Ценности

ЦенностиМучительно пытаясь хоть в чем-то затормозить бег времени,  все чаще сосредотачиваешься на  смысле бытия и его ценностях.

Ценности – это то, без чего жизнь  прожить нельзя.  Теперь  хлеб насущный для меня  не только то, что наполняет жизнью  тело, но и  душу. 

Сыта  уж до тошноты политическими и социальными негативами, хорошим  и плохим искусством  на потребу дня и  без потребы.  Может, пора в отшельницы?  Ан,  нет,   какие-то невидимые струны  придерживают в обществе,  потому что где-то в глубине понимаю, что  Богу-Создателю в  абстрактной  пустыне  я менее существенна,   чем тут,  где всё катастрофично перепуталось и душам человеческим так маетно и больно жить.
 
…«Там,  где ты теперь стоишь – там и Поле Куликово…» - вспомнила текст песенки о войне.  Борьба за Бога в человеке тут, где невыносимо, где опошлено насущное и привнесено синтетики, несовместимой со смыслом развития духа в человеке. А ведь в этот мир ещё не закончился, в нём продолжают жить люди,  расти  дети.  Так, может, пора заново  учиться любить жизнь?   А за что и как  еe любить?

                                                            
Базовое единство реальности

Возвращаемся к ценностям. Земля – горизонталь, по которой мы ходим, которую
возделываем, на которую опираемся.  Идеи и наши  потребности – вертикаль духовного восхождения,  то,  во имя чего занимаем свою сущность, руки, ноги, голову  ежеминутно.  С возрастом стало более ценно,  чем занята голова и сердце, даже если колет в боку.   Духовную природу человека никуда не денешь. И это не риторика.

У одних голова занята тем, чтобы прокормиться. Закороченные функции «горошков на ножках» - ем,  чтобы жить, живу, чтобы есть. В конечном счёте, в прямом и переносном смысле работа на туалет. Не важно, какого качества унитаз.

Есть более  расширенные представления о себе,  как о  социально-полезном деятеле для кого-то  что-то  производящем. Деятельность  определяется степенью социальной значимости и своей полезности для  человеческого сообщества.
 
А если  попробовать мыслить  ещe шире   и   взять за основу единство мира, в котором всё со всем взаимосвязано,  и всё от всего зависит, то сознание каждого человека должна пронзить мысль, что  мы вовсе  и не задумываемся,  что от наших повседневных действий и мыслей зависит весь мир,  не только близкое окружение.

На каждом из нас вселенская ответственность.  Нет, не высокопарная абстракция. Буквально так.  Физик, основатель и директор Центра экологической грамотности, (г.Беркли,  штат Калифорния) Фритьоф Капра в «Поворотной Точке» (1982), попытался указать, что основная болезнь человеческого рода в том, что он не способен различить базовое единство всей реальности.  Попробуйте не согласиться.

                                 
Роль на земле

Неоднократно слышу: «А кто я есть?».
Так песчинка ли, ни к чему не способная,  или составляющая Целого, где у каждого своя  личностная ниша и возможность заполнять и дополнять мир особым, присущим только ему  содержанием?

Очень люблю пример-притчу о трех рабочих, перемещавших  на одинаковых тачках одинаковую груду кирпича. У одного спросили:

- Ты что делаешь?
- Везу кирпичи.

У второго:

- …А ты что делаешь?
- Деньги зарабатываю.


- Ну, а ты что делаешь?  - спросили у третьего рабочего.
- Храм строю.

Работа одна,  а цель ее, сверхзадача - разная.  Ведь тот, кто Храм строит, он и кирпичи вез и деньги зарабатывал так же.   И  мы,  делая одно и то же,  любя, рожая, обучаясь, работая,  заряжаем   всякое дело своей  высокой по значению или мелко-потребительской сутью.  Опять же, все упирается в Сознание, в широту понимания своей роли  на земле, в социуме, в мире.

                                         
Сознание и содержание

Наше сознание наделяет обычные вещи глубоким, значительным смыслом или  мелким, незначительным, потребительским удовольствием одного эго.  Но  большие  и малые дела всё равно определяют  содержание, качество и цель нашей жизни и имеют влияние не только  на то, с  чем соприкасаемся напрямую,  но и на невидимые обычным глазом  явления.

Когда-то  в Лаборатории Современной Культуры при театре-студии «На досках», где на заре перестройки  еще собиралась прогрессивно мыслящая интеллигенция Москвы, психологи и философы МГУ, писатели,  литературные и театральные критики, священники,  актёры и диссиденты  - проводились  социологические исследования, в которых  содержался вопрос: «Влиял ли социальный конфликт в Армении на землетрясение в Спитаке?» Вы помните, как потрясла страну  страшная трагедия, сколько там было разрушений и жертв?  Результат ответов не заставил сомневаться – большинство опрашиваемых однозначно согласились, что  внутригосударственные распри и  экологическая катастрофа  напрямую взаимосвязаны. Воинственно настроенное сознание людей и хаос  в обществе  -  это  энергетическое воздействие на подземные и наземные процессы, безусловно,  они  влияют на  экологию.

Не есть ли это повод задуматься всем, кто разжигает межнациональные розни,  зарабатывает   на производстве оружия и наркотиков,  сталкивает лбами государства, делая бизнес на перераспределении  власти в надежде, что прибыль не будет оплачена и их  же собственной кровью?

Мы – едины.  «Заварить кашу» может любой, а «расхлебывать» будем сообща.       Так  как  каждая щепка – часть Вселенной. И Вселенная строится из наших дел и помыслов.

                                    
Принцип пантеизма

Размышления о единстве человека со Вселенной невольно подводят к основному принципу пантеизма – единоначалию. То есть Бог – это все и ВСЁ – есть БОГ.

Так, может, понять и принять божественность, которая внутри каждого человека?  То, к чему ведет Капра. Отделение от Бога, это отделение от сознательного и психологического распознавания божественности внутри всей природы.  Вся человеческая история - это движение в направлении  поиска божественного. Поэтому каждый человек должен выбрать путь, с помощью которого он пройдет преображение, осознание, обнаружение  Бога внутри себя, а затем и во вне.

Смешная, право. Такими речами смущать тех, кто уверовал  в действенную силу доллара вместо Бога. Сила,  власть и успех –  в одном флаконе.

И что нищий схоласт-философ  способен  предложить взамен  -  спросит власть и положение имущий,  - свою голодную  теорию или утопический Город Солнца, где все счастливы равенством, любовью и миром?

Свой  живот дороже.  Деньги, роскошь делают совесть  недосягаемой.

Каждому  олигарху к  изобильному  столу я бы подсадила с десяток истощeнных африканских детей,  пусть бы он смел под их голодным взором  проглотить хотя бы одну устрицу. Не  так смешна эта картинка.  Речь идёт не о крайностях, а  о взвешивании, 
сравнении ценностей, насущного и  необходимого, чтобы не подавиться устрицей.

Ну что вы, конечно же я не против экономического развития, качественных товаров,  социального успеха и благополучия. И к тотальной уравниловке не призываю – всё-таки труд, талант и возможности людей разные.

А равны мы все пред Создателем  не имуществом, которое останется на этой бренной планете, а  правом  и ответственностью жить по-человечески. Способностью осознавать  себя полноценным компонентом мира, в котором родились, в котором призваны прожить и вырасти в рамках закона земного и ВСЕЛЕНСКОГО.

                                            
SOS

Мне стыдно есть, когда кто-то смотрит на меня голодными глазами. И легче самой голодать, чем отнять у того, кто нуждается.  Когда  об  этом  говорю, как о принципе жизни,  на меня смотрят с недоумением и недоверием. 

Что противоестественного в таком представлении о ценностях?  Или сознание людей  сжалось, заузилось настолько, что понимание простейших элементов вселенской гармонии в принципе непостижимо? Тогда ждите катастрофы. Ибо этот мир держится на основных китах – духовных  ценностях, которые до поры до времени сохраняют землю от разрушения. Если выбить эти опоры – перекос, духовный крен спровоцирует прекращение развития,  не только экономическую, но и экологическую катастрофу.

Спитак, и Чернобыль, наводнения  и ураганы там,  где их ранее климатом не предполагалось – это сигналы, предупреждения, ВСЕЛЕНСКИЙ  SOS.

Фото:oceanday.net

Людмила ИСАЕВА

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий