(Продолжение. Начало в №№ 221-255, 258-273). Мы продолжаем вспоминать рубрику «Одна книга – два мнения», существовавшую в «Городской газете» в 2006 – 2009 годах. Каждые две недели в газете появлялись две рецензии двух авторов на одну книгу. Первую неделю книгу читал один человек, вторую неделю – другой. Потом они записывали свои впечатления, и всё версталось в одну колонку.
После книг Алексея Иванова, Евгения Гришковца, Виктора Пелевина, Захара Прилепина, Виктора Ерофеева, Бориса Акунина, Ильи Стогова, Дмитрия Быкова, Михаила Веллера, Сергея Минаева, Александра Гениса, Леонида Юзефовича, Андрея Куркова, Ильи Бояшова, Андрея Геласимова, Павла Санаева, Германа Садулаева, Дины Рубинной, Кати Метелицы, Дмитрия Коваленина, Сергея Кузнецова, Андрея Мухина, Эфраима Севелы, Андрея Остальского, Андрея Рубанова, Олега Зайончовского, Арсена Ревазова, Валерия Зеленогорского, Вуди Аллена, Карлоса Фуэнтеса, Ника Хорнби, Эрленда Лу, Бернара Вербера, Трумена Капоте, Стива Мартина, Дидье ван Ковелера и Эрика-Эмманюэля Шмитта мы вспоминаем книгу Пола Боулза.
Одна книга – два мнения
«Городская газета», № 42 (222), 28.10 – 03.10. 2008.
Пол Боулз. Пустой амулет, рассказы, пер. с англ. Д. Волчек, М. Немцов, В. Нугатов, К. Лебедева. – Kolonna Publications, 2008, 240 с.
I. Рецензировать классиков труднее всего. А Пол Боулз – американский классик. В России это стали понимать только сейчас, когда начали переводить его таинственные книги. Я не удивлюсь, если когда-нибудь услышу, допустим, в исполнении Симфонического оркестра Псковской областной филармонии, и его музыку (по теории композиции Боулз консультировался с Сергеем Прокофьевым). Всё должно когда-то произойти.
Пол Боулз – редкое доказательство того, как Восток и Запад сходятся. И высекается искра. Лет шестьдесят писатель и композитор прожил в Марокко. Если кто-то ещё не верит – читайте сборник рассказов «Пустой амулет». Он одновременно напоминает Эдгара По и Альбера Камю. А временами еще и Франца Кафку.
Тексты Боулза – обволакивающие. Рассказывает человек историю. Спокойно рассказывает, как на привале. И постепенно открываются такие глубины, в которые подглядываешь невольно, сам того не желая. Иногда ждешь страшной развязки. Но её почему-то нет. А временами такая развязка всё-таки наступает, однако прежде надо понять – насколько она страшная? Или это наоборот – хэппи-энд? Пол Боулз как западный человек, прикоснувшийся к подлинному востоку, старается быть бесстрастным. Он – настоящий рассказчик. Возможно, его холодность – это реакция на жаркий климат Северной Африки.
Пол Боулз – путешественник. И путешествует он по подсознанию. Места находит труднодоступные. Эти путешествия на первый взгляд экстремальными могут и не казаться. Обычный туристский маршрут из учебника психологии. Но это только на первый взгляд.
Когда увидел песок – думал, что попал в детскую песочницу. А когда сделал ещё шаг – оказался в бескрайней пустыне.
Алексей ВЛАДИМИРОВ
II. Знаете, всякие там Керуаки и Гинзбурги совершенно не катят. Потому что есть Пол Боулз. Пару-тройку рассказов на мистические темы прочитать любой способен. Но Боулз – это вам не Керуак. Что это за литература?
Сразу скажем: сложное, отягощённое мистическими откровениями чтиво. Или, лучше сказать, - чтение. Сложное не в смысле стиля, а в смысле материала. Такое редко бывает.
У нас в России Боулза издаёт «Колонна паблишез», фирма элитная, не сказать, что успешная. Хотя издание убогого пакет-бука стоимостью в триста рублей можно считать бизненс-достижением. Интересно, что думают о себе и читателях криэйторы издательства? Нет, надо нарисовать автора как последователя бит-поколения. Между нами – полного г…
Как всё относительно! Но Боулз – это не Достоевский, не Буковски, не Чехов, пусть и в американском варианте.
Как какой-нибудь литературовед, опишу его приём, которым Боулз пользуется, совесть потеряв.
Он странно усложняе восприятие обычных событий, например, курение наркотика. Никакого психологизма, всё очень точно, достоверно, но… Отлично от реальности. Все эти тексты, а вовсе не жизнь.
В общем, прочитал и забыл.
Боулз не Берроуз и никогда им не станет.
Боря БУГАЕВ