Химера Нотр-Дама (один концерт - два мнения)

В Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоялось представление русской версии мюзикла «Notre Dame de Paris» композитора Риккардо Коччанте (авторы русских текстов - Юлий Ким, Сусанна Цурюк и Дарья Голубоцкая).

I.
Как правило, мюзиклы в России приживаются с трудом. Но этот - прижился. Его уже можно признать долгожителем, причем - путешествующим долгожителем. Провинциальная публика даже в нынешних условиях готова выложить за билет от 800 до 1600 рублей. На мюзикл пришли очень разные люди - от простого главы города до заслуженных работников кульутры.

В России за постановку «Нотр-Дама» восемь лет назад взялся британский режиссер Уэйн Фоукс. Так на сцене Московского театра оперетты появились акробаты, брэйк-дансеры.... И, конечно же, певцы. Некоторые из тех, кто приехал в Псков в марте, были и в первых составах постановки. Два миллиона долларов, вложенные в российский «Нотр-Дам», давно окупились. Обитель бродяг, воров и преступников («Двор чудес»), в которой живет цыганка Эсмеральда, оказалась доходным местом. Автор романа «Собора Парижской Богоматери» Виктор Гюго был бы, наверное, немного удивлен.
Выездная версия, привезенная в Псков, радикально не отличалась от того, что первоначально показывалось только в Москве. По крайней мере, мужской вокал был очень неплох (исполнители партий Феба де Шатопера, Гренгуара, Квазимодо и особенно Фролло - Александр Маракулин и Клопена - Сергей Ли). А отсутствие некоторых громоздких декораций могло только разбудить воображение многочисленных зрителей.

От подобных представлений требуется не столько выразительная музыка, сколько выразительные эффекты. Требуются движения звука и декораций и, непременно, телодвижения. Как поется в мюзикле: «Ты - шут, я - шут, / Все тут пляшут...» И действительно, никакого обмана. Все пляшут. Механизм отработан. Профессионализм по дороге из Москвы потерять трудно. Вот Эсмеральда поглощена мыслями о Фебе, а вот уже совсем запутавшийся Фролло режет Феба и подставляет под виселицу Эсмеральду. Но тюрьма Ла-Санте оказывается проходным двором, куда проникает кто угодно... В конце концов, убивают Клопена, вешают Эсмеральду, сбрасывают Фролло... Умирает и Квазимодо. Зрители счастливы. Возможно, они были бы еще более счастливы, если бы весь мюзикл пели одну и ту же песню «Belle», в которой выстраивается целая очередь из тех, кто готов продать душу дьяволу за ночь с цыганкой.

Алексей СЕМЁНОВ

II.
По правде говоря, новость о приезде мюзикла «Нотр-Дам де Пари» в Псков оказалась для меня полной неожиданностью.

И дело даже не в том, что с момента премьеры русской версии мюзикла прошло почти семь лет (остальной мир, когда-то пораженный его романтической чистотой и такой простой, но неподдельной трагичностью, казалось, вовсе забыл о нем). Дело в том, что это довольно дорогое действо с множеством актеров, сложными декорациями и соответствующими требованиями к качеству звука. Мне как человеку, видевшему и французскую, и русскую оригинальные версии, эта задача казалась невыполнимой в условиях зала псковской филармонии. Я опасалась, что привезенный в Псков концертный вариант мюзикла покажется лишь химерой оригинала. Однако, оригинальным оказалось практически все: голоса, музыка, костюмы, грим, декорации, за исключением лишь особо сложных, как, например, колокола или виселица. Не хватало одного - размаха! Размаха не только в том смысле, что сцена столь динамичному действу была несколько «мала», а сам зал был не так широк, как Московский театр оперетты, чтобы великолепным голосам актеров было, где развернуться. Не хватало размаха и в самом исполнении.

Романтизм, страсть, трагичность и тот цыганский надрыв, который так отличал русскую версию мюзикла от французской, - все это было, но только несколько в концертном варианте. И все же, для нашего неискушенного мюзиклами зрителя, который в большинстве своем имел представление о «Нотр-Дам де Пари» только по нашумевшей «Belle», показ мюзикла в Пскове был не просто очередным спектаклем, но и возможностью прикоснуться к этой прогремевшей на весь мир необыкновенной истории, покорившей сердца тысяч людей своей искренностью, красочностью, завораживающей музыкой и, конечно же, одной из самых трогательных историй любви.

Нина ШЕЛОГАЕВА

Фото: dreamworlds.ru, tonnel.ru

 


Имя
E-mail (опционально)
Комментарий