Безумный «МАКС»

МАКС-2009Это было похоже на безумие. В купе скорого поезда «Псков-Москва» напротив меня сидела молодая журналистка из Воронежа и за неимением ничего лучшего - любовалась псковскими болотами по ту сторону окна.

Поезд

Судя по тому, как нервно ее наманикюренные пальчики царапали узоры на обложке делового ежедневника, ехать ей было откровенное омерзительно. Хотя всю дорогу до Москвы она честно пыталась не подавать виду - всячески поддерживала разговор, шутила и даже иногда кокетничала. Получалось, правда, вычурно и фальшиво:


- А вы в Москву в командировку едете?
- Типа того…
- Фу, какая гадость! Ненавижу Москву!


А я был счастлив. Поезд вез меня на «МАКС-2009». Мне так хотелось похвастаться, но всякий раз, когда я открывал рот, равнодушное выражение лица моей попутчицы однозначно намекало: «Парень, не грузи, а?». Чтобы дать выход эмоциям и не казаться полным идиотом, в Порхове, Дно и Старой Руссе я выскакивал на платформу, набирал номер какого-нибудь знакомого и кричал в мобильный:


- Сережа, это я! Я на «МАКС» еду…
- Александр Андреевич, вы где? А я на «МАКС» еду!
- Добрый вечер, а Лена дома? Нет? Ну, передайте, что я на «МАКС» еду…


Ночью мне снилось, что я лечу. Прыгаю с псковской телебашни на крышу какого-то дома, проламываю башкой пару этажей, оказываюсь в чужой квартире, боюсь, что меня застукают, и от этого просыпаюсь.


В Москве меня должен был встретить коллега по работе. Коллегу звали Юра. Он был замучен бесконечным просьбами и насильно записан мне в проводники – все ради того, чтобы сбылась моя мечта детства: увидеть «МАКС». Но поскольку поезд прибыл в 6:30, и если позвонить Юре в такую рань – точно пошлет, я купил старую книжку Бориса Акунина «Азазель», пошел в зал ожидания повышенной комфортности, завалился на диван и стал читать. Через три часа позвонил Юра. Очень извинялся что проспал, но дал клятву, что через час будет на Выхино. Я выпил чашечку кофе (кофе на Ленинградском как всегда отвратителен) и пошел в сторону Казанского вокзала. В подземном переходе невыносимо воняло мочой и хлоркой. Этот запах почему-то напомнил мне День города в Пскове. Меня передернуло: а вдруг на «МАКСе» будет такой же беспредел и бардак? В Пскове ладно: не понравилось – ушел. Да и платить ничего не надо. К слову, входной билет на «МАКС» обошелся мне в 500 рублей.

 
Фундаментальный вестибюль Казанского вокзала как всегда был готов вместить добрую половину населения средней Азии. Я добрался до пригородной кассы и купил билет на скоростной электропоезд «Спутник», идущий в Раменское. Все шло как по маслу. Поезд следует через Выхино – это раз. (Проклятый «Азазель»!) Никогда не бывает полным, потому что нигде кроме Раменского, Люберец и Выхино не останавливается – это два. Наконец, «МАКС» проводится в Раменском – это три. Однако все мои дедуктивные рассуждения пошли прахом, стоило мне оказаться на привокзальном перроне. Там паслась куча контролеров, их было человек двадцать, и все они продавали билеты на мой поезд. Рядом висела табличка «Билеты на «МАКС». Если так, то с «не бывает полным» я, похоже, погорячился, но было поздно. Таких набитых «Спутников» я на Казанской линии не видел никогда! В вагоне было буквально нечем дышать. На Выхино я едва протолкнулся к выходу.


Юра не подвел. Мы встретились, купили еще два билета на злополучный «Спутник» до Раменского (это все равно был самый короткий путь) и пошли на перрон. Нас ждал сюрприз: оказалось, по случаю «МАКСа» на железных дорогах поменялось расписание электричек, и они ходили до Раменского с интервалом в 5-10 минут. Платформа с дурацким названием «Отдых», где полагалось выходить посетителям «МАКСа», был жестко оцеплен сотрудниками милиции. От голубых мундиров буквально пестрело в глазах. Такое количество милиционеров сразу я видел разве что на празднике в честь дня милиции. Взявшись за руки, оцепление делило народ на пачки и, подгоняя рупором, вело к автобусной остановке. Там людей ждали автобусы до авиасалона. Автобусы были бесплатные и набивались практически до отказа. Как только уезжал первый автобус – сразу приезжал второй. Было тесно, зато народ доставлялся к месту проведения мероприятия в лучших традициях теории массового обслуживания.


Сосны


Мне нравятся самолеты. Как-то раз я четыре часа проторчал в аэропорту Домодедово из-за задержки рейса. Это были потрясающие четыре часа! Все это  время я просто бегал по залам и пялился на самолеты. «МАКС» как раз напомнил мне те четыре часа в Домодедово с тремя исключениями: можно было ходить по летному полю, парк самолетов был в сто раз разнообразнее, и рядом бегало несколько тысяч таких же, как я. Народу было как на станциях московского метро кольцевой линии в часы пик. Но очередей, что удивительно, было всего-навсего три: побывать в салоне самолета «ТУ-144» (самая большая), посидеть в кабине истребителя из рекламных роликов «Первого канала» (самая извилистая) и у входа на выставку (самая короткая). Внутрь остальных самолетов, к сожалению, не пускали. Зато к ним можно было подойти, внимательно рассмотреть и даже потрогать. МАКС-2009

Были и боевые вертолеты, и тяжелые транспортные самолеты, и даже аэростаты. Аэростат, правда, всего один. Его мотало ветром как куклу-неваляшку.


В воздухе крутили кульбиты пилотажные группы. В полетной программе было написано, что выступали летчики из Италии, Франции и России, но понять, кто в небе без слов диктора было никак нельзя. Диктора было слыхать на одной-единственной площадке, до отказа наполненной людьми. Впрочем, кто пилотировал самолет, было не так уж и важно. Никаких намеков на то, что несколько дней назад здесь разбились два истребителя, я не заметил. По официальной версии, два пилота «Русских витязей» задели друг друга, машина командира Игоря Ткаченко упала на садоводческое товарищество «Сосны». Но об этом никто, похоже, и не вспоминал. Главное, что смотреть на фигуры высшего пилотажа своими глазами намного интереснее, чем по телевизору. То и дело казалось, что после таких кувырканий самолет обязательно рухнет, но он зависал в небе, выравнивался и снова набирал скорость. В такие моменты на авиасалоне царила по-настоящему праздничная атмосфера.


Да, на «МАКСе» были очень дорогие напитки. Да, мусора по взлетной полосе летало куда больше, чем самолетов небе. Конечно, 2/3 экспонатов крытых павильонов меня, как рядового обывателя, совершенно не интересовали. Но все равно, если вы тоже хотите побывать на московском авиасалоне, но не знаете, стоит ли это пятисот рублей за вход и двух с половиной тысяч за проезд, пожалуй, можете не сомневаться. Эта мечта стоит того, чтобы сбыться.

Фото: venivid.ru 

Николай АВДЕЕВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий