Записки охотника

ПрохановКульт войны, а ещё точнее – культ ведущего войну государства в России успешно пропагандируется. Отчасти это уже похоже на религиозную проповедь. Нет ничего удивительного, что в Пскове её произнёс Александр Проханов – небезызвестный создатель учения, отчасти напоминающего сектантское  христианское учение под условных названием «православный сталинизм». Христос в этом «православном сталинизме» умирает «За Родину, за Сталина!» (Проханов к этому вопросу возвращался в Пскове неоднократно, рассказывая, как «Христос умирал в застенках гестапо» или как «Христос мчался в деревню Чернушки, и его тело пронзали фашистские пули»).

Редакция

Охотничьи рассказы («Псковская губерния»)

Александр Проханов: «Крым присоединил к России не Путин, а Изборский холм»

В позапрошлом году на выступление писателя Александр Проханов во время книжного форума «Русский запад» в областной библиотеке города Пскова собралось столько поклонников, что небольшой актовый зал всех не вместил, и люди сидели в коридоре.  На этот раз Проханову предоставили Большую сцену Псковского театра драмы, поэтому в зале поместились все желающие. Публика тоже выглядела иначе. В 2013 году это были, в основном, сверстники Проханова. Сейчас же было много молодёжи. Десятка два военных в форме, пришедших организованно. Несколько школьных классов. Было много юных одиноких барышень, явившихся восхититься писателем-мистиком. 77-летний Проханов ещё способен восхищать юных барышень.

Прежде чем предоставить слово мистику-сталинисту, председатель регионального отделениСмолькин и Прохановя Союза писателей России Игорь Смолькин-Изборцев сказал несколько слов от себя, сделав упор на морально-нравственные нормы, и указал на моральные ориентиры. «Нам нужны лидеры, - заявил он. - Такие как Андрей Турчак, как Рамзан Кадыров».

Редкая речь «русского патриота» сегодня обходится без упоминания Рамзана Кадырова. Но Кадыров для них – пока недостижимый идеал.

«Как пахнет горячее железо»

В Пскове Александр Проханов в основном говорил о своих романах с войной. «Кто же я такой как писатель? - задался он вопросом и не стал долго тянуть с ответом, ответив сам себе: - Ты – охотник за временем, ты – ловец истории…» Не знаю, охотится ли он за временем, но охотник за ведьмами из него получается неплохой.

«Я очарован катастрофами, я борюсь со смертью…», - продолжил свой театральный монолог Проханов. Он назвал себя писателем-баталистом.

Очарование для него вообще очень важное понятие. Не зря же Проханов лауреат премии «Очарованный странник», как, впрочем, и премии, «Золотой Дельвиг», и многих других премий…

За свою жизнь Проханов действительно странствовал немало, побывав на 17 войнах.

Недобрую половину творческой встречи Проханов уделил рассказам о своих поездках на войну. Похоже, что война для него – это притягательное зло. Он очарован войнами, и не думает это скрывать.

«Дворец Амина ещё дымился, когда пришёл туда», - вспомнил он свою поездку в Афганистан. Во дворце ему показали место (возле бара), где советский офицер застрелил лидера Афганистана.

Проханов долго перечислял страны, где «Родина воевала явно или неявно». Никарагуа, Ангола, Эфиопия, Афганистан, Кампучия… Был он и Нагорном Карабахе, Приднестровье, Сирии, Югославии… В Приднестровье он решил показать войну своим писателям-коллегам, направившись «под прицелы румынских снайперов». Зачем он повёз туда писателей? «Чтобы писатели почувствовали, как пахнет горячее железо».

Это очень важные слова. Они характеризуют не только Проханова, но и всех тех, кто считает что «запах горячего железа» должен почувствовать даже тот, кто так и не научился убивать. В этом осознание войны как неизбежной части жизни, без которой жизнь неполноценна.

 «Псков – духовная столица России»

Не всем так «везёт», как Игорю Шафаревичу, которого Проханов привёз на румынскую границу. Но зато у остальных есть возможность прочесть бесчисленные романы Проханова, которых у него не меньше, чем российских «гуманитарных конвоев», отправленных в Донбасс.

Молодым читателям нравится, когда Проханов говорит: «В Сектор Газа я попал по тоннелю…» И уж тем более им нравится, когда Проханов смачно рассказывает о жертвах, принесённых Пол Поту в Кампучии (когда Проханов ехал по Кампучии, то увидел, как люди в какой-то жиже собирают то ли капусту, то ли что-то ещё. А оказалось, что они собирают человеческие черепа с треугольными отверстиями, полученными от удара мотыгами). С одной стороны, «война – это ужас и чёрная эстетика», но с другой – это освобождение. Если ты ощущаешь себя на стороне добра, то любая война становится очищением.

Многие слова Проханова не требуют никаких комментариев. Вот несколько его высказываний, которые он сделал 14 апреля 2015 года в псковском драмтеатре:

«Пускай государство будет жестоким, глумливым, коррумпированным, но пускай оно будет».

«Сталин выхватил наше государство из кровавой бездны».

«Государство – это религия».

«Смысл нашего государства – сохранение православия».

«Великая Победа приравнивается к воскресению Христа».

«Христос мчался в деревню Чернушки, и его тело пронзали фашистские пули».

«Я пережил смерть СССР как личную смерть».

«Государство должно вернуться в экономику».

«Я всегда был певцом государства».

«Болотная площадь поставила своей целью сместить не только Путина, но и всё государство».

«Российское государство восходит как солнце».

«Мне кажется, что Минск-2 потерпит крах, и ополченцы перейдут в наступление».

«В Пскове живут богоподобные люди. Здесь я впервые поцеловал крест».

«Псков – духовная столица России».

«Псков – это мистическая, светоносная, божественная страна, в которую слетелись все ангелы света».

Не ощущает ли Александр Андреевич себя одним из ангелов света?

«Образ Сталина я несу сквозь всю мою жизнь»

Когда много лет подряд слушаешь или читаешь выступления Проханова, то никаких неожиданностей быть не может. Его ценят как раз за постоянство. И это касается не только его поклонников. Всё-таки Проханову позволено больше, чем какому-нибудь безликому путинскому чиновнику. Кто ещё кроме Проханова мог сформулировать и публично произнести: «Пускай государство будет жестоким, глумливым, коррумпированным, но пускай оно будет»? Логика здесь такова: либо государство жестокое и глумливое, либо его нет вообще. Третьего не дано.

Несколько лет назад всё, что говорил Проханов, многие воспринимали как поток сознания отчаявшегося сталиниста. Сегодня же мы слышим речи человека, чьи идеи мало чем отличаются от идей тех, кто облечён в России реальной властью.

Только Проханов более мистичен и метафоричен.

Конечно же, главные враги у Проханова – либералы.

Вот ещё одна серия его высказываний, которые он сделал во время своего полуторачасового выступления на сцене псковского драмтеатра:

«Либералы любят только мёртвую Россию».

«Надо канонизировать Зою Космодемьянскую и других мучеников войны».
«Существовать единому нацистскому натовскому украинскому государству Россия никогда не позволит».

«Не Путин строит русское государство, а русское государство строит Путина».

«В моих романах появились какие-то упыри. Ксения Собчак, Гайдар, Чубайс, как моллюски поползли по телу нашей Родины».

«Крым присоединил к России не Путин, а Изборский холм».

«Любимый мой роман тот, что я ношу в своём чреве».

«Когда я говорю правду, а когда неправду, - я не помню».

«Как прекрасен Расторгуев и группа «Любэ». Вся страна рыдала от их песни».

«Изборский клуб отличается от гольф-клуба и ночного клуба».

«Я пишу о войнах, как это делает патологоанатом. Я писал из патологоанатомических кабинетов».

«Я видел Сталина. Он предстаёт в перламутровом тумане».

«Образ Сталина я несу сквозь всю мою жизнь».


«Хаос, посеянный американцами, из управляемого становится неуправляемым».

«Это была война за великую космогонию света. Христос умирал в застенках гестапо».

«Государство способствовало созданию Изборского клуба, и государство реализует наши идеи на практике».

Очевидно, что Александр Проханов на войне даже тогда, когда он в тылу. Не обязательно находиться в Сирии или Анголе. Война у него в голове.

Поэтому, даже тогда, когда он говорит о сравнительно мирной жизни, он употребляет военные термины. Например, нам «в спину стреляли кинескопы наших либералов».

Но для того чтобы воевать всерьёз, необходим серьёзный враг. По этой причине таких людей как Проханов не устраивает в качестве врага Украина. Она для них слишком ничтожна. Единственный подходящий враг для них – США. Отвечая на вопрос о том, сколько, по его мнению, продлится война на Юго-Востоке Украины, он ответил: «Продлится нескончаемо долго». Но потом пояснил: «Это зависит от американцев. Донбасс, в том виде, в каком он существует, не поддаться. Россия его не оставит и не позволит создать в Донбассе концлагеря».

В своём выступлении Александр Проханов особо подчеркнул, что в созданный им Изборский клуб него входят такие мыслители как Максим Шевченко и Иван Охлобыстин. Похоже, Проханова не смущает, что Шевченко не раз высказывал свои симпатии головорезам из ИГИЛ (террористическая организация), рассказывая о том, что они «имеют право на национально-освободительную борьбу».  В 2013 году в Пскове Проханов, прилетевший из Сирии, пугал присутствующих боевиками из ИГИЛ, называя этих террористов угрозой для стран СНГ, включая Россию. Более того, вроде бы он и сейчас склонен считать, что ИГИЛ представляет угрозу, предрекая, что после Сирии и Ирака террористы придут в «Киргизстан, Узбекистан и, возможно, Казахстан». Но это как-то причудливо сочетается с тем, что Максим Шевченко числится его единомышленником. Дело здесь, конечно же, в антиамериканизме. Ненависть к Америке примиряет всех.

И здесь особенно заметными становятся другие противоречия Проханова, в прямую не связанные с антиамериканизмом.

«Образ Сталина я несу сквозь всю мою жизнь»

Проханов с гневом рассказывал про «кощунства» представителей так называемой современной культуры, которую он назвал «культурой осквернения», упомянув «безрассудную выходку в Пскове, связанную с баней», в смысле – несыгранную премьеру спектакля «Банщик».  Рассказывая о том, как оскверняют религиозные чувства современные деятели культуры, Проханов почему-то совсем не уделяет внимание своему любимому Сталину, чей образ он «несёт сквозь всю жизнь». Хотя именно при Сталине были взорваны или просто разрушены многие храмы в России, в том числе собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Псковском кремле. Этот собор взорвали в 1933 году, как и незадолго до этого храм Христа Спасителя в Москве. Только чудом в середине 30-х годов не был взорван в Пскове большевиками Троицкий собор, чуть позднее превратившийся в музей атеизма. Многие центральные псковские храмы при Сталине были превращены в места, где, в подвалах, казнили, а потом хоронили заключённых, в том числе и священников. И это тоже как-то обходится стороной Прохановым и его единомышленниками. Зато они любят напирать на «кощунства» тех, кто несколько секунд протанцевал на солее храма. Невольно заподозришь таких православных сталинистов в неискренности.
Объяснение кроется в выступлении самого Проханова, когда он сказал о том, что, «государство – это религия».

Если признать, что Проханов, произнося это, искренен, то тогда всё становится на свои места. Сталин сносил храмы и убивал священников, чтобы укрепить свою власть и власть большевистской верхушки. Таким образом, все потери автоматически становятся жертвами, принесёнными на алтарь государства. В глазах сталинистов такие жертвы оправданы. А нынешние «кощунники» как на подбор не любят не только Сталина, но и Путина. Следовательно, по мнению Проханова, они не любят российское государство.

Кощунство в том, что люди критикуют власть, которая и есть в наших краях Бог – единый и неделимый.

В общем, государство может сколько угодно кощунствовать, а частное лицо – нет. Многих это устраивает. И Проханов – не исключение. В детстве он шёл мимо мавзолея и видел Сталина, который до сих пор предстаёт перед ним «в перламутровом тумане».

Проханов делает всё возможное, чтобы «перламутровый туман» не рассеивался над Россией как можно дольше.
***
В следующий раз Большого зала Проханову может уже не хватить, и слушателей придётся звать на стадион.

pskov.ru

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий