Трое на мосту

Рада26 мая 2009 года в псковском клубе «Троицкий мост» состоялся концерт группы Рада & Терновник.

Возможно, это был не самый лучший концерт Рады Анчевской и ее группы. Но лишним он уж точно не был. Такая музыка в Пскове звучит редко, тем более в двух шагах от Кремля, в «Троицком мосту».

Раду все время принято с кем-то сравнивать. С Диамантой Галлас, например. Но за почти двадцатилетнюю историю ее группы, можно было бы и привыкнуть к тому, что Рада & Терновник – команда настолько своеобразная, что сравнения часто выглядят смешными. В противном случае, можно было бы, допустим, сравнить ее псковский концерт с псковским концертом Ольги Арефьевой  примерно двухлетней давности и обнаружить, что сравнение окажется не в пользу Ольги Арефьевой.

Акустический концерт, который Рада дала вместе с Владимиром Анчевским (гитара) и Джоном Кукарямбой (перкуссия), собрал немногочисленную, но внимательную публику. Как оказалось, иногда слишком внимательную.

Послушав несколько песен, один из присутствующих в зале зрителей неожиданно выкрикнул:

- А кто пишет тексты?! Девушка или мужчина?!

- Девушка, - ответила слегка озадаченная Рада.

- А-а… - отозвался любопытствующий зритель, отхлебывая из банки пиво. – Теперь я понимаю, почему так гламурно получается!

- Замечательно, - отреагировала Рада. – Теперь в пресс-релизах мы так и будем писать: «Рада & Терновник» - гламурная группа».Рада Троицкий мост

В этот вечер Рада вообще очень хорошо держалась, хотя день сложился не слишком удачно. Пять часов музыкантов продержали на латвийско-российской границе. Таможенники оказались тоже чрезмерно любопытными. Особенно их интересовали музыкальные инструменты. В конце концов, Россия великодушно распахнула свои границы, и группа успела на свой собственный концерт в Псков.

Настраивать аппаратуру пришлось на глазах публики, в том числе и прямо во время выступления. Но Рада старалась держаться стойко и на глуповатые вопросы из зала (типа: «А как вы относитесь к Гражданской обороне?», «а группе Nirvana?») отвечала без раздражения (без раздражения, но с иронией: «А какие группы вы еще знаете?»).

Репутация у Рады & Терновника такая, что они всегда как бы парят над землей. Из-под пера то и дело вылетают сказки. Русские и инородные. Десятки инструментов новоявленные психоледические сказки разукрашивают в причудливые цвета. Но живут музыканты, все же, на земле, разделенной на границы. И по этой земле ходят обычные люди и не все они говорят на одном языке с музыкантами.

Первой песней, прозвучавшей на концерте, был «Небесный город» из альбома «Книга о жесткости женщин».

«Небесный город разнесли по кирпичу, / А град земной собрали по былинке. / И подарили палачам по калачу. / Ну, а любимым, -  по нежнейшей росинке».

Затем последовала «Снова полная тишь».

«Снова полная тишь - наступает ночь. / И мы замираем в преддверьи тепла. / Этой ночью наступит вселенская тишь. / Этой ночью ты вспомнишь все свои имена. / Целый свиток на небе не нужно читать. / И зачем узнавать, то - что знал давно. / Я закрою окно - я иду спать, / А на небе начнется немое кино...»

Я бы не назвал то, что пишет Рада – высокой поэзией. Но это, безусловно, – высокая музыка, а слова зовут музыку еще выше… Иногда можно унестись на небывалую высоту.

Пишу текст про Раду & Терновник, а колонок доносится Amodou & Mariam. Казалось бы, ничего общего. Слепые малийцы и широко отрытые глаза Рады & Терновника.
Но те и другие не работают, а живут и творят на стыке не только культур, но и миров. Наиболее сильно песни звучат тогда, когда слова и музыка сливаются воедино. Но для полного счастья необходимо, чтобы и сердца слушателей оказалось на месте, а точнее -  в нужном месте. И тогда три стихии соединятся.

«На перекрестьи трех дорог, / На перепутьи трех стихий / Я подарю тебе цветок, / На моих ладонях танцуешь ты…»

У каждого звука, как известно, есть свой цвет. И у каждого артиста. Рада была одета во все черное, но песни ее скорее серого, серебряного, стального цвета…

«Сероглазка, куда идешь?/ Два глазика спят, а третий - не спит. / Желтая луна тебя зовет. / Куда идти - говорит…»

В песнях Рады часто кружит смерть, и «дерево жизни пьет мертвую воду». Но смерть здесь скорее напоминает солнечное затмение, которое не может быть долгим и частым. А после затмения появление солнца неизбежно.

«Солнце за луной / Найдет покой, / А на земле наступит Рай. / А ты спи – засыпай...»

На следующий день появляется шанс проснуться уже в новой сказке. 

«Где-то сказки были, / Где-то кружки били, / Где-то было лето, / Где-то говорили, / Где-то были песни, / Где-то вечерело, / Где-то на закате / Помирало тело…»

РадаБывает, что после смерти и начинается самое интересное. И непредсказуемое.
«А куда же ты, покойница, идешь? / Кто увидит твои светлые глаза? / Кто услышит тихий голос твой? / А кому ты песенку споешь?...  Дома встретит меня миленький мой. / Не отпустит жить меня в Рай. / На земле, скажет, пой да гуляй. / Да Бог с нею, с отлетевшей душой…»
Бывает, Рада заходит в своих словах туда, куда лучше бы не ходить. Но здесь ей на помощь и приходит музыка, у которой есть крылья и благодаря которой почти невозможно рухнуть вниз и разбиться.

«Танцует в огне саламандра, / изумрудно упругое танго. / Танцуют закатные птицы. /Им поет колокольный ангел…»

В огне, в воздухе и на земле танцуют не все и не всегда. Лучше всего удается танец звуков.

«Здесь простые тихие песни, / Здесь пустые странные звуки, / Здесь когда-то мы были вместе, / Уже после нашей разлуки…»

Рада играет образами, словно игрушками. Поэтому и «недоигранность игрушек остается вечно с нами». Но игры получаются – недетские. Если сильно прислушаться, то можно уловить любовь к жизни и смерти одновременно. В каком-то смысле, ты попадаешь на свадьбу жизни и смерти (одна из самых сильных песен, прозвучавших на псковском концерте, - свадебная «Черная птица»). И здесь самое важное – что в результате всего этого получится. Какой осадок останется? Что делать дальше? Какой свет будет исходить от путеводной звезды?

Но когда придет пора снова двинуться в путь, возникнет еще один дополнительный вопрос: кому идти за звездой? («Утром бросим жребий - кому идти за звездой»).

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий