Картонки Минервы. Одна книга – два мнения

Умберто ЭкоЭко Умберто. Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках / Пер. с итал. М. Визеля и А. Миролюбовой. – СПб.: «Симпозиум», 2008. – 412 с.

I. Что думал по поводу сериала «Улица разбитых фонарей» Александр Солженицын»? Кто из героев ему нравился больше всего?

Мало кому в голову придут такие дикие вопросы. Но зато мы можем узнать, что думает по поводу полицейского сериала об инспекторе Деррике Умберто Эко.

Эко, конечно, не Солженицын, но тоже – фигура.

Книга «Картонки Минервы», изданная на русском языке, объясняет, почему серьезный ученый, специализирующийся по средневековью, стал популярным романистом.

Умберто Эко много десятилетий связан с прессой. У него есть еженедельная колонка в журнале «Эспрессо», где он высказывается по поводу и без повода. Он пишет о Тото, футболе, интернете, Джинджер Роджерс, Антихристе, Бриджит Бардо, о путешествии зонда по кишечнику, Библии, о компьютерных иконках, Фоме Аквинском, О. Дж. Симпсоне, социологических опросах, …

Вот что он, например, думает по поводу политкорректности (ПК).

«…если актеру-афроамериканцу, который претендует на роль Эрика Рыжего, нельзя намекнуть, что он не очень похож на викинга, тогда эта ПК рискует сделаться несколько навязчивой, тем более что по такой логике будет сексистской дискриминацией не утвердить Клаудию Шиффер на роль Кинг-Конга».

Умберто Эко знает, что говорит. Он преподавал в американских университетах и сталкивался с «адальтизмом» (когда нельзя использовать дискриминацию по дате рождения) или «ментализмом» (запрете дискриминации по уровню интеллекта).

Продолжая тему, можно предположить: не исключено, что в обозримом будущем в цивилизованном обществе будет неприлично уступать в транспорте место старшим. Шутить тоже запретят (а вдруг, кто-то не поймет юмора, и это будет интеллектуальная дискриминация?) Не говоря уже о низких оценках на экзамене (студентов может унизить образованность профессора).

Многие колонки Умберто Эко - качественные фельетоны. Для русского читателя могут быть особенно поучительны как раз те из них, которые строго привязаны к итальянской действительности. Они показывают, насколько наше общество отличается от итальянского.

Умберто Эко очень тревожит чрезмерная открытость итальянского правосудия. Суды над чиновниками-взяточниками показывают по телевидению. Горячие итальянцы забрасывают заподозренных в воровстве государственных деятелей мелкими монетками. А как же презумпция невиновности?

Рискну сказать, что некоторые тексты Эко, опубликованные в журнале и собранные в книгу, читать интереснее, чем его монументальные романы. То и дело возникает желание прокомментировать его высказывание, не согласиться с автором или поддержать его. По этой причине неожиданно возник аргумент о несомненной пользе курения.

Дело в том, что «Минерва» - это марка спичек. В пачке имеются картонки, на которых писатель записывает свои мысли. У заядлого курильщика эти картонки всегда под рукой. Впрочем, если вдруг Умберто Эко внезапно бросит курить, то вряд ли он также внезапно поглупеет и растеряет свой публицистический талант.

                                                                                                                                                                                                                        Алексей ВЛАДИМИРОВ

II. В 1997 году Умберто Эко в своей журнальной колонке вспомнил свое участие в парижском конгрессе под громким названием «Интеллектуалы и кризисы нашего века». Писатель пишет: «Мое участие в нем ограничилось несколькими словами: «Поймите, что назначение интеллектуала – создавать кризисы, а не разрешать их».

Умберто Эко, будучи несомненным интеллектуалом, знает, о чем говорит. Много лет он высказывается по поводу происходящего в мире. Иногда он комменирует какие-нибудь очередные выборы, но чаще всего берется за что-нибудь отвлеченное, пускается в рассуждения о судьбах литературы или же называет свою очередную журнальную колонку «Как публично сквернословить».

Для одного из самых могучих писателей современности, Эко пишет на удивление здравомыслящие тексты. Он знает современных медийных героев  ничуть не хуже, чем средневековых или античных мыслителей.

По всей видимости, тексты Умберто Эко особенно интересно читать из недели в неделю. Когда же это все собрано под одну обложку, то эффект получается несколько иной. Ощущается разножанровость и излишняя пестрота тем.

Но, в целом, автор с нескрываемым удовольствием объясняется со всем миром. Совершенно ясно, что это неотъемлемая часть его жизни. Это напоминает ЖЖ. Открыл, прочитал… Кое-что забыть сложно. Лучшие колонки можно без вреда для себя перечитать.

Особенно книга должна обратить на себя внимание тех, кто интересуется вопросами вроде: «Как с успехом потерпеть крушение?» или «Сколько стоит обрушить империю?»

 

Б.Б.

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий