Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Книжный архив. Мураками

Мураками(Продолжение. Начало в №№ 221-255, 258-275). Мы продолжаем вспоминать рубрику «Одна книга – два мнения», существовавшую в «Городской газете» в 2006 – 2009 годах. Каждые две недели в газете появлялись две рецензии двух авторов на одну книгу. Первую неделю книгу читал один человек, вторую неделю – другой. Потом они записывали свои впечатления, и всё версталось в одну колонку.

После книг Алексея Иванова, Евгения Гришковца, Виктора Пелевина, Захара Прилепина, Виктора Ерофеева, Бориса Акунина, Ильи Стогова, Дмитрия Быкова, Михаила Веллера, Сергея Минаева, Александра Гениса, Леонида Юзефовича, Андрея Куркова, Ильи Бояшова, Андрея Геласимова, Павла Санаева, Германа Садулаева, Дины Рубинной, Кати Метелицы, Дмитрия Коваленина, Сергея Кузнецова, Андрея Мухина, Эфраима Севелы, Андрея Остальского, Андрея Рубанова, Олега Зайончовского, Арсена Ревазова, Валерия Зеленогорского, Вуди Аллена, Карлоса Фуэнтеса, Ника Хорнби, Эрленда Лу, Бернара Вербера, Трумена Капоте, Стива Мартина, Дидье ван Ковелера, Эрика-Эмманюэля Шмита,Пола Боулза и Терри Пратчетта.мы вспоминаем книгу Харуки Мураками.

Одна книга – два мнения

«Городская газета», № 29 (209), 15-21.07. 2008.

Мураками Х., Сжечь сарай (пер. с яп. А Замилова). – М.: Эксмо, 2007. – 143 (1) с.

I. Формула «Если автор очень популярен, то читать его не стоит» - не универсальна. Хотя в отношении Харуки Мураками эту формулу наиболее привередливые читатели применяют давно и успешно. Поводов достаточно. При желании можно придраться и к сборнику ранних рассказов «Сжечь сарай». Однако первые три рассказа Мураками надо бы не только читать, но и перечитывать. В них есть то, что в его же романах часто теряется, как теряются маленькие настоящие жемчужины в обрамлении тяжелых фальшивых драгоценностей.

Трогательный, почти беззащитный «Светлячок» заканчивается, и начинается  загадочный рассказ «Сжечь сарай»… Читатель с нетерпением ждёт, когда же подожгут хоть один сарай, а ему, почти незаметно, предлагают познакомиться с сюреалистичной «Танцующей феей», предвестницей революций и потрясений.

Если вам когда-нибудь придётся работать на заводе по изготовлению живых слонов, то чтение Харуки Мураками  принесёт вам необыкновенную пользу. Особенно это вам пригодится, если вам посчастливится попасть в цех по производству морщинистых серых ушей. Заодно вы научитесь правильно реагировать на выходки танцующих фей, которые, возможно, захотят вселиться в ваше тело и станцевать что-нибудь зажигательное и необыкновенное.

Но на один вопрос ответа вы так и не узнаете. Когда лирический герой «Светлячка» жил в общежитии, то день его начинался с подъёма государственного флага. На ночь флаг, естественно, спускали. Он так и не понял – почему?

«Я не знаю, почему флаг спускали на ночь. Государство остаётся государством и в тёмное время суток, немало людей продолжает работать. Мне почему-то казалось несправедливым, что путеукладчики и таксисты, хостессы в барах, пожарные и охранники не могут находиться под защитой государства».

Алексей ВЛАДИМИРОВ

II. По всей видимости, Харуки Мураками - самый неяпонский из известных нам японских писателей. Он старательно избегает того, что для европейца или американца могло бы считаться экзотикой. Читая рассказы, вошедшие в сборник «Сжечь сарай», представляешь себе совсем не Японию… Мураками пишет примерно так же, как его любимые джазмены играют. Возможно, он научился этому, когда был хозяином джаз-клуба в Токио.

С другой стороны, японская культура во многом основана на заимствованиях. Так что Мураками, при внимательном прочтении, всё же писатель японский. За что и любим некоторой частью читающей публики. Немалой частью.

Рассказы, вошедшие в этот сборник, у нас бы Мураками вряд ли прославили. Но не потому, что они плохи. Просто, как это ни печально, - рассказы - не подходящий формат для того, кто решил стать популярным. Но в промежутках между написанием рассказов Мураками сочинял ещё и романы, а в промежутках между романами – рассказы. Такой активный отдых оказался очень кстати. В ограниченном и в неограниченном пространстве он оттачивал то, что вскоре назовут мастерством.

Мураками без всякого напряжения окунает своих героев в мир, который очень напоминает тот, в котором живут его читатели. Разница лишь в мелочах. Наверное, из-за этих мелочей он и стал культовым автором. Мелочи – в мотивах поступков героев. Герои могут вести себя нормально или странно, не важно. Важно, что мотивы их обыкновенных или необыкновенных поступков почти никогда не совпадают с тем, что бывает в реальности. Автору проще создать свою реальность, используя краски и звуки, которые окружают всех нас. Получается хорошо просчитанная импровизация. А самое сложное в этом выдуманном мире знаете что? Сжечь сарай.

 

Б.Б.

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий