Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Перезагрузка мозгов

ЭлизиумЛюбопытно, куда занесёт режиссёра Нила Бломкампа в третьем фильме. В нём тоже снимается Шарлто Копли, ставший для южноариканского режиссёра талисманом. Любопытство связано с тем, что пока что Нилу Бломкампу удаётся сохранить индивидуальность. Однако видно, что это ему удаётся с трудом. Сумеет ли он остаться интересным для тех зрителей, кому не нравится смотреть одно и тоже, переваривая штамп за штампом?


Мозговой штурм («Псковская губерния»)

Один из лучших фильмов уходящего лета отсылает людей подальше от Земли

Чтобы там ни говорили, не похож показ фильма Нила Бломкампа «Элизиум. Рай не на Земле» на провал. Тем более, он не похож на предательство идеалам. Перед сеансами в российских кинотеатрах крутили трейлеры «Сталинграда» Фёдора Бондарчука. Вот где назревает провал. Танки в центре Сталинграда у Бондарчука выглядят неестественно. Зато роботы в пригороде Лос-Анджелеса у Бломкампа очень достоверны.

В августе 2013 года «Элизиум» смотрелся, словно документальный репортаж. Нищие мигранты, праздная элита, облавы, эксплуатация…

Южноафриканский режиссёр Нил Бломкамп, проникнув в Голливуд, всё-таки постарался хотя бы отчасти сохранить верность своим принципам. Сделать это было не просто.

Не проще, чем улететь с Земли на планету Элизиум.

Бюджет «Элизиума» в четыре раза больше, чем бюджет предыдущего фильма Бломкампа «Район № 9». Это не значит, что фильм стал в четыре раза лучше. Тем более это не значит, что он стал в четыре раза хуже.

Просто Бломкамп попал в зону Голливуда, где безжалостно отсеивается всё, что не поддаётся расчётам. Риск исключён. Политкорректность самодовольно торжествует.

Приходится идти на жертвы.

Первым делом, жертвой пал знаменитый чёрный юмор, известный по «Району № 9».

Была проведена операция по замене чёрного юмора на нечто более сентиментальное. Вместо внутреннего зрительского смеха были запрограммированы зрительские слёзы.

В «Районе № 9», сделавшем Нила Бломкампа известным, совмещались вещи, как правило, не совмещаемые. Псевдодокументальная сатира и фантастический триллер.

Причем наиболее интересно было смотреть как раз на те эпизоды, где нет дорогостоящих эффектов. Чёрный юмор постепенно становился цветным, а ненавязчивый мелодраматизм способен был заставить зрителей сопереживать тем героям, которые не совсем похожи на людей.

В прошлый раз у Бломкампа получилось «Собачье сердце» наоборот. Человек, в результате неосторожного контакта с контейнером, наполненным чёрной жидкостью, на глазах превращается в нечеловека. Мутирует, но со страшной силой хочет остаться тем, кем был до несчастного случая.

Однако дело в том, что ему уже никогда не стать прежним. Чем быстрее у него выпадают ногти и зубы, чем быстрее он теряет человеческий облик, тем быстрее в нем просыпаются по-настоящему сильные человеческие чувства. Предательство людей делает его человеком, способным на самопожертвование. Исчезает прежняя фальшь.

Обстоятельства бросают его в инопланетные трущобы Йоханнесбурга, где он наконец-то находит общий язык с пришельцами.

Прежде это был сплошной фарс, бумажная процедура, бюрократическое сумасшествие, подкрепленное наличием вокруг военных подразделений. А теперь, когда главный герой остался в одиночестве, фальшь растворяется в трущобной грязи.

В «Районе № 9» - как только главный герой становится «настоящим человеком» - он начинает стрелять в людей. Чтобы сохранить человеческий облик, ему приходится убивать своих соотечественников, которые за ним охотятся. Для того чтобы помочь себе и своим новообретённым друзьям-инопланетянам, он облачается в гигантский экзоскелет и начинает борьбу с утроенной энергией.

Отчасти главный герой нового фильма Бломкампа (его играет Мэтт Даймон) идёт той же непростой дорогой.

Чтобы сохранить себя, он вынужден переродиться  и начать устранять препятствия. Ему осталось пять дней жизни, за которые он должен либо тихо умереть, либо спастись, громко хлопнуть дверью, покинув планету Земля и отправившись на рукотворную планету Элизиум, то есть на космические Елисейские поля.

Там идеальная медицина для избранных, там мгновенное исцеление. Райская жизнь, основанная на эксплуатации Земли и её обитателей.

Граждане первого сорта с помощью роботов выжимают последние соки у граждан второго сорта.

Ничего сверхъестественного авторам фильма придумывать не пришлось. Не только потому, что уже существуют фильм «Джек-мнемоник» и рассказ Уильяма Гибсона.

Просто почти все страны третьего мира сейчас построены по  тому же принципу.

Нил Бломкамп, отправив в запасники чёрный юмор, остался верен социальной тематике, а заодно ещё и натурализму. Авторский почерк по-прежнему узнаваем.

В прошлом фильме Шарлто Копли дали разгуляться, наградив его ролью смешного неудачника, вырастающего в героя.

На этот раз Копли играет Крюгера – целеустремленного и безжалостного злодея с претензией на всемогущество. Роль эта – менее выигрышная, однако добавившая новых красок в послужной список актёра.

Мэтт Даймон в роли очередного неудачника, вынужденного стать героем, тоже ограничен в выборе приёмов. Его персонаж Макс спасает исключительно себя. Ему наплевать на человечество. Но так уж получается, что иногда жажда жизни способна перевернуть сознание человека в лучшую сторону.

Тема самопожертвования снова выходит на передний план.

Однако для этого должны возникнуть существенные, почти непреодолимые препятствия.

Для того чтобы они возникли, появляется плетущая интриги министр обороны Элизиума Делакур (Джоди Фостер).

В прямом смысле разворачивается борьба за мозги. Точнее – за мозг  вполне конкретного человека.

Среди зрителей, посмотревших «Элизиум», было много недовольных. Один из них презрительно произнёс: «Глубокомысленно». В устах некоторых людей это – страшное ругательство.

Нечто похожее приходилось слышать четыре года назад после выхода «Района № 9».

***
Люди к 2154 научились прямым образом проникать в мозги друг друга с помощью компьютерных программ. Но им по-прежнему трудно даётся милосердие.

Если верить создателям «Элизиума», в ХХII веке земляне будут сбегать со своей планеты, как сбегали с «Острова Свободы» кубинцы во время правления Фиделя Кастро. И спасёт их от окончательной деградации перезагрузка.

Но для этого надо вначале включить мозги.

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий