Выстрел из самострела

Александр Бушуев и Дмитрий ШагинМитьковское искусство вообще плакатное. Не только то, что объедено названием «Митьковский плакат», а вообще. Оно связано с сиюминутными событиями. Но это не значит, что оно только этими событиями ограничивается. Оно от них отталкивается, а дальше все решает художественное мастерство.

Самострел («Псковская губерния»)

«Митьковское» плакатное искусство построено на свойствах памяти

Похоже, что художники-«митьки» черпают вдохновение в советском прошлом не чем-нибудь, а зюзьгой.  На эту мысль наводит картина псковского «митька» Александра Бушуева, в общих чертах повторяющая советский плакат с предупредительной надписью «Остерегайся удара зюзьгой!»Митьки

«Митьки» не остались к советским плакатам равнодушными, и принялись их переосмысливать. Однако советского прошлого им показалось мало, и они углубились в ХIХ век, в эпоху Кузьмы Пруткова. В итоге появилась выставка «Митьковский плакат», представленная в сентябре 2014 года Псковском музее-заповеднике. Её посвятили памяти искусствоведа Юлия Селиверстова.

Зюзьга – это черпак-сачок. В ней остаётся только то, что нужно заготовителям рыбы. «Митьки» поступают таким же образом: извлекают из старых плакатов по технике безопасности  и агитационных плакатов отдельных персонажей и надписи, и слегка их переделывают, по вкусу добавляя туда что-нибудь из других эпох. Некоторые плакаты придумываются «с нуля», следуя плакатной логике советского прошлого. Прямолинейная Митькинаивность открывает новые горизонты и восстанавливает старые. После чего некоторые плакаты бьют наотмашь в лоб, как рукоять зюзьги.

Имеется и другой путь: в основу ложится какой-нибудь заезженный афоризм Кузьмы Пруткова, вроде  «Хочешь быть счастливым – будь им!», а потом к нему пририсовывается самодовольное лицо человека, который четыре года подряд называл себя президентом России. Человек этот делает селфи,  то есть фотографирует сам себя. Он, безусловно, счастлив. На его лице – полное удовлетворение. Его жизнь удалась.

Нельзя сказать, что в псковском музее открылась выставка политического плаката. Но без политики там точно не обошлось. Если пройтись по длинному коридору Дома Фан-дер-Флита, то можно обнаружить даже обращение к президенту. На плакате Василия Голубева написано: «Всяк президент – будь достоин тех, чьим современником являешься!».

Но «Митьковские плакаты» - не совсем плакаты. Это картины, сделанные под плакаты. Они не имеют прикладного значения. Их значение не прикладное, а художественное (в зависимости от степени таланта).

Едва ли посетители художественной галереи станут осторожнее Митькипри работе с зюзьгой. Да и президенты не станут подстраиваться под своих современников.

Митьковское плакатное искусство построено на свойствах памяти. Плакаты в СССР были как иконы. На них изображались мифы. В них отражалась реальность. Заходил в восьмидесятые годы «митёк» в кочегарку, в которой работал, а там его наверняка ждал какой-нибудь плакат.

Плакаты подстерегали советского человека всюду: в школе, в аптеке, в магазине, в казарме… Это были указатели. Это были буйки. Они склоняли людей к идеальной жизни, в  которой никто не стоит под стрелой, все враги разоблачаются на дальних подступах и вообще – все хорошие люди занимаются спортом, потому что «спорт – это здоровье и красота».

Одна из самых заметных (и самых современных) работ на выставке – картина Кирилла Миллера, основанная на прутковском афоризме «Продолжать смеяться легче, чем окончить смех». Это настоящее актуальное искусство. Перед посетителями предстаёт типичный наш современник - Человек ржущий. Его рассмешили, наверное, ещё лет двадцать назад. И он до сих пор смеётся, не в силах остановиться в своём механическом хохоте. Смеётся, в основном, хором. Шутки мельчают, но потребность поржать остаётся Митькинеизменной. Часто это зловещий смех. Такой смех отвлекает от действительности.

Дмитрий Шагин, Василий Флоренский, Станислав Казимов, Андрей Кузьмин, Алина Путятична, Михаил Рубцов, Алексей Семичов, Лариса Голубева, Ирина Васильева, Андрей Кузьмин, Татьяна Шагина… Каждый высказался на выбранную тему, каждый оглянулся, внимательно всмотревшись в общее прошлое.

Поодиночке это картины-плакаты, а собранные вместе, развешенные по стенам – это уже портрет эпохи. Не той, советской, а нынешней. Эпохи, когда советские карикатуры на глазах превращаются в российские законодательные акты. На страже нового порядка стоят бритоголовые люди с бейсбольными битами. Кругом бродят коварные враги - волки в овечьей шкуре. Аудитория бездумно хохочет. «Патриотично» ржёт.
***
Как говорил Кузьма Прутков, если смотреть на небо, то увидишь небо. А если смотреть на «Митьковские плакаты», то можно увидеть землю. На этой земле живут люди, с которыми не всё в порядке.

Зюзьга - специализированный черпак (сачок), сделанный из сети на обруче, предназначенный для выливки рыбы из прорези или другого живорыбного судна на плот рыбзавода. 

Селфи (англ. Selfie от англ. Self - сам, само; в рунете также распространены названия «себяшка», «самострел»), он же фотоавтопортрет - разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру.

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий