Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Потребители и повелители. Часть II

Потребители и повелители(Окончание. Начало в № 14)

На что только не пойдет потребитель, чтобы удовлетворить свои потребности. Не пойдет только на то, чтобы взять на себя ответственность.

В эпоху, когда Хосе Ортега-и-Гассет писал «Восстание масс», государства в разных углах Европы были еще достаточно слабы, чтобы вселять всеобщий страх в интеллектуалов. Но испанский философ уже заглянул в недалекое будущее и сделал вывод, что «кончится   это плачевно. Государство   удушит  окончательно   всякую социальную самодеятельность Общество вынудят  жить  для  государства, человека  - для государственной  машины…  И поскольку это всего лишь машина, исправность и  состояние которой зависят от живой силы окружения, в конце концов  государство, высосав из общества все соки,  выдохнется, зачахнет и  умрет самой  мертвенной  из смертей  - ржавой смертью механизма».

После похорон, обычно, начинаются поминки, которые могут заканчиваться даже танцами, и не обязательно – на костях. Но если это ржавый механизм, то его можно сдать в металлолом. Позднее из утиля сделают новую машину.

Сейчас, когда государства часто вынуждены брать на себя больше, чем могут вынести, очень важно помнить, к чему чрезмерная надежда на государство приводила в XX веке. Здесь и дальше под словом «государство» подразумевается «всезнающее» и «всемогущее» государство авторитарного типа.

«Вот итог огосударствленности  - народ идет в пищу машине, им  же и созданной. Скелет съедает тело. Стены дома вытесняют жильцов». Это все тот же Ортега-и-Гассет, который заходит дальше распространенной либеральной критики. Он точно указывает:   «…как  семья соотносится с обществом,  точно так  же,  только крупнее и рельефнее,  нация  соотносится   с  человечеством».

И здесь снова наступает время «массового человека», потребителя с маленькой буквы. «Это тип человека,  который живет, дабы делать то, что  хочется». С условием, что все остальное должны делать за него. Кто именно? Кто-нибудь. Старшие братья, отцы…

Понятие «общество» незаметно сливается с понятием «государство». И вскоре «массовый человек» устанавливает семейные, почти интимные отношения с властью.

При этом власть может представлять из себя домашнего деспота, ценность которого, прежде всего, в том, что он свой, говорит на одном языке и доходчиво может объяснить, что, в случае чего, «своим бить положено». Как  в ответ поднять руку на деспота-отца или старшего брата? Как дать сдачи?

Что-то похожее происходит и в армейской казарме, когда там оказываются новобранцы. На «гражданке» новоявленный солдат никогда бы не позволил над собой издеваться, но переступив порог казармы – немедленно воспринял неписанные правила, вдохнул спертый воздух. Он вступил в закрытое общество, где часть свобод неминуемо отменяются.

Кто там замыслил дать сдачи? Сдачи не надо. «Дед» может быть полным ничтожеством, но он имеет право бить, а тот, кого он бьет, обязан благодарить его за каждый удар по отдельности. Иначе хрупкий мир рухнет, армия потеряет боеспособность, и Третья мировая война закончится нашим поражением. Что-то вроде того.

Закрытое общество – одна большая семья, а «свободная пресса» – это боевой листок под присмотром мудрого замполита.

Своим можно лгать, унижать, воровать… И убивать – тоже не возбраняется. В разумных количествах. Взамен на определенные гарантии.

Нужную температуру в доме, где живет огромная семья, поддерживает семейный очаг. Сейчас его функции выполняет телевизор. Во времена Ортеги-и-Гассета он не значил почти ничего, но были другие очаги и рычаги.

«Семейный  очаг  - это тепло искусственное, и здесь легко сходит с рук то, что на вольном воздухе улицы имело бы весьма пагубные последствия, и в самом скором времени. Но сам-то недоросль уверен, что может повсюду   вести   себя   как  дома,  что  вообще   нет  ничего  неизбежного, непоправимого и окончательного. И  потому уверен,  что может делать все, что хочет…»

«Массовый человек» - всегда немного дитя, потому, что отдал своим более разумным товарищам и родственникам часть своих прав. Но именно как дитя, он, временами, вправе требовать любимую игрушку взамен сломавшейся. И умные повелители должны иногда удовлетворять невинные капризы.

Кроме того, потребители достойны умиления. Так умиляются скромными талантами своих несмышленых детишек.

Земля, если верить царю Соломону, не может носить раба, когда он царствует, и глупца, когда он насытится хлебом…

Соломон был стихийный оптимист. К тому же, он не входил ни в КПСС, ни в «Единую Россию». Потребителей (тех самых, которые стремятся жить, больше получая от других, чем отдавая), когда они насытились хлебом, уже ничем не удивишь. Главное, регулярно подбрасывать им свежего хлеба. И давать надежду.

Но есть одна вещь, без которой данная схема очень быстро даст сбой. Если этой вещи не будет, то никакой обман не поможет, никакие страхи не вызовут паралич воли. В «Восстании масс» сказано, что «наивно укорять современного человека в  безнравственности.  Это не  только  не  заденет,  но даже  польстит. Безнравственность  нынче  стала ширпотребом, и кто только не щеголяет ею».

На этом топливе и работает авторитарная государственная машина. Пройден огромный путь. Достигнуты невероятные успехи.

Обществу можно сколько угодно говорить о том, сколько украли их кумиры, которых они сотворили из нефтяной жижи и порохового дыма. Потребителей это не проймет. В лучшем случае, они позавидуют, что не оказались на их месте. Если потребителей не лишат хлеба и незатейливых зрелищ, гром не грянет, мир не рухнет…

Изменения произойдут не потому, что глупцы, наконец, подавятся хлебом, а потому, что земля долго не вынесет царствующих рабов. А не вынесет земля рабов потому, что и они не выносят эту землю. Они только клянутся в любви к ней, но не любят ее. Они дорвались до власти, и земля ушла у них из-под ног. Теперь они витают где-то там, в кучевых облаках, и спускаются на землю только для того, чтобы вытереть о кого-нибудь ноги или кого-то в брошенной земле закопать. Это не только грустное, но и скучное зрелище.

 Фото на 1-ой полосе: Алексей СЕМЁНОВ (выставка кукол на ЦДХ)

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

3IBPKcJ7A | njnuwrw76gw@mail.com | 05:16 - 17.04.2014
Grade A stuff. I'm unboastiuneqly in your debt. http://extwvc.com [url=http://yusjrkkz.com]yusjrkkz[/url] [link=http://qytvgmfu.com]qytvgmfu[/link]
VxbxSiIVa | 5jq9wn4gc@mail.com | 03:13 - 16.04.2014
I had no idea how to approach this be-efornow I'm locked and loaded.
EW6r5aowGT | ectw28lv@yahoo.com | 19:47 - 15.04.2014
A few years ago I'd have to pay someone for this intinmafoor. http://axrjbvl.com [url=http://ifkonaibfd.com]ifkonaibfd[/url] [link=http://ijiefrdeh.com]ijiefrdeh[/link]
mtk1jrGi | jenvynmua@mail.com | 07:32 - 15.04.2014
You write so hoestnly about this. Thanks for sharing!
6h5W5OyDx | 1vscvadrg@mail.com | 20:46 - 14.04.2014
At last! Something clear I can unndsrtaed. Thanks!