Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Таблетка. Одна книга – два мнения

ТаблеткаСадулаев, Г., Таблетка: роман. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2008. – 240 с.

I. Чтобы вы сказали о романе, который написан таким языком: «Немного расскажу об организации, в которой я работаю, ее истории и бизнесе, которым эта организация занимается. «Холод Плюс» к настоящему времени – это конгломерат региональных дистрибуторских компаний, складских комплексов, транспортно-экспедиционных предприятий, управляемых из единого центрального офиса. «Холод Плюс» занимается импортом замороженных продуктов со всего земного шара, растаможкой, перевалкой, хранением, поставкой производственным компаниям и дистрибуцией в розничную есть. Ассортимент…» Стоп, достаточно.

С автором должно было быть все ясно. Видимо, будущая знаменитость, до этого написавшая книгу «Я – чеченец», Герман Садулаев тоже сообразил, что читатели и критики могут не оценить его изысканных откровений менеджера среднего звена. Поэтому в тексте романа появилась еще и хазарская линия. Романист стал творить миф, заранее подстраховавшись упоминанием Милорада Павича и Дмитрия Быкова.

Но автору и этого показалась мало. С романами, в которых есть ссылки только на Павича с Быковым, в шорт-лист престижных премий не пробиться. И г-н Садулаев впихнул в книгу лысую Бритни Спирс, цитаты из Гребенщикова, рассуждения о песне Боба Дилана «Достучаться до небес»… Автор, конечно же, вправе рассуждать о чем угодно, в том числе и о песне Дилана. Но озадачивает уровень рассуждений. В «Таблетке» банально перечисляются 39 файлов, которые скачал герой.  Кто только не пел песню Дилана. U-2, Брайан Ферри, Роджер Уотерс, Джерри Гарсиа, Эрик Клэптон (7 треков)…  Если кто-то этого не знал, то теперь – знает.

240 «мертвых» страниц, где в каждой строчке читается: вот я какой модный, стильный, умный… 

Это в высшей степени претенциозный текст, о чем заявлено в самом начале. Начинается «Таблетка» со слов героя: «В начале весны года две тысячи …го от рождения пророка Иисуса Христа, мир ему, я, Максимус Семипятницкий, начал составлять эту книгу, чтобы вырвать человечество из цепких когтей майи, иллюзии».

Учитывая то, что Герман Садулаев в последнее время успешно набирает очки и включен в пантеон самых многообещающих, ему не удалось вырвать человечество из когтей майа (также как и Максимусу Семипятницкому).

«Таблетка» вошла в шорт-лист «Национального бестселлера», получила одобрительные отзывы критиков… Садулаева поместили в один вагон между Пелевиным и Минаевым, и теперь именуют надеждой русской литературы. Нет, иллюзии не развеяны. А если выражаться точнее, прямо на глазах создается еще одна иллюзия. Из табакерки выскакивает еще одна «звезда русской литературы», и все читающие люди должны его книги прочесть. Но если они вам, вдруг, не понравятся, то имейте в виду – вы ничего не понимаете в творчестве Гребенщикова, Дилана и в русской литературе.

                                                                                                                                                                      АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВ

II. Новый роман Германа Садулаева скорее напоминает заявку, в которой есть многообещающие места. В середине книги вдруг выскакивает пассаж, где в памяти главного героя Максимуса Семипятницкого всплывают хазарские сны с участием «Владислава (Асланбека) Суркова (Дудаева)…» Память Максимуса насыщена множеством персонажей, не исключая и таких странных как Путин. Герой, насмотревшись психоделических хазарских снов, задается насущным вопросом: «А кто тут у нас каган и кто бек? Сурков – это каган, а Путин – бек? Или, наоборот, Путин – это каган, а Сурков – бек?..» Но тут же Максимус политкорректно поправляет себя: «Ты что, тупой? Тебе же ясно сказали, что каган – это ты! При чем (в тексте слово написано так – авт.) тут Дудаев

Действительно, Сурков-Дудаев снова не причем. Увы, мысль прерывается, тема развития не получает… К сожалению, таких  повисших в воздухе завязок в романе множество.

Получается «то Пелевин… булгаковщина какая-то… Гоголь? И вообще, эклектика… фьюжн… Все уже детально описано в креативах Франца Кафки…» Слова эти тоже взяты из романа «Таблетка». Герман Садулаев предусмотрительно поместил их на страницы своей книги, подстраховался, нанес упреждающий удар, выбил из-под ног почву у критиков, предвосхитил неизбежные претензии… Эти слова, правда, касались не прозы, а жизни Максимуса. Но это в данном случае – одно и то же.

И все же претензии Герману Садулаеву предъявлять было бы неправильно. Он сделал то, что от него требовалось, чрезмерных усилий не приложил, но и написанного оказалось достаточно, чтобы достичь успеха. Более того, всяческие тонкости и изыски могли бы лишь навредить. Для успеха достаточно подмигнуть, на первый план, в качестве артподготовки вывести идеальную международную мишень лысую (как у Эжена Ионеско) певицу Бритни Спирс, нанести на ее бритый затылок заветное число 666 и отправиться к черту подальше.

«Таблетку» можно использовать в качестве наглядного пособия для тех, кого интересует – как пишется идеальный современный роман. Мастер стиля фьюжн сотворил восхитительную вещь, вовремя нажал на нужные рычаги, привлек необходимых союзников – хазар… Но для того чтобы написать что-то похожее – мало родиться на свет Германом Садулаевым. Надо еще найти на складе импортной продукции среди упаковок с голландским замороженным картофелем (произведенным в Китае) коробку со странными розовыми таблетками и употребить их по назначению.

 

 

Б.Б.

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий