Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Книжный архив. Аллен

Аллен(Продолжение. Начало в №№ 221-255, 258-264). Мы продолжаем вспоминать рубрику «Одна книга – два мнения», существовавшую в «Городской газете» в 2006 – 2009 годах. Каждые две недели в газете появлялись две рецензии двух авторов на одну книгу. Первую неделю книгу читал один человек, вторую неделю – другой. Потом они записывали свои впечатления, и всё версталось в одну колонку.

После книг Алексея Иванова, Евгения Гришковца, Виктора Пелевина, Захара Прилепина, Виктора Ерофеева, Бориса Акунина, Ильи Стогова, Дмитрия Быкова, Михаила Веллера, Сергея Минаева, Александра Гениса, Леонида Юзефовича, Андрея Куркова, Ильи Бояшова, Андрея Геласимова, Павла Санаева, Германа Садулаева, Дины Рубинной, Кати Метелицы, Дмитрия Коваленина, Сергея Кузнецова, Андрея Мухина, Эфраима Севелы, Андрея Остальского, Андрея Рубанова, Олега Зайончовского, Арсена Ревазова и Валерия Зеленогорского мы делаем резкий переход и  вспоминаем книгу Вуди Аллена.

Одна книга – два мнения

«Городская газета», № 49 (125). 05-11.12. 2006 г.

Аллен В. Шутки Господа: Сборник / пер. с англ. О.Дормана – М.: Иностранка: 2005, 351 с. (The Best of Иностранка).

I. Вы думаете, что это одна книга? Клевета. Это 27 книг. 27 новелл обо всем на свете. Смешно (правильнее сказать – «дико смешно»), стильно и вообще…

Вуди Аллен – прежде всего писатель. Кинематограф же – только следствие. Лучше об этом узнать сейчас, чем на смертном одре.

В «Шутках Господа» есть всЁ: история в кафкианском духе, пародия на ресторанную критику, абсурдистская драматургия, черный детектив, энциклопедический словарь… Всё что душе угодно.

Представьте, например, трагическую историю человека, который с детства мечтал стать стукачом. В юности он даже брал уроки у логопеда, «чтобы донесения звучали более четко». Или другая история – о частном сыщике, которому поручено срочно выяснить – есть ли Бог? Так что если вы до сих пор не знаете, есть ли Бог, то Вуди Аллен вам всё популярно объяснит. С помощью переводчика Олега Дормана.

Вуди Аллен – пересмешник, которого не убить. Он подвергает смеху всё что можно. Даже то, что нельзя, но если очень хочется, то не только можно, но и нужно. Вуди идёт по скользкому пути и ни падает. Удивительное умение. А не падает он потому, что надёжно защищен презрением к «любой пошлости: политике, телевидению, типовой архитектуре, мужчинам в тренировочных костюмах, киноклубам и людям, которые начинают предложение словами «на самом деле».

Человеку, который прочтёт и поймет «Шутки Господа», можно только посочувствовать. Он получит прививку от плохой литературы, которой доверху забиты книжные магазины. И ему ещё долго нечего будет читать. Но, возможно, в этом как раз и будет высший смысл, потому что «Бог молчит. Как бы ещё человека заставить заткнуться».

Так сказал Вуди Аллен.

Алексей ВЛАДИМИРОВ

II. Я лежал на диване и читал «Шутки Господа», синхронно, как новоявленный Юлий Цезарь, переключая телеканалы и, соответственно, переключая внимание от текста на визуальный фаст-фуд, - пока – О, поистине Божественный прикол! – не наткнулся на фильм Вуди Аллена. Забавный эффект: Вуди на обложке, внутри книжки и на экране – мечется нелепым невротиком, смешным и обаятельным, несчастным и неуязвимым в своём непрекращающемся изображении нашей безумной жизни в её американском варианте.

В основе и сердцевине каждого рассказа Аллена – цепочка остроумных парадоксов, это и чисто внешние литературные приёмы, на уровне устройства фарзы, и сами сюжеты, выдуманные, либо как будто вырванные из потока жизни, но всё равно не нашей, не здешней, «огуливуденной» гением малобюджетных комедий.

Читаешь как будто мизансцены очередных фильмов или закандровый текст, натыкаясь на названия модных ресторанов, фамилии кинозвёзд и марки готового платья. Рассказы Аллена нашпигованы подробностями заокеанского быта и бытия, а также отсылками чуть ли не из всей мировой литературы, вклбчая и русскую, что особенно приятно.

Аллен воплощает редкий тип блестящего интеллектуала, но не зануды, проницательного художника, но без апокалиптических наветов. Весёлый, артистичный, лёгкий, Аллен годится как на страницы «Плейбоя», так и «Нью-Йоркера».

Традиции американской прозы в атмосфере постоянного розыгрыша и виртуозного владения разнокалиберными жанрами короткой прозы зримо или подспудно присутствует в каждой «стори»: Вуди взобрался на плечи Марка Твена и О. Генри, однако он не просто балансирует и машет руками на плечах кумиров, но и совершает прыжки и кульбиты, далеко отрываясь в темы, открывшиеся индивидууму во второй половине ХХ века. Сексуальная революция и шоу-бизнес, большая политика и война, психоанализ и житейские заморочки – всловом, всё что волнует и злит, цепляет и раздражает, просачивается сквозь причудливое сознание художника, чтобы выплеснуться на читателя яркими брызгами поучительных фантазий и тонких наблюдений.

Рассказы Аллена как скетчи, их можно разыгрывать по ролям, даже если они написаны без диалогов и построены по принципу газетной заметки, выдержанной в духе высокого абсурдизма.

Аллен – это всегда перец «чили», спрятанный в начинку слоёного пирога: наслаждаясь изысканным вкусом, ты то и дело попадаешь языком в острые многоточия, вызывающие слёзы, выделяющиеся из глазных желез сразу после приступа жизнерадостного смеха.

 

Боря БУГАЕВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий