Природоведение

«Яростно светило летнее солнце в половине шестого пополудни, тянуло смесью бензина, раскаленного асфальта, одеколона и мокрых опилок…»

Выигрыши, Хулио Картасар

 

«Ты бороздишь своим ленивым веслом воды канала, в то время как я в мистраль лечу по проливу Пьомбино, мчусь вперед в любой шквал и пролетаю, едва касаясь вод, Адриатическое море во время сирокко, который так горяч, что можно варить на нем макароны…»

Браво, или В Венеции, Джеймс Фенимор Купер

В Большом концертном зале Псковской областной филармонии 5 марта 2009 года состоялся концерт симфонического оркестра Псковской областной филармонии (дирижер Геннадий Чернов). Во втором отделении солировал Граф Муржа.

Времена, вопреки знаменитой поэтической строке, выбирают. Имеются в виду времена года, если речь идет о музыкальных произведениях. Дирижер Геннадий Чернов выбрал для исполнения «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы и «Времена года» Антонио Вивальди.

Как ни странно, но Пьяццолла - сейчас чуть ли не самый исполняемый композитор в Пскове. Отчасти, это просто совпадение. Но не только. Музыка аргентинца Пьяццоллы неплохо ложится на слух так называемого «широкого слушателя». И в то же время в ней есть и необходимая, все еще свежая экзотика. При умелом исполнении эта музыка может цеплять и не отпускать. Она звучит все еще достаточно современно, но имеет глубокие классические корни.

На этот раз исполнение было как раз умелое. Все формальности - соблюдены. Может быть, какие-то глубины от оркестрантов и ускользнули, но настроение четырех времен года аргентинской столицы при исполнении не исчезло. При этом надо непременно учитывать, что Аргентина - это уже другое полушарие. Когда у них лето, то у нас - зима.

И с этим ничего не поделаешь.

Весна у Пьяццоллы идет по Буэнос-Айресу широкими шагами, но, вдруг, нервно замирает, как будто на светофоре. Хотел бы я оказаться весной в таком Буэнос-Айресе? Не уверен.

Для этого есть лето, когда знойное танго может согреть лучше любого горячительного. В зависимости от того, какая у вас точка отсчета. Июль - это середина зимы или лета?

В любом случае, в мегаполисе в жару раньше вечера на улице лучше не появляться. Бурлящая Авенида-де-Майо, озабоченные или беззаботные портеньо (коренные жители Буэнос-Айреса), отлично вписавшиеся в местный пейзаж европейские туристы... Суета.

Осень, если верить на слух Астору Пьяццолле, в Буэнос-Айресе похожа на пружину. Обилие низких нот дает возможность отчетливо услышать тяжелую поступь одиночества. Одиночество в большом городе - это особая страница истории, литературы и музыки.

Весь вечер псковская публика по закоренелой привычке порывалась аплодировать в неприспособленных для этого местах - между частями произведений. Геннадий Чернов, стоя спиной к залу, руками показывал - «не надо», но зал был неудержим, словно бы выполняя неведомо кем данную установку: тишины в зале быть не должно, тишину надо душить голыми руками, пустоты заполняются аплодисментами.

Прогремели аплодисменты и перед исполнением четвертой части - «Зимы». И здесь музыка зазвучала так, как будто исполнителям пришлось подняться над городом или, по крайней мере, на крышу какого-нибудь небоскреба. Этого было достаточно, чтобы услышать одиночный крик «браво!»

После антракта к оркестру присоединился Граф Муржа.*

По всей видимости, венецианец Вивальди не только сочинял музыку, но еще и пытался писать стихи. Его «Времена года» сопровождаются двенадцатью строфами примерно такого содержания: «Летают птички в голубых просторах...», «Поет кукушка в тишине дубравы...», «Бодрящий воздух, ясная погода».

Один из зрителей прошептал:

- Без стихов было бы лучше.

Ему также тихо ответили:

- Или хотя бы их не переводили на русский.

Поэт Вивальди, конечно же, не выдающийся. Но как композитор он утвердился в мире музыки навсегда. И не только благодаря тому, что многие его считают самым плодовитым композитором всех времен и народов. Эра барокко давно закончилась, а эра Вивальди продолжается. Особенно понятно это становится, когда за дело берется такой скрипач как Граф Муржа.

Вивальди знал толк в скрипичной музыке и предоставил скрипачам возможность проявить себя. Если уж в концерте «Лето» «взвился Борей, пронесся вихрем в небе...», то здесь есть где разгуляться не только ветру, но и скрипачу. Что Граф Муржа и продемонстрировал... Хотя нет, демонстрацией такое исполнение назвать нельзя. В том то и дело, что скрипач был внутри музыки, а не снаружи. Эта была тонкая и одновременно эмоциональная игра, когда у всех не растерявших в наше глухое время слух имелась возможность уловить плеск ручья и далекий гром, увидеть волшебный свет...

На «Зиму» Антонио Вивальди пристальное внимание не мешало бы обратить любителям подледного лова на Псковском и Чудском озерах и специалистам МЧС. Особенно это касается третьей части - allegro («Ходить по льду опасно, но и в этом / Для юности забава; осторожно / Идут по кромке скользкой, ненадежной; Не удержавшись, падают с размаха / На тонкий лед - и прочь бегут от страха»).

Хлопки, как пробивающиеся ростки, свидетельствовали о повышенной температуре почти переполненного зрительного зала. А после окончания «Зимы» зал впервые за этот вечер зааплодировал дружно и вызывающе.

На бис Граф Муржа исполнил сонату-балладу № 3 Эжена Изаи, которая тоже имела прямое отношение ко времени года, а именно - к весне, к марту, к 5 марта 2009 года. Потому что любая живая музыка, когда бы ее и по какому поводу ни написали, имеет отношение к тому времени года, когда она исполняется.

* Лауреат X Международного конкурса имени Чайковского в Москве, имени Паганини в Генуе, имени Жака Тибо в Париже и т.д.

Фото: Алексей Семёнов

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий