспользовался тем сказочным валуном, на котором написано: «Пойдешь направо… Пойдешь налево…». И если не жалеешь, то каким образом пытаешься восполнить для себя те отношения с остальным миром, которые были до этого?

- Жалею – не жалею… Это в прошлом. На самом деле, не смог бы я, к примеру, в Москве жить. Я хотел тогда вернуться в Псков, жениться на любимой девушке – что я и сделал. Хотел рождения нашего ребенка – что мы совместно с женой и сделали. До сих пор, встречаясь с ребятами, с которыми работал в Москве – я ни о чем не жалею, но думаю о многом. К тому же у меня и здесь жизнь довольно активная и профессионально насыщенная – меня дома практически не бывает, поэтому жалеть особо некогда, надо идти вперед. Именно этим и восполняю отношения с миром: считаю, что сидеть в одном городе, будь он даже очень любимым, человеку моей профессии невозможно. У меня такая работа, что я имею возможность показывать свое искусство всем людям, кто хочет меня видеть и слушать. Хочется жить в Пскове и ездить по миру, что в последние годы, успешно и делаю. Очень люблю юг Франции, Прованс: Марсель, Авиньон, Арль. Хочется в очередной раз заблудиться на берегу теплого моря и провести там какое-то время. А еще есть желание увидеть Лондон, кстати, и дать там пару концертов, чтобы о русской балалайке знали и там.

- Беда сегодняшних любительских коллективов, каких подавляющее большинство в российских регионах, в том, что из-за экономии средств они практически перестали в последние два десятилетия ездить на фестивали, конкурсы, с концертами и выступлениями. Я знаю, что «Сказ» ездит и радует своими выступлениями многих, завоевывает престижные награды. Как это получается?

- Да, в этом сложности есть. Коллективы  в последние 18-19 лет живут, в основном, за свой счет. Куда-то выехать всем вместе сложно, Сказпоскольку транспортные расходы весьма значительны. Но я считаю, что все равно нужно пытаться находить возможности выступать за пределами области. Это необходимо делать. И когда я стал руководителем коллектива, то сразу сказал, что мы будем хотя бы раз в год выезжать на серьезные мероприятия. Будут ли нам давать деньги, не будут…. Если что, будем сами собирать, сами стараться… Будем ездить, общаться с различными музыкантами. Тем более что в нашем коллективе много профессионалов, которым иначе в Пскове играть больше и негде. Вот закончил человек музыкальное училище, а у нас всего один профессиональный коллектив, но там и десяти человек достаточно…. И куда этому человеку идти? А играть, заниматься музыкой хочется, даже если музыкант находит себе применение в другой сфере деятельности, к тому же он столько лет отдал учебе, своему инструменту. Я считаю, что такие люди должны играть, нужно создавать им такие возможности, чтобы они не забрасывали свои инструменты на шкаф. И в нашем ансамбле «Сказ» много таких людей. И мы участвуем и в городских, и областных концертных программах, выезжаем в другие регионы России, в другие страны.

- Костя, ты ведь еще и повар, ведешь даже специальную кулинарно-музыкальное шоу в псковском кафе «Фрегат», и любимых блюд, которые тебе нравится готовить у тебя много. Поделись рецептом какого-нибудь.

- Да, любимых блюд много. Я очень люблю готовить мясо во всех разнообразных вариантах. А для ваших читателей я расскажу, как я готовлю любимое всеми русскими весенне-летнее блюдо – окрошку. Крошу свежие огурчики, редис, лучок, отваренную ранее картошку - тоже туда же, добавляю порезанное вареное мясо – говядину, немного вареной колбасы, мелко-мелко рублю сельдерей и тоже туда же. Желательно самому сделать хороший квас. Но для читателей, не умеющих этого, или не обладающих временем и терпением, могу посоветовать обычный квасной концентрат. Я еще беру яичный желток, растираю его с горчицей и эту смесь добавляю в квас.  Заправляю квасом, добавляю сметану. И получается очень вкусная ядреная окрошка по-деревенски. Это удобное универсальное блюдо, где совмещен салат и первое. Хотя иностранцы не понимают таких наших экспериментов… Пока не попробуют на вкус.

- У тебя - юбилей, и ты приготовил псковичам музыкальный сюрприз...

- Это первый мой юбилей, который я решил отметить на сцене. Мне исполняется тридцать пять лет, из них двадцать три года творческой деятельности. Собрались мои друзья-музыканты, все играют музыку разных направлений и жанров. Мы вместе играли и фольклор, и джаз, и классику… Наталья Александрова, группа «Псковский десант», Станислав Рыжиков. Павел Бойков…*

* 31 мая в Городском культурном центре состоялся творческий вечер Константина Абабкова «Три струны на все - про все».

 

 

Беседовал Игорь ДОКУЧАЕВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий