Поиски продолжаются

Анатолий Жбанов- Сколько-сколько исполнилось Жбанову? – переспросила одна из женщин, пришедших на открытие его юбилейной выставки.

- Шестьдесят пять.

- Не может быть…

Как показывает практика, в нашей жизни может быть все, в том числе и 65 лет Анатолию Жбанову.

Другой недавний юбиляр Николай Либиков по поводу происходящего высказался в письменной форме: «Что возраст для творца – мужчины? / Лишь суета, АЖиотАЖ… / А Жбанов мастерит картины, / Что души радуются, АЖ! / Картина «Жбанов на приколе»… / Да он всегда на курАЖе… / Цвети и пахни, Анатолий, / Народу нужен знак А.Ж..!»

Открытие выставки в читальном зале Центральной городской библиотеки мало напоминало юбилейное торжество. И не только потому, что это была «репетиция» («премьера» состоится осенью в выставочном зале Псковского отделения Союза художников). Просто Анатолий Жбанов не похож на человека, обожающего юбилейные мероприятия. Его скорее можно отнести к тем художником, которым не чужд эпатаж. Но и здесь он обходится без излишнего шума, ограничиваясь рамками картин и не перенося эпатаж  со своих работ в реальную жизнь.

В последнее время, правда, Анатолий Жбанов все чаще прибегает к созданию объектов и инсталляций - вроде тех, что Анатолий Жбановдемонстрировались в Санкт-Петербурге в Музее нонконформистского искусства. И этот поворот – в сторону от живописи – отлично сочетается с теми принципами, которые художник провозглашает. Вот и на этот раз в библиотеке он заявил:

- Мой принцип: больше 3-4 работ в одном ключе не делаю… Если художник «нашел себя», значит – потерял…

В каком-то смысле это похоже на игру в прятки (не дай себя найти). Когда художник «набивает руку», то превращается в штамповщика. Профессия почетная, но к искусству имеющее отдаленное отношение.

Не называя имен, присутствующие вспомнили о псковских художниках, которые получили прозвище «кремлевские», в смысле – специализирующиеся на плакатных видах нашего города.

- Что плохого в том, чтобы рисовать кремль? – раздался одинокий голос из зала.

Как показывает практика, хорошо можно рисовать даже кремль. Но, как правило, рисуют однообразно, словно срисовывают с одной и той же фотографии. Возможно, для достижения разнообразия надо срисовывать с разных фотографий?

Художник Игорь Иванюк, рассуждая о творчестве, высказался афористично:

- Когда рисуешь – думаешь, как это будет висеть. Когда висит – думаешь: зачем это нарисовал?

Судя по творчеству Анатолия Жбанова, он тоже склонен постоянно задавать себе разные вопросы. Причем предпочитает задаваться ими заранее («в любом холсте решаешь проблему»). Это как в условиях математической задачи. Дано, найти… Глупо браться за кисть только для того, чтобы заткнуть дырку во времени.

А неюбилейный разговор, между тем, продолжался. Присутствующие спрашивали и сами же отвечали.

- Какая задача у искусства?

- Как – какая?! Накормить семью.

Но «для прокорма» семьи необходимо хотя бы минимальное внимание. И если уж у кого-то не получается привлечь на свою сторону поклонников, то на этот случай имеется запасной способ растопить равнодушие. Его сформулировал  неназванный местный гений: «Я буду рад, если кто-то придет и будет плевать в мои картины».

Анатолию Жбанову, наверное, это все же не грозит. За все годы посещения выставок я ни разу не видел, чтобы его картины оплевывали. И одна из причин – то самое разнообразие, которое возведено им в принцип. Есть из чего выбрать, на чем остановить взгляд. Не нравится вам цикл про Адама и Еву - смотрите русские пейзажи. Что, русские пейзажи вам и в жизни надоели? Тогда приглядитесь к этим объектам, основанным на табуретках. Только смотрите не сядьте, а то на табуретке узор из гвоздей. И Анатолий Жбановосторожнее, случайно не попадите в мясорубку...

У меня дома, например, висит картина Анатолия Жбанова «Дорога. Вечер». Написана она традиционно, ни одной мясорубки на ней нет даже на заднем плане. Разве что за горизонтом. Хотя и в этой картине, при желании, можно найти попытку решить проблему.   Анатолий Жбанов всегда в пути, в поиске. Ему всегда чего-то не хватает. И он готов отправиться в дорогу на ночь глядя.

Как показывает практика, 65 лет для такого художника как Анатолий Жбанов – не слишком большой срок, чтобы найти себя. Найти и обезвредить.

Фото: Алексей СЕМЁНОВ

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий