Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Замены и перемены

Виктор БабичПять лет назад актёр Виктор Бабич рассказывал: «Мне больше нравятся старые фильмы. А сейчас – ни рыба ни мясо. Смотришь – не то, что не веришь, а просто смотреть не хочется». Однако фильмы в России по-прежнему снимаются. Тот же Виктор Бабич снялся более чем в 80-ти фильмах. Многие из них тот же Виктор Бабич вряд ли с удовольствием смотрит и тем более пересматривает. Театральные роли ему ближе.

Как важно быть серьёзным («Псковская губерния»)

Виктор Бабич: «Я не очень понимаю, когда всё ставится с ног на голову»

В 2010 году, накануне пятидесятилетнего юбилея, мы почти так же сидели с актёром Виктором Бабичем  и рассматривали фотографии из его спектаклей и фильмов.  Меня тогда интересовало, почему он ушёл из псковского театра? Накануне 55-летия Виктора Бабича я ему задаю другой вопрос: «Когда вы вернётесь в псковский театр?» «Одному Богу известно, - отвечает актёр. - Может быть, пройдёт несколько лет, и я с удовольствием вернусь, и буду работать. А связь с артистами я никогда не прерывал. Я не сторонюсь происходящего в псковском театре, а наоборот – переживаю за него. Я двадцать лет отдал этому театру, и мосты не сжигал».

Если бы Виктор Бабич захотел, он как артист мог бы разыграть настоящий спектакль, в котором перед читателями предстал бы кинозвездой. Всё-таки, у него более восьмидесяти ролей в кино. Но Виктор Бабич этого не хочет. Роли у него – эпизодические, и первые минут сорок мы говорим не о кино, а о театре. О Псковском театре драмы, в который он приехал в 1986 году после окончания  Киевского государственного института театрального искусства (мастер курса – народный артист СССР Юрий Мажуга). И о московском драматическом театре «Бенефис», в котором он играет с 2008 года.Лев Дуров и Виктор Бабич

Мы смотрим на ноутбуке отрывки из спектаклей и фотографии, и я спрашиваю: «Помню, вы пришли на знаменитый предпоказ спектакля «Граф Нулин», когда Вадима Радуна не пустили в зал. Как вам тот спектакль?» - «Ужасно. Классика она на то и классика, что её надо ставить в первозданном виде - так, как написал её автор», – отвечает Виктор Бабич после некоторой паузы. «А в ответ вам скажут, что вы – ретроград и не понимаете ничего в современном искусстве». - «А я отвечу, что воспитан на других канонах и принципах. У меня отношение к этому материалу совершенно другое. Я не очень понимаю, когда всё ставится с ног на голову. Извращается». – «В ответ вам скажут: «От кого мы слышим эту критику? От человека, который сыграл в кино не Гамлета и не Отелло, а десять бандитов и двадцать коррумпированных милиционеров и полицейских. Да ещё в эпизодах. Наверняка же вам говорили, что герои у вас - однообразные. Есть ли здесь чем гордиться?» - «Это сравнение некорректное. У меня в театре было достаточно серьезных работ, а вот в кино гордиться особо не чем, - отвечает Виктор Бабич. - Действительно, роли, как правило, одноплановые. Существует типаж. Те, кто меня использует в кино, не ссылаются на мои возможности. В кино есть жёсткие рамки, и нет возможности экспериментировать».

Именно поэтому Виктор Бабич в первую очередь предпочитает говорить о театральных ролях. В московском театре «Бенефис» у Бабича их за эти годы было четыре: Отец Король в спектакле «Ура, Король!» (Е. Шварц, Г. Гладков, Ю. Ким), Сергей Лосев в спектакле «Невеста» (А. Чехов), каноник Чезюбл в спектакле «Как важно быть серьёзным» (О.Уайльд) и экспедитор Угаров в спектакле «Ангел» (А.Вампилов).

Заметьте, ни одного «оборотня в погонах», ни одного преступного авторитета. Авторы как на подбор: Шварц, Уайльд, Чехов, Вампилов. Судя по фотографиям и видео, Виктору Бабичу не приходится выходить к зрителям с каменным лицом. Его комедийный талант в театре «Бенефис» разглядели. Видимо, по той же причине его позвали и в антрепризный спектакль «Жениха вызывали, девочки?», где он играет вместе со Львом Дуровым.

Виктор Бабич в ПлесецкеИ всё же без разговора о ролях в кино мы тоже не обходимся.

 «Когда я снимался у Досталя в «Завещании Ленина» и пришёл в столовую за Варламом Шаламовым, то взглядом нашёл, где он в столовой сидит, и сказал: «Шаламов, на выход!». Я пытался делать это «по школе»: увидел, сказал, услышал ответ… А Николай Николаевич Досталь мне говорит: «Нет-нет-нет. Это не театр, это кино».

В кино Виктора Бабича любят снимать в ролях неприятных начальников. Открываешь фильмографию, а там: начальник уголовного розыска, директор турбазы, чиновник из департамента здравоохранения, директор спортивной школы, председатель приёмной комиссии, глава администрации, директор кладбища… Как минимум дважды Бабич сыграл повара и много-много раз – полицейских, военных и охранников. Список из восьмидесяти фильмов занимает полстраницы: «Глухарь», «Грозовые ворота», «Улицы разбитых фонарей-9», «Адвокат-7», «Ленинград-46», «Дубровский», «Прокурорская проверка», «Морские дьяволы. Смерч», «Склифосовский», «Жизнь и судьба», «О чем ещё говорят мужчины», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Каникулы строгого режима», «Тайны следствия-8», «Молодёжка», «Дорогой мой человек», «Защита Красина–3», «Литейный-6», «Мент в законе–4»,  «Ментовские войны-6»,  «МУР», «БОМЖ»…

Неожиданно на экране ноутбука возникает фотография Виктора Бабича в роли фермера, разводящего кроликов. Фото кроликов тоже прилагаются. «Наконец-то! – радуюсь я. – Не бандит и не коррупционер, а фермер». – «Он уклонялся от налогов», - смеётся Виктор Бабич.

И всё же среди почти бесконечного списка директоров, чиновников, бандитов и военных я вдруг вижу не совсем типичную для Виктора Бабича роль. В фильме «Зеркала» Бабич сыграл поэта Николая Асеева.

Как писал Асеев: «Слава как мел: губку смочишь и стёр её».

Иногда Бабича узнают на улице, но не всегда понятно – по каким ролям его запомнили. Вряд ли по нынешним театральным. И не обязательно по ролям в кино. Секундное появление в рекламном ролике приносит известность, несравнимую с ролями у Урсуляка, Месхиева, Рогожкина, Досталя или Кончаловского.Бабич и Кончаловский

Как ни странно, одна из лучших работ Виктора Бабича – этот как раз роль в рекламе. Но не в обычной, а шестиминутной. Фактически это короткометражный фильм – «Исповедь», в котором у Бабича главная роль таксиста. Таксист едет на исповедь. Едет медленно и мучительно. Но, судя по эмоциям на лице, ему важно высказаться. И он высказывается.

В разговоре с Виктором Бабичем лишний раз убеждаешься, что разговоры о ролях часто бывают интереснее самих ролей. Не так давно Бабич сыграл в фильме Андрона Кончаловского «Белые ночи почтальона Тряпицына» (награжденного на Венецианском фестивале «Серебряным львом» за лучшую режиссуру).

Когда зашёл разговор о съёмках в этом фильме, Виктор Бабич оживился. Это был необычный опыт. Мало того что он ездил на космодром Плесецк - так ещё фильм снимался без сценария. По этой причине предназначенная для него роль генерала космодрома в последний момент досталась другому, а Бабич довольствовался ролью полковника.

Виктор Бабич вспоминает: «Кончаловский меня спрашивает: «Не приходилось ещё сниматься в фильме без сценария?» - «Не приходилось». – «Мы по ходу сочиняем»… После этого мы садимся в катерочек, возле которого нас встречает глава администрации Плесецкого района – полковник в отставке. Он как мог - помогал нам в организации съёмок, и на том катере отправился с нами на остров. По пути полковник этот говорит Кончаловскому: «Сам Кончаловский у нас снимает, народ наш снимается, а у меня роли нет…» Пока мы плыли до острова, Кончаловский решает, что этот полковник в фильме будет играть моего генерала, а мне предлагает роль генеральского адъютанта. Так решилась судьба моей роли… На острове нам пришлось таскать тяжёлые короба с рыбой. Я говорю: «Тяжело. Давайте отсыплем немного - в камеру же не видно». А Кончаловский смеётся: «Там кирпичи на дне» - «Зачем?!» - «Чтобы естественнее было». А второй мой приезд туда был спустя полгода. Это было привязано к пуску ракеты на космодроме Плесецк. К тому времени полковника - главу администрации на новый срок главой администрации не выбрали, и он куда-то уехал, и в фильме больше не снимался. Так что мне пришлось отдуваться за него».
***
Уже после беседы я подумал о том, что не спросил Виктора Бабича о Фабио Капелло. Интересно же, что думает Бабич о главном тренере сборной России по футболу. Всё-таки, Виктор Бабич сыграл в фильме «Игра» у Александра Рогожкина главного тренера сборной России по футболу.

В кино Бабич довёл нашу сборную до финала чемпионата мира.

Алексей СЕМЁНОВ


Виновник торжества («Псковская правда», 12 Мая 2010 г.)

Виктор Бабич, Ура, король!За 20 лет работы в Псковском театре драмы имени А.С. Пушкина актер Виктор Бабич сыграл более чем в 100 постановках.

Но в 2006 году, вскоре после премьеры спектакля «Утиная охота», где у него была главная роль – Зилова, вдруг взял и ушел. Куда?

На этот вопрос заслуженный артист России Виктор Бабич ответил накануне своего 50-летия. «В этом кабинете я просидел в качестве завтруппы лет семь, –  сказал он, входя в одно из помещений псковского театра. –  И все это время здесь висели афиши московского театра «Бенефис». И я на них не обращал внимания».

Афиши, видимо оставшиеся с гастролей, висят до сих пор. А сам Виктор Бабич работает в том самом драматическом театре «Бенефис». У него там сейчас две роли  –  в музыкальной сатирической фантазии «Ура, король!» (по пьесе Шварца-Гладкова-Кима) и в спектакле «Невеста» по рассказам Чехова.

Но москвичом его вряд ли можно назвать. Так же, как и петербуржцем (хотя живет он, в основном, сейчас именно в Петербурге, там же, где и его дочь Ксения, студентка Государственного университета кино и телевидения). Виктора Бабича связывает с Псковом не только прошлое. Он все время в работе. Интервью с ним несколько раз переносилось – шла подготовка ко Дню Победы в Пскове  и актер в ней участвовал.

 
Стратегическое назначение

В юности, когда Виктор Бабич учился в кировоградском техникуме, он оказался на творческом вечере Владимира Коренева (сыгравшего главную роль в фильме «Человек-амфибия»). Из зала профессия актера показалась заманчивой, но очень далекой. Тем более что впереди маячили ракетные войска стратегического назначения, в которых он потом отслужил два года. И все же после службы в армии Виктор Бабич решил попробовать и в 1982 году поступил в Киевский государственный институт театрального искусства (специальность  –  «актер драматического театра и кино», мастер курса – народный артист СССР Юрий Мажуга). Актером драматического театра Виктор Бабич стал сразу же после окончания института, а вот актером кино – только спустя 18 лет.

Список фильмов, в которых Виктор Бабич снялся за последние годы, звучит внушительно:

«Грозовые ворота», «Гончие», «Дело чести», «Завещание Ленина», «Этот город», «Глухарь», «Игра», «Брачный контракт», «Буратино», «Вербное воскресение», «Каникулы строгого режима», «Петя по дороге в царствие небесное», «Татарская княжна», «Тайны следствия-8», «Б.О.М.Ж.», «Девичник», «Человек у окна»... Правда, в основном это эпизодические роли. На пятом десятке жизни быть дебютантом в кино – непросто. «Я очень привязчив к месту, мне сложно все оставить и начать сначала, –  рассказывает Виктор Бабич. – Я сам себе удивляюсь, как я решился уехать». Он покинул театр, в котором, наконец, дождался главных ролей. Его любимые спектакли: «Псковитянка», «Король Лир», «Стена», «Виновник торжества», «Соловьиная ночь», «Маленькие трагедии», «Цыганы»…

Мог бы играть до сих пор, но актерский оклад в 4 тысячи 600 рублей (в 2006 году), смутные перспективы, отсутствие свободного времени для съемок в кино… Все это перевесило, и Виктор Бабич отправился в дорогу. Теперь он все время в пути. Во время разговора актер заглядывает в блокнот, уточняет: такого-то числа съемка в фильме «Адвокат», такого-то – Чеховский фестиваль в Мелихово, такого-то – «халтура»…

 
Шкура убитого медведя

«Вроде прошел многое, чего-то достиг, – объясняет Виктор Бабич. – Хочется развиваться дальше. Еще работая в нашем театре, снялся в эпизодике фильма «Грозовые ворота» – съемки проходили в псковском Доме офицеров. А потом еще, во время продолжения съемок на берегу Великой, взял в театре шкуру медведя и неделю в ней бегал – зарабатывал денежки. Это было каким-то толчком. Профессия-то звучит: «артист драматического театра и кино», а возможности сниматься – не было».

Теперь возможность появилась. Шкура осталась в театре, а актер отправился в столицу. Сначала в одну, потом в другую. Сам он считает, что больше всего ему идет военная форма. А роли Виктору Бабичу попадаются разные: у Рогожкина в «Игре» он играл главного тренера футбольной сборной России. Но, в основном, это пока роли бандитов, милиционеров-оборотней… Оборотни как раз ходят в мундирах.

«В фильме «Гончие» я играл бандита Федотова, о котором в двух сериях все говорится, говорится, а он все не появляется, – рассказывает Виктор Бабич. – Потом он в своем особняке походил-порычал на своего помощника и ушел. Маленький эпизод. Но после Федотова пригласили на фильм «Тайны следствия-8», где я играл главу администрации района – взяточника. Тут уже в двух сериях помелькал». – «И каково это – быть взяточником? Хорошо?» – «Да не очень… В клетку посадили, суд был». – «И что? Неужели взяточника осудили? Хотя бы в кино». – «Нет, оправдали. Нашелся человек, который взял вину на себя. А этот, как всегда, остался чистенький».

 
Замены и перемены

В 12-серийном фильме «Б.О.М.Ж.» Бабич снялся уже в 9 сериях – играл начальника уголовного розыска подполковника Севидова. «К сожалению, он мент-оборотень, – грустно улыбается Виктор Бабич. –  Согласился. Сам сериалы не люблю и не смотрю. Снимаюсь не ради искусства, а чтобы заработать деньги».

Это вечный актерский выбор – где и что играть. Отказываться? Соглашаться? «Я как-то в своей жизни все, что давали, – все играл, – отвечает Бабич. – В провинциальном театре и старого сыграешь, и малого, и женщину, как в «Виновнике торжества». Очень часто, работая в псковском театре, выходил на замену – выручал. Кто-то заболел, кто-то отказался или уволился – Бабича вводят. Палочкой-выручалочкой всю жизнь был». О работе с псковскими актерами старшего поколения Бабич может говорить очень долго. Иван Криворучко, Валерий Порошин, Борис Фомичев, Мирра Горская, Геннадий Золов, Николай Смирнов, Лариса Крамер, Альбина Федорова, Владимир Свекольников, Николай Лунин, Геннадий Смирнов, Тамара Рымарева, Юрий Новохижин, Галина Шукшанова…  Когда актер начинал играть на псковским подмостках, уровень псковского театра драмы был высок.Виктор Бабич, "Ангел".

Рассказывая о нынешнем состоянии российского театра, актер с сожалением говорит: «Свои правила диктует время. А мне не хочется, чтобы режиссеры шли на поводу у времени. Героев классических спектаклей переодевают в современные одежды, перефразируют фразы, перестраивают логику, переворачивают с ног на голову…» В пятьдесят лет поздно все переворачивать с ног на голову. Самое время – крепко встать на ноги и двигаться вперед.

 
Цитаты из Виктора Бабича:

«Я считаю, что российский театр деградирует. Уходит школа, которую сформировал Станиславский и Немирович-Данченко».

«В советское время нам давали положительных героев. Это вроде бы кажется комичным, но мне больше нравятся старые фильмы. А сейчас – ни рыба ни мясо. Смотришь – не то, что не веришь, а просто смотреть не хочется».

«Прихожу в Малый драматический театр к Додину. Мне говорят: «Сейчас он должен приехать на репетицию, на улице его ловите». Стою на улице, подъезжает Лев Додин. Подхожу и говорю: «Добрый день, Лев Абрамыч. Мечтаю работать в вашем театре». – «А вы откуда?» –  «Из Пскова».  –  «А-а! Радун. Ну, передавай ему привет». И уходит. На этом разговор закончился. О чем это говорит? Не знаю, но догадываюсь».

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий