Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Книжный архив. Гришковец IV.

"Асфальт"Мы продолжаем вспоминать рубрику «Одна книга – два мнения», существовавшую в «Городской газете» в 2006 – 2009 годах. Каждые две недели в газете появлялись две рецензии двух авторов на одну книгу. Первую неделю книгу читал один человек, вторую неделю – другой. Потом они записывали свои впечатления, и всё версталось в одну колонку.

В нашу рубрику «Одна книга – два мнения» попало пять книг Евгения Гришковца (отзывы наших авторов на повесть «А....а» читайте в № 71 «Городской среды»).

«Городская газета», 2008 год.

Гришковец Е., Асфальт. Роман. – М.: Махаон, 2008. – 576 с.

I. К Гришковцу, вроде бы, давно привыкли. К хорошему быстро привыкаешь. Но каждый раз, когда он что-нибудь выпускает, то, не изменяя себе, всё время немного меняется. Акценты смещаются и смешиваются. Ноты звучат всё те же, но расставлены они в другом порядке.

Однако устойчивым остается внутренний голос негромкого человека. На этот раз этого человека зовут Миша, и занимается он изготовлением дорожных знаков. О дорожных знаках Миша знает почти всё, а вот свою дорогу в жизни найти никак не может. Точнее говоря, он давно её нашел, но ему, видимо, никто об этом вовремя доходчиво не сообщил. Наверное, каждый человек сам должен понять - кто он есть на самом деле.

«Асфальт» - это первый «Роман Романыч» Евгения Гришковца. 576 страниц «медленных» страниц, вроде бы, вызывающая верность традиции… Такое может позволить себе человек, который уже сделал себе имя и теперь ни о чём таком не беспокоится. Даже остросюжетные пунктирные линии намеренно проведены лишь до половины. Гришковца не интересует то, что обязано интересовать авторов детективов. Он и на мелочах сосредоточивается не потому, что из этих мелочей потом сложится что-то очень важное. Любая мелочь для него – это и есть самое важное.

 Но это не созерцание эстета. Какой эстетизм? Всяческие изыски могли только повредить. Любая подчеркнутая стилизация – это как защитный слой, плёнка, а то и упаковка. А Гришковец как автор всегда беззащитен, и тем привлекает. Он антисупермен. И его провинциальный герой, обосновавшийся в Москве, такой же. В нём тысячи комплексов. Это как раз и делает его интересным человеком.

Как всегда у этого автора, вещь получилась жизнеутверждающая. «О чём книга, об асфальте?» - спросили меня. «О семейных ценностях», - ответил я, и никакой иронии в этом не было.

Это такой производственный роман, но не о дорожниках, а о тех, кто строит семью. Жизнь. Прокладывает  свою дорогу. Сомневается, переживает, ошибается… Направление давным-давно  указали другие люди. И асфальт уложил кто-то другой. Но остаются еще дорожная разметка, знаки…

Алексей ВЛАДИМИРОВ

II. Так как это самая большая книга Гришковца, то критических стрел он тоже должен был получить больше всего. Есть к чему придраться на 576 страницах-то.

Как обычно, автор утопает в простоте: «С Соней Миша, можно сказать, подружился. Они после того знакомства в клубе и поцелуев на бульваре встретились дней через пять. Встретились в обед. Пообедали, много смеялись и снова друг другу понравились. Но как-то самым удивительным образом, не проговаривая ничего, решили или почувствовали, что дальше шагать не надо». Это первый попавшийся, но очень характерный отрывок из «Асфальта». Встретились, пообедали, понравились. А потом на пустом месте, вернее, на ровном асфальте начинаются осложнения. Дескать, дальше шагать не надо. Почему?

В комментарии к роману Гришковец написал, что хотел написать об умных, сильных трудолюбивых людях, которые очень сложно живут. Иначе говоря, чтобы об их сложной жизни написать, надо было изъясняться просто. К чему плодить сложности? И ещё автор подчеркнул, что у таких людей нет внешнего врага. Видимо, подразумевается, что есть враг внутренний. Внутренние противоречия, которые всё путают и сбивают с пути. Здесь бы как раз и сориентироваться на дорожные знаки, но происходит путаница.

«Асфальт» населён нормальными людьми, что по нынешним временам уже много. С нормой у нас проблемы не только в литературе, но в литературе в том числе. Возможно, как раз по этой причине книги Гришковца пользуются спросом. О нормальных людях он умеет говорить нормальным языком. И в то же самое время эти нормальные темы и способ их изложения являются отличным раздражителем. Кажется, что автор банален и не способен удивить.

Действительно, книга, очевидно, сочинялась не для того, чтобы поразить воображение. Задача стояла совершенно другая: рассказать о том, как продолжается жизнь. Медленно продолжается. Не обрывается, не летит вперёд, а тихо, без вселенских потрясений движется вперёд.

Было бы неправильно написать, что у Евгения Гришковца не получилось об этом движении рассказать что-то своё, личное.

 * Гришковец Е. А....а. Повесть: - М.: Махаон, 2010. – 256.: ил. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=669

Бумажные кораблики, http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=2130

Б.Б.

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий