Ближе к полуночи стало понятно, что петербургская группа «Сегодня ночью»* начнет выступать только тогда, когда наступит завтра. Музыканты со сцены обратились к зрителям, пришедшим в клуб «TIR»: «У вас есть еще минут десять, чтобы купить в баре что-нибудь алкогольное и принести к нам
Как и ожидалось, наступило 19 мая. Без двадцати час со сцены зазвучало: «Сколько стоит первым в топах быть? / Сколько тех, кто их создал, убить? / Разрежьте же нас на интриги / Ножами разных религий…»
И стало окончательно понятно, что слушать «Сегодня ночью» лучше как раз на концертах. На них группа звучит жестче и разнообразнее.
Первый, прорывный их альбомом (в котором имеется праздничный набор: «Кофе и сигареты», «Герда, Икай» и «Папарацци») продюсировал Илья Лагутенко. И для некоторых любителей нашего рока это было уже клеймо. «Рокапопс расползается….»
Отчасти так оно и было. Но при всем своем продуманном формате, группа «Сегодня ночью» уже тогда отличалась не только здоровым цинизмом, но и серьезным отношением к слову и звуку. На пересечении модных направлений и неприкрытого умения играть на инструментах, они закрутили бурный роман с аудиторией.
Их песни переполнены любовными историями: сиюминутными, вечными, случайными… Сиюминутных, кажется, больше. Лирические герои мучительно пытаются договориться друг с другом. Получается это у них редко. В общем, как поется в песне: «Но я убил бы того, кто пишет нам с тобой диалоги…»
Публика танцевала у сцены с самого первого аккорда. Как и положено, первоначально у микрофона солировал Никита Козлов. В основном, звучали вещи с альбома 2008 года «Проституция», который сами музыканты считают лучшим из четырех записанных. Возможно, так оно и есть. Куда-то делась гипертрофированная манерность. По словам автора многих текстов группы НиКеля (Никиты Елисеева): «Больше нет жеманства и заигрывания». Зато есть напор, который трудно остановить. Временами это даже озадачивает, потому что этот напор основан не голой энергетике, а на умении играть.
«Рок-н-ролльные звезды, VIP-шными зонами / Награждаются бывшими бандитскими женами, / В рванину джинсы не влезают животики, / Котировки на нефть, на друзей, на наркотики». Это и есть проституция.
«Ждут отели Ritz, музыка с Ибиц, / Взгляды светских львов, позы светских львиц, / Романтическое время телерадиосерийных убийц…»
К середине концерта музыканты добрались до каверов.
«Это одна из самых любимых наших песен, потому что свои мы ненавидим», - пояснил Никита Козлов, - и запел «Come Together».
Герои собственных песен «Сегодня ночью» готовы на многое. Если надо, они даже в любви признаются. А потом в этой же любви и утонут. Или взлетят. Одно из двух.
«Я признаюсь в любви, если это так надо. / Тебя мучает жажда, на моем бокале помада. / Даже если прилетит звездолет, / Кроме нас он никого не возьмет. / Мы целуемся на заднем в такси, и водитель не в счет».
Попытку играть «без фальши, без политкорректности, без скидок» можно признать удачной и многообещающей. Время каждый день подбрасывает все новые мотивы.
«Ленты новостей расстреляв в упор, / Черный пояс шахидки, agent provocateur».
Однако упомянутый уже цинизм позволяет адекватно оценить происходящее.
«Я мечтал стать таким, каким стал, / Разочарован, по фотографиям судя. / Выключаю платный порноканал / И ложусь спать, революций не будет…»
Можно сказать, что платных порноканалов - множество. На одних шустрят политики, на других – юмористы, на третьих – пытаются петь. И пока есть деньги оплачивать все это удовольствие – революций действительно не будет. В конце концов, отлично сдохнуть можно и без всяких революций.
«Одни продаются командами, / Другие живут с пандами». Наблюдения, может быть, и не новые, но точные.
Песни «Сегодня ночью» сегодня звучат хорошо еще и потому, что в них нет напыщенности. Там, где другой бы стать строить замок со звуковыми башенками, они ограничиваются строгими формами. Словам в такой обстановке легко.
«Нас с тобой забыли в перепутанном мире, /Это мы так сели, или это нас сбили?»
Во второй части концерта участники группы начнут кружить по сцене, обмениваясь инструментами и микрофонами. Барабанщик Александр Корбуков доберется до гитары и запоет. Никита Козлов усядется за барабаны…
«Майкл Джексон мертв, а он еще нет», - скажет Никита Козлов, уступая место Александру Корбукову, который начнет с «Billy Jean».
Вскоре дойдет и до «Foxy Lady» Джимми Хендрикса.
Череда пересаживаний и обменов инструментами на сцене приведет к тому, что в руках Никиты Козлова появятся две почти народные дубины, которые Александр Корбуков выкопает где-то в углу сцены. Но это будут не дубины народного гнева, а, скорее, дубины народного азарта («мечта барабанщика»). Дополнительные гулкие звуки очень хорошо впишутся в психоделическую импровизацию «Fоxy Lady».
Когда выступление подойдет к концу, Никита Козлов обратится к кому-то из зрителей, сидящих за столом-швейной машинкой: «А вы не расходитесь. Вам еще предстоит шить».
Продолжая традиции автора текстов «Сегодня ночью», играющего «пандами» и «бандами», можно в заключении сказать что-нибудь оптимистичное, вроде:
«И вы тоже не расходитесь. Вам еще предстоит жить».
* Никита Козлов — вокал, гитара, Алексей Ульрих — клавишные, Александр Корбуков — ударные, Пётр Розломий — бас-гитара
Фото: Алексей СЕМЁНОВ
Алексей СЕМЁНОВ