Дело вкуса

Площадь ПобедыГородская среда – живой организм. Иногда в нём заводятся животные, которых, вроде бы, здесь быть не должно.

Трудно привыкнуть к тому, что в Пскове возле исторической стены окольного города появились странные существа, которые по замыслу городских властей должны радовать детей.

Подсунуть горожанам деревянные скульптуры – это вам не ежедневная уборка Ботанического сада.

На обустройство дорожек и вообще на приведение в порядок Ботанического сада денег не хватает. Другое дело – деревянные звери и грибы.

Основная проблема не в отсутствии денег и чиновничьей лени. Люди, которые принимали решение расставить деревянные скульптуры в этом месте, действительно думают, что это красиво.

То есть речь о вкусе.

Вкус определяет градостроительную политику, при которой уродливые формы принимает даже то, что изначально выглядело неплохо.

Если бы набережную реки Великой отремонтировали в срок, то она бы лучше не стала. Наоборот, стала бы хуже.

Набережная изначально, даже в проекте, не сулила ничего хорошего. То же самое касается изборской реконструкции и прочих «великих строек». Кто видел проект реконструкции здания драмтеатра, тот должен понимать, что там уже наблюдались вкусовые провалы. Они стали больше, когда началась реконструкция.

Точечная застройка, столь характерная для Пскова и других российских городов, только часть той градостроительной политики, которую для краткости можно обозначить как лоскутную.

Эта политика настолько лоскутная, что вслед за домами, покрашенными в разные цвета (дома словно покрываются разноцветными пятнами), в Пскове, в том числе на центральном проспекте, появились дома, в которых часть крыши покрыта шифером, а часть металлочерепицей. Известные архитекторы, вносящие подобные коррективы во внешний облик старых домов, руководствуются только одним – суммой гонорара.

Вот здесь бы им и подключить хороший вкус, который бы блокировал корыстные порывы.

Но чего нет, того нет.

Грибные места, или Топорная работа ("Псковская губерния")

Сказочные скульптуры в Пскове ещё раз доказали, что красота – это страшная сила

«Ни свет ни заря к Ёжику с Медвежонком прибежал Заяц.
— Эй! — закричал он. — Эгей! Эге-ге-гей!Ботанический сад
— Ну что? Говори, — сказал Медвежонок.
— Эге-ге-ге-ге! — вопил Заяц.
— Да говори же! — Ёжик начал сердиться.
— Эге-ге-ге-ге! Ге-гей! Ге-гей! — И Заяц убежал.
— Чего это он?
— Не знаю, — сказал Медвежонок».

Сергей Козлов. Вольный осенний ветер.

Как сказано в одной наружной псковской рекламе: «Борщ не последняя надежда, а единственная». На самом деле там первоначально было написано несколько иначе: не Борщ, а Бог. Однако кто-то шустрый внёс правку.

Так часто бывает. Человек собирается сделать что-то важное и большое. А потом жизнь вносит коррективы.

Точнее, коррективы вносят другие люди. Они тоже хотят сделать что-нибудь важное и большое.

Городская среда Пскова давно стала ареной для экспериментов. Все они направлены исключительно на создание чего-нибудь важного и большого. Чем больше, тем лучше.

Никто не хочет мелочиться. Заделывать какие-то там дырки в асфальте. Зато желающих крупно удивить предостаточно. Тем более что удивление иногда неплохо оплачивается.

На фоне экспериментов на набережных и в Детском парке перемены в Ботаническом саду возле площади Победы кажутся скромными. Но это смотря как посмотреть.Ботанический сад

В своё время в Москве на Манежной площади всех удивил скульптор Зураб Церетели. Неподалеку от Александровского сада и Вечного огня появилась скульптурная композиция сомнительной ценности. Церетели изобразил сказочных и басенных персонажей: лису, журавля,  золотую рыбку, царевну-лягушку, русалку…

В Пскове хоть и с запозданием, но нашлись свои герои-сказочники. Они имеют отношение к небезызвестной нефтегазовой компании, которая, как следует из пафосной таблички, появившейся недавно за памятником героям партизанам на площади Победы, 23 июля 2013 года подарила жителям города Пскова деревянную композицию.

В сущности, компания подарила Пскову сказку.

Правда, эту сказку не рекомендуется рассказывать на ночь. Но именно поздними вечерами и ночами там как раз и происходит самое интересное.

Люди собираются вокруг сказочных персонажей, чтобы отметить наступление новых суток и проводить старые. То есть попросту – крепко выпить.

Деревянные медведи, ежи, зайцы, совы и грибы их не пугают. В темноте они не так страшны, как на свету.

Пень, тот что между тремя медведями, очень удобно использовать как столик.

Ботанический садК большим грибам хорошо прислоняться самому (гриб помогает выстоять) или прислонять велосипед.

Огромные белые грибы выглядят очень натуралистично. В будущем, когда народ совсем измельчает, так, наверное, будут выглядеть все грибные места.

Пока же в России самые грибные места связаны с нефтью и газом.

Когда-то на площади Победы долго стоял одинокий камень, на котором было написано, что в этом месте соорудят памятник псковским партизанам.

Потом камней стало значительно больше. Всё это официально назвали памятником псковским партизанам.

И вот спустя двадцать пять лет вокруг появилась скульптурная композиция, от ежей до медведей включительно.

Сравнивать их с партизанами было бы неправильно. Но и не сравнивать их сложно.

Сказочные скульптуры, выставленные в Ботаническом саду, - это довольно топорная работа.

Странно, что представителям нефтегазовой компании не пришло в голову подарить псковичам белых лебедей, нарезанных из автомобильных покрышек.

Как раз на прошлой неделе псковичам ещё раз напомнили, что после реконструкции улиц Пушкина и Ленина  в соответствии с туристическим кластером «Псковский» рядом с драмтеатром появятся ещё две уличные скульптуры – «Памятник Наталье Гончаровой» и «Памятник театральной тумбе».Ботанический сад

В принципе, если одного из медведей из Ботанического театра перебросить к театру, то можно немного сэкономить. Останется только слегка подработать медведя топором или бензопилой. И тогда скульптуру можно будет назвать «Н.Н. Гончарова».

А если Гончарова будет сама на себя не похожа, то хотя бы «Памятник театральной тумбе» должен получиться.

В условиях, когда в городе многое делается через пень-колоду, в условиях, когда в Пскове уже много лет нет главного архитектора, здесь возможно всё что угодно.

В крайнем случае, если опять ничего хорошего не получится, виновными назначат ежей и зайцев.

 

Фото автора

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий