«Попробуй встать на мое место…»

Depeche ModeЭто был тот редкий концерт в огромном, почти тридцатитысячном зале, когда билеты надо покупать задолго, желательно – за полгода до выступления.

Казалось бы, свободные места в огромном спортивно-концертном комплексе «Петербургский» должны найтись всегда, но нет, кассиры не преувеличивали, всё было честно, свободных мест действительно не было.

В Петербург музыканты Depeche Mode приехали из Москвы. Там столпотворение было не меньшим.

Мировой тур посвящен новому альбому «Delta Machine».

Фронтмен группы Depeche Mode Дейв Гаан отзывается о новом альбоме своей группы восторженно. О новых альбомах вообще принято говорить именно такими словами. «Самый лучший» и т.п.

«Delta Machine» и вправду неплох (но не более того), хотя публика по-прежнему тяготеет к старым композициям. Однако и старые вещи музыканты Depeche Mode стараются играть нестандартно, иногда ограничиваясь акустикой или просто замедляя привычный темп. Хотя в целом нынешний концертный звук Depeche Mode преимущественно - зубодробительный.

Учитывая масштабы залов, в которых, как правило, проходят концерты Depeche Mode, огромное значение имеют большие экраны, на которых транслируется происходящее на сцене. Сегодня этим трудно кого-нибудь удивить, но видеооператоры и здесь нашли несколько впечатляющих ходов. В сочетании с видео Антона Корбайна это выводит происходящее за спинами музыкантов на больших экранах на какой-то другой уровень.

Так что огромная бригада Depeche Mode по-прежнему находится в хорошей форме. Но в хорошей форме находятся и поклонники этой группы (каждому второму зрителю на танцполе было не больше двадцати лет).

Лидерам Depeche Mode – немногим за пятьдесят.  Они ещё способны убедительно петь:

Я прольюсь слезами в твои глаза,
Я заставлю твой взгляд петь,
Я открою бескрайнее небо,
Я исправлю твои сломанные крылья…

И это не выглядит фальшиво.

Нарушители спокойствия ("Псковская губерния")

Музыка Depeche Mode способна безжалостно перемалывать жанры

«Из всего сет-листа, который ты мне прислала, я знаю только песни «Enjoy the Silence», «Personal Jesus» и «Walking in My Shoes»», – озадаченно произнёс, обращаясь к своей подруге, парень лет восемнадцати в синей футболке… Публика на концерты Depeche Mode в России действительно приходит разная. От фанатов, знающих все без исключения песни Depeche Mode наизусть, до обычных любителей поглазеть на каких-нибудь, всё равно каких, знаменитостей.

За тридцать с лишним лет своего существования  группа Depeche Mode (1) обзавелась здесь таким количеством поклонников, что любой её концерт обречён на успех. Тем более тот, что состоялся 24 июня 2013 года в СКК «Петербургский».

На выступление в Санкт-Петербург зрители съезжались целыми делегациями – от Пскова до Хабаровска, от Эстонии до Москвы (в Москве концерт тоже был, но настоящих любителей Depeche Mode он только раззадорил, тем более что прошел на открытом воздухе – под дождём. Свой вклад в «разогрев» внесла и знаменитая московская конная полиция, вместе с вездесущим ОМОНом слегка помявшая меломанам бока, после чего возмущённые фанаты написали коллективное письмо-жалобу).

В Петербурге всё вышло более мирно. Лошадей не было. «На коне» были только сами музыканты.

Хотя дождь в такую духоту не помешал бы. Однако в крытом спортивном комплексе его пришлось бы дожидаться слишком долго.

О спасительной воде напомнил и показанный перед концертом ролик, в котором музыканты Depeche Mode упоминаются как благотворители, помогающие людям в безводных районах Африки.

В душном, полностью переполненном 27-тысячном зале, этот ролик прошел на «ура».  Не говоря уже о самом выступлении.

«Я думаю, что Бог – тот ещё шутник»Depeche Mode

Нынешняя программа Depeche Mode составлена таким образом, что песни нового альбома «Delta Machine» в ней среди хитов прошлого совсем не теряются.

Альбом, вышедший весной 2013 года, судя по всему, для музыкантов Depeche Mode не проходной.

Действительно, к новым песням быстро привыкаешь.

Во всяком случае, на петербургском концерте, длившемся 2 часа 15 минут, новые композиции бесследно не растворились.

Новый материал по-настоящему свеж и, к тому же, хорошо вписался в концепцию представления – начиная с первой вещи «Welcome To My World» и заканчивая «Goodbye».

На огромных экранах появилась соответствующая надпись: «Welcome to my world» («Добро пожаловать в мой мир»), и представление началось.

Мир Depeche Mode довольно переменчив, как переменчива мода. И в то же самое время еще на рубеже 70-80-х годов прошлого века была заложена очень прочная музыкальная основа, которая выдерживает все перестройки (и ломки).

К началу ХХI века группа Depeche Mode окончательно превратилась в гигантский механизм, прочный и убедительный.

Это не значит, что даже преданные поклонники видят и слышат всё то, хотят донести до публики сами музыканты.

Особенно это касается английского юмора Depeche Mode. И не просто английского, а бэзилдонского.

Это как раз то, о чем в своё время говорил клавишник Энди Флетчер:

Энди Флетчер«У нас много смешных текстов. В них присутствуют разные бэзилдонские фразочки, которые вряд ли услышишь где-то ещё. Многие из текстов сами по себе довольно забавны, но большинство людей этого не понимают — особенно если они не из Бэза… Похоже, все считают, что мы такое сочиняем на полном серьезе». (2)

Юмор отягощён не только местом рождения музыкантов, но и собственно нововолновой эстетикой электронной музыки 1980-х годов и гранжевыми и блюзовыми заимствованиями.

Как написал главный сочинитель Depeche Mode Мартин Гор в не прозвучавшей на концерте старой песне «Blasphemous Rumours»:
 Не хочу распускать богохульные слухи,

Но я думаю, что Бог – тот ещё шутник.
И когда я умру, то, наверное,
Он, посмеиваясь, выйдет ко мне навстречу.


К тому же, за визуальную часть представлений Depeche Mode по-прежнему отвечает человек с очень своеобразным юмором – знаменитый голландский фотограф, клипмейкер и кинорежиссёр Антон Корбайн.

Его мрачноватые, но изысканные видеофантазии всё ещё способны удерживать внимание многотысячной аудитории.Depeche Mode

Чёрно-белая эстетика неплохо сочетается с чёрным юмором.

«В нашей музыке всегда присутствовала доля юмора, которого люди просто не замечают, – иногда напоминает Мартин Гор. – Нас об этом даже не спрашивают».

Видимо, не спрашивают по той причине, что юмор у Depeche Mode не шутовской, он не на показ, а привязан к внутреннему смеху, и к тому же часто пересекается с сарказмом.

Хохотать над этим уж точно не будешь.

Тем более, внешняя оболочка Depeche Mode довольно серьёзная, а часто просто романтично-мрачная. Как, например, во второй композиции, сыгранной на концерте, – «Аngel».

Ангел любви пролетал надо мной,
О, Боже, я чувствовал себя так хорошо.
Я мог протянуть ладонь
И коснуться неба.
Дождь вместе с радугой
Сопровождал меня повсюду.
Из-за обостренного восприятия
Я вижу и пробую звук на вкус...


Если уж говорить о вкусе звуков нынешних, образца лета 2013 года, Depeche Mode, то это скорее холодный безалкогольный коктейль с привкусом миндаля.

Как известно, в кулинарии миндаль хорошо сочетается с любым тестом.

Музыка Depeche Mode тоже способна безжалостно перемалывать жанры.

«Попробуй встать на мое место...»Depeche Mode

Звук был хорош и во время концерта не плавал. Он приходил в нужный момент.

То же самое можно сказать о голосе фронтмена Depeche Mode Дейва Гаана.

Голос его всё ещё могуч, и он этого скрывать не пытается.

В 51 год Дейв Гаан неутомим, без конца двигается по сцене, танцует… Наиболее эффектно это у него получается тогда, когда он начинает быстро-быстро, словно вращающийся дервиш, крутиться на месте.

Сценический пиджак Дейв Гаан скинул в конце первой песни, оставшись в жилетке и продемонстрировав свои многочисленные татуировки.

За концерт он сменил три жилетки, в конце концов, обнажившись по пояс.

На первых двух песнях публика ещё входила во вкус, пробуя новый материал.

Оживление наступило, когда Дейв Гаан запел композицию «Walking in my shoes», впервые записанную двадцать лет назад:
Depeche Mode
Попробуй встать на мое место...
Если ты попробуешь встать на мое место,
Ты споткнёшься там же, где я…
 

Настало время хорового пения всем залом: «Walking in my shoes».

Следующие два часа зал утихал редко.

Ближе к концу концерта на экранах возникла ещё одна запоминающая фантазия: мелахноличные Дейв Гаан, Мартин Гор и Энди Флетчер поочередно надевают разные головные уборы – ковбойскую шляпу, манерный цилиндр с пером, котелок… Не хватает разве что рабочей кепки.

К нынешнему индустриальному звуку Depeche Mode кепка неплохо бы подошла.

За богатую историю музыканты Depeche Mode, так сказать, примерили немало разных уборов. Они сами становились на чьи-то места (достаточно вспомнить альбом 1993 года «Songs of Faith and Devotion»). Depeche Mode

Однажды оттолкнувшись от вполне невинных танцевальных ритмов, Depeche Mode добрался до бескомпромиссных звуков, и от них уже больше надолго не отказывался.

Сегодня в их живом концерте, кроме клавишных, немаловажную роль играют живые барабаны (Кристиан Эйнер) и многочисленные гитары Мартина Гора.

Электронные, готические, гранж-роковые годы… Ничто ими не забыто, всё пришлось к месту и применяется поныне.

Но остаётся место и время для экспериментов. Хотя поклонникам, прежде всего, интересны экскурсы назад.

В конце концов, сегодня, когда в мире полно эпигонов Depeche Mode, было бы неправильно время от времени не возвращаться к своим корням.

Альбом «Violator» 1990 года по-прежнему остаётся основой всех концертных выступлений Depeche Mode.

Если бы не прозвучали «Policy of Truth» («Политика честности»), «Enjoy the Silence» Мартин Гор(«Наслаждайся молчанием»), «Personal Jesus» («Личный Иисус») и «Halo» («Нимб»), многие бы сочли концерт недействительным.

Оформление и само название альбома «Violator» («Нарушитель») – ещё одна шутка Depeche Mode, пересмешка, связанная с модой на хэви-метал в конце 1980-х.

И всё-таки шутки быстро отходят на второй-третий план.

Взять хотя бы композицию «Personal Jesus», одну из самых узнаваемых.

Эта жизнеутверждающая вещь Мартина Гора тоже была своего рода нарушением правил приличия, кощунством.

Твой собственный, личный Иисус —
Тот, кто выслушает твои молитвы,
Тот, кто о тебе позаботится...


Гор написал эту песню после того, как прочел мемуары Присциллы Пресли о муже Элвисе.

Спасение бывает ближе, чем вы думаете.

Сейчас для многих любителей музыки тот же Дейв Гаан значит не меньше, чем Элвис Пресли для тех, кто слушал популярную музыку в исполнении Элвиса Пресли сорок-пятьдесят лет назад.

Depeche ModeДейв Гаан вызывает у этих людей восторг, а Мартин Гор – нежность.

Это совершенно разная реакция.

Когда к микрофону подошёл Мартин Гор, это стало совершенно ясно. В два захода он спел три песни почти без сопровождения.
На клавишах в это время играл Петер Гордено.

Когда зазвучала тихая песня «Higher Love» («Высокая любовь»), люди вокруг меня запели во весь голос.

Любовь, наверное, вообще только высокой и бывает.

Если она низкая, то это что-то другое.

* * *
На бис были исполнены проверенные временем «Home», «Halo» «Just Can't Get Enough», «I Feel You» и «Never Let Me Down Again».
После этого свет в зале погас и не загорался целую минуту.

Затем свет зажгли и наступил перерыв – но ненадолго, до следующего года.

В марте 2014-го, заканчивая мировое турне, группа Depeche Mode снова приедет с концертами в Россию – в Москву и Санкт-Петербург.
До следующей весны ещё есть время.

Остаётся возможность выбрать между тишиной и суетой.Depeche Mode

Как поёт Depeche Mode: «enjoy the silence» («наслаждайся молчанием»). У них же есть кое-что и про «idle talk» («праздные разговоры»).

О праздности и лживости, а заодно ещё и о покорности Depeche Mode на концерте в песне «Judas» («Иуда») тоже спели.

Праздные разговоры,
Пустые обещания...
Лживые Иуды,
Неверующие Фомы.
Хватит просто стоять на месте и кричать об этом,
Сделай хоть что-нибудь...

К Depeche Mode стоит прислушаться.

Чтобы там ни говорили, но на одном месте музыканты этой группы никогда долго не задерживались.

1. Depeche Mode (в переводе с фр. «Вестник моды») – британский музыкальный коллектив, образовавшийся в 1980 году в городе Бэзилдон (графство Эссекс). Эта группа создала собственный стиль в жанрах электронной и рок-музыки и является одной из наиболее успешных и долгоживущих групп мира.

2.  Подлинная история — Джонатан Миллер; пер. — Е. Трифонов, О. Чеснокова. — СПб.: «Амфора», 2008 г.

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий