Люблю «Кордон» за тесный круг друзей

Фестиваль КордонИскры костра, гитара по кругу и звездное небо с яркой луной. Отликовал возле избушки лесного художника Петра Быстрова неподалеку от села Михайловского уже пятый международный театральный фестиваль*. Обновилась к маленькому юбилею сцена, открылся и свой литературный музей. А с каким фейерверком сравнится сноп искр, улетающий  в звездную высь и бенгальские огни в руках ребятишек!

Не было строгого жюри, присуждения призовых мест, но фестиваль подтвердил звание лаборатории искусств. В основном молодежные театральные коллективы привезли спектакли, в которых ставятся сложные и очень важные проблемы.

Время, в которое мы живем, великий ученый и писатель Иван Ефремов не случайно назвал эрой разобщенного мира, а восточные мудрецы - Кали  югой. Андрей Раденский написал притчу о кузнеце, который возомнил себя Богом, ну а воплотили на сцене парадоксальную пьесу режиссер Наталья Жукова и артисты театра-студии «Млечный Путь» из  Орла.  Как понять загадку творчества? Как творцу остаться проводником света и добра? Мастеру, изгнанному из Рима, заказали гвозди, которыми был прибит к кресту Иисус Христос. Увидев глаза распятого Христа, он понял, как дальше жить.

А  театральная группа из Москвы «Заветная тележка» поведала о судьбе уволенной из театра актрисы. Как остаться собой в этом «террариуме единомышленников». Перечитывая Гоголя, актриса снова переживает свои радости и горести.  К счастью, сама Мария Бородина нашла верных и надежных друзей. Мария долго собирала материал, перечитывала произведения Гоголя, особенно его переписку с разными людьми. Ее героиня, как и Акакий Акакиевич восстает против унижения человеческого достоинства. Художники-постановщики Татьяна Спасоломская и Виктор Делог нашли удивительное место на опушке для исполнения моноспектакля. Прямо к сияющему Млечному пути улетал крик души уволенной актрисы: «Все в норме, нормально, нормальненько!» А на «Кордоне» открылась малая сцена.

Тема одиночества щемящей нотой звучала в каждой постановке. Герой композиции по стихам литовского поэта  Паулюса Ширвиса  дьявольски одинок. Режиссер Рокишкского народного театра перенес зрителей в привокзальный буфет. Дождливый вечер. Влюбленные тихо воркуют, пережидая непогоду. Заходит одинокий путник, выжимает промокший свитер. Артисты играют на литовском языке, но зрителям понятно все.  И страшная трагедия одинокого путника, который рвет на клочки фотографию потерянной любимой, а потом пытается собрать драгоценные осколки счастья. И как одинока буфетчица, которая наливает два бокала, чокается сама с собой и выпивает оба, а потом танцует, страстно, отчаянно. Еще теснее прижались друг к другу влюбленные, уходя в дождь.

А Ионас Бузиляускас и его актеры представили на суд коллег и зрителей еще одну загадку, ведь театр не случайно называется «Ребус». Герои рассказа Антона Павловича Чехова «Ведьма»  дьячок Савелий Гыкин и его жена Раиса Ниловна вместе четвертый год, но их совместная жизнь – пытка. Что может быть страшнее одиночества вдвоем? Татьяна Паромонова, исполнившая роль подружки гитариста, в этом спектакле смогла передать всю сложную гамму переживаний, разрывающих сердце молодой женщины. Ей было особенно сложно, ведь студентка из Нижнего Новгорода заменила актрису, которая не смогла поехать на фестиваль.  «Роль сложная, но судьба героини мне понятна. Она делает выбор между любовью и долгом перед отцом и мужем и обрекает себя на беспросветную жизнь» - поделилась молодая актриса. Будет буря стучать по стеклу и в ее стоне будет тоска и сознание, что уже ничего нельзя изменить.

Театр «За углом» из Гатчины попытался ответить на свой парадокс – может ли принести семейное счастье  помощь как насилие. Режиссер Тамара Шмакова и актеры театра, в котором играют и профессионалы и любители, привезли на фестиваль очень необычную и оригинальную интерпретацию комедии Николая Васильевича Гоголя «Женитьба». Театр открывал фестиваль и блестяще справился с ответственной задачей. В городе раз в два года проводится свой театральный фестиваль «Авангард и традиции». Тамара Александровна отметила, что для молодежи очень важно знать свою культуру свои традиции». «Здорово, что это есть. Видно куда идет развитие театрального движения. Студенческая молодежь, да и профессионалы учатся у любителей непредвзятости, смелости».
         
Вот такой смелый, неожиданный спектакль подарили артисты театра «Lusores». Композиция возникла из духовных песен, стихов, былин, которые исполняли «калики перехожие» странствуя по святым местам с сумой да посохом в руках. Молодые актеры из Петербурга, вместе с режиссером Александром Савчуком, решили представить, как же  будет выглядеть в наше время на сцене плач Адама или рассказ о двух Лазарях. И оказалось, что душу может сыграть электрическая лампочка.  «Мы думаем о том же, темы волнуют те же, но время идет. Язык театра должен меняться, обогащаться. Здорово, что они подняли это наследие и смогли выразить свое прочтение» - сказала о работе коллег Наталья Жукова.

А как поведут себя люди, оказавшиеся после кораблекрушения посреди океана? Когда надо уже не что-нибудь, а кого-нибудь съесть. Эту проблему пытались решить герои пьесы Славомира Мрожека «Плот» в исполнении студии «Гротеск» из Пскова. Роман Захаров, режиссер и исполнитель роли одного из осколков кораблекрушения, нашел свое оригинальное и гротескное решение парадоксальной комедии-притчи. В нем есть и горечь, но есть и вера в человека.

О том, что люди в любой ситуации должны оставаться людьми, к чему может привести  вражда и маленькое исследование по «злой» пьесе Х.Бергера «О чем кричала иволга» студентов театральной академии из Петербурга.

Об этом же и мудрая «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Гоголя. Оставаясь нашим современником, народный артист России Виктор Никитин нашел такой образ рассказчика, в котором объединились и автор и пасичник Рудый Панько. Браво!

Веселые и грустные и очень добрые произведения Гоголя всегда будут вызывать споры. Громкоголосый и непримиримый спор разгорелся и на фестивальных подмостках. Розанов против Гоголя. Организатор и вдохновитель проекта Григорий Кофман подготовил новый феерический спектакль. Сам он предстал в роли писателя и исследователя Виктора Ерофеева. Помогали ему друзья, питерские музыканты: Николай Рубанов, саксофонист группы «АукцЫон» - Гоголь и Алексей Иванов, барабанщик, который извлекает звуки даже из тазов и чугунков – Розанов. «У меня отношение к слову как к музыке, у них – к музыке как к слову. Ребята умеют разговаривать инструментами. Прекрасная возможность создавать новые формы». Виктория Печерникова, которая приехала на фестиваль во второй раз, отметила, что это вроде бы абсурд, но у него  свое понимание: «Мозг взрывается и воспринимаешь происходящее не глазами, не ушами, а каким-то другим чувством». Время примирило двух великих мыслителей, а фестиваль – еще одну грань своего ЛИКа.

Пятому фестивалю удалось собрать много интересных коллективов, талантливых артистов. Многие участники говорили, что встретили много единомышленников, нашли новых друзей – а это счастье. Когда фестиваль рос – он искал участников, теперь новые театральные коллективы сами находят дорогу на «Кордон» и это здорово.

Добрая традицией фестиваля - новые номера, подготовленные часто вместе актерами из разных театров. Как всегда на заключительном концерте было много шуток и песен. Можно пошутить и над серьезными проблемами. Татьяна Печерникова преобразила  лесную избушку в город Федор Кузьмичск. Писатель Борис Акунин считает, что роман Татьяны Толстой «Кысь» «так вкусно написан, что хочется съесть каждую фразу урча и причмокивая». И это получилось у молодой актрисы. Но важно для нее, что ведь это рассказ про ее Москву. От них теперь зависит, чтобы люди не «доигрались с АРУЖЫЕМ». Иначе грустно будет на этом свете, господа.

Пятый театральный фестиваль, организованный лабораторией искусств на «Кордоне-2» отликовал, стал легендой. Но через год кордон в начале августа снова соберет друзей. И, может быть, снова заиграют блики костра на гитаре в руках Владимира Кошуты и зазвучит песня:


«Кто-то выключит свет,
Лампу солнца потушит,
И зажгутся костры,
Голоса зазвенят.
Ах, как хочется петь,
Ах, как хочется слушать,
Ах, как хочется жить
И любить всех подряд!

* Ежегодный театральный фестиваль Лик-2009 (Лаборатория Искусств – встреча экспериментальных театров Восточной Европы. Тема юбилейной пятой встречи: необыкновенный и ужасный Гоголь).

 

 

Нина УЛЬЯНОВА

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

vgb6AfMQh1 | 7ejupdb3oom@outlook.com | 20:05 - 16.04.2014
That's really thinikng of the highest order
jxVLMrloJ | obfkg1dco@yahoo.com | 11:54 - 16.04.2014
That's an inelnligett answer to a difficult question xxx http://pzgzzvckhr.com [url=http://xvjdtdenfg.com]xvjdtdenfg[/url] [link=http://sqhlcbtv.com]sqhlcbtv[/link]
Ai34MiZFmLX | ggo39kkxb@hotmail.com | 06:14 - 16.04.2014
This is way better than a brick & mortar esmnblishteat.
1WQnMIKI | l2gfavzmu@yahoo.com | 07:23 - 15.04.2014
Wow! That's a really neat anwrse!
Будылин Иосиф, академик РАЕН | | 20:06 - 09.10.2009
Ежегодные театральные фестивали Лаборатории искусств давно стали значительным явлением культуры Псковской области. Старнно, что СМИ уделяют деятельности Лаборатории свехскромное место. Содержательная статья Н.Ульяновой в интернетиздании замечательное искулючение.