Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Нейтральная территория

Валерий ПорошинБыло бы удивительно, если бы вечер памяти псковского актёра Валерия Порошина прошёл в здании Псковского драмтеатра. Инициатива прошедшего 27 апреля 2015 вечера тоже исходила не от артистов или руководства театра. Вечер подготовил футбольный тренер Владимир Пулузов.

Валерия Порошина* в нашем театре вспоминать не любят. Во всяком случае, во время театральных юбилеев его фамилию вообще со сцены предпочитают не упоминать. Молодые актёры о нём не знают вообще, а старики, конечно, знают, но Порошин был так неординарен, что лишний раз о нём публично не говорят.

Однако 27 апреля на нейтральной территории (в читальном зале Центральной городской библиотеки) воспоминания всё же прозвучали. И не только воспоминания.

Председатель регионального отделения СТД Юрий Новохижин рассказал, что каждый год, уже двадцать лет подряд, ходит на Дмитровское кладбище и «видит разрушающуюся могилу» Порошина.

Опять-таки, если бы могила не разрушалась, - было бы удивительно. Двадцать лет назад вдова Валерия Порошина вообще была против того, чтобы представители театра присутствовали на похоронах. Настолько сложными были взаимоотношения актёра и руководства театра.

Картина тогда в псковском театре вырисовывалась такая: с одной стороны, обойма артистов с титулами и дипломами престижных театральных вузов, а с другой – самоучка, которому народного артиста никто бы никогда не дал. Но при этом этот самоучка (теперь говорят – самородок) снимался в хороших фильмах, а «народные артисты» за пределами Пскова были мало кому известны.

Когда Порошина приглашали на главную роль в фильм «Под знаком Скорпиона», то позвонили не ему, а Владимиру Пулузову, его приятелю. У Порошина не было ни своей квартиры, ни, тем более, своего телефона. В театр ему тоже было звонить рискованно. Неизвестно, позвали бы его к телефону. А если бы позвали, то о звонке с киностудии сразу бы стало известно художественному руководителю Вадиму Радуну.

Кино Порошина сделало известным. Но оно же навлекло на него зависть. Порошин снимался с такими актёрами как Иннокентий Смоктуновский (однажды, во время съёмок «Первопечатника Ивана Фёдорова», Смоктуновский подвозил Порошина до Москвы на своей «Волге»). Кроме того, участие в съёмках сбивало театральный график. По этой причине Порошина в театре наказывали (не брали на гастроли). Но если вдуматься, то наказывали сами себя. Спектакль с Порошиным и без Порошина - это совершенно разные спектакли.

На вечере памяти Валерия Порошина на экране было показано интервью Валерия Гаркалина, записанное 19 лет назад. Гаркалин перечислял актёров, пробовавшихся на роль академика Рядно в фильме «Белые одежды». Среди претендентов был Михаил Ульянов. Но выбрали Порошина. А в роли Максима Горького руководство телеканала видело Александра Михайлова. Но опять-таки выбрали Порошина (и не только из-за «генетического внешнего сходства»). Была в Порошине невероятная актерская энергия, которой мог и пугать, и восхищать.

Как сказал Валерий Гаркалин: «Ложиться в гроб было не обязательно». Это о съёмках фильма «Белые одежды», о сцене похорон Рядно. Порошина никто не обязывал ложиться в гроб, но он лёг. Он был из тех, кто всё старался делать «по-настоящему», не перепоручая ничего никому.

 «Он был настоящим артистом русской театральной традиции. Он никогда не казался, а всегда был», - добавил  Гаркалин.

Итак, на шестом десятке жизни к Порошину стала приходить известность. Впереди были главные роли (в том числе и генерала Власова, которого он так и не сыграл). Но какой-то звёздной болезни в нём не ощущалось. Порошин оставался всё тем же – по-детски трогательным (на вечере дважды повторили его привычное ко всем женщинам, не зависимо от возраста: «Махонькая моя», - может быть потому, что все женщины рядом с ним казались «махонькимим). А рассказы о том, как Порошин в антракте лежит на животе на лежанке, мучаясь от боли, я помню ещё с 1994-95 года. Он был болен раком, но силы выйти на сцену он находил до последнего.

Во время этого вечера памяти были процитированы две строки из стихотворения Михаила Светлова «Пожалейте меня». Здесь стихотворение лучше привести полностью:Валерий Порошин

Каждый год и цветёт
И отцветает миндаль...
Миллиарды людей
На планете успели истлеть...
Что о мертвых жалеть нам!
Мне мёртвых нисколько не жаль!
Пожалейте меня!
Мне еще предстоит умереть!

В конце вечера памяти прозвучало: «Насчёт могилки мы подумаем».

Раньше надо было думать.

Алексей Семёнов

* Валерий Антонович Порошин, заслуженный артист РСФСР. Родился 16 сентября 1939 года в Камне-на-Оби Алтайского края. С 1975 года - актёр Псковского театра драмы имени А.С. Пушкина. Играл в спектаклях «Деньги для Марии», «Вечно живые», «Псковитянка», «Роза и крест», «Пётр и Алексей», «Стена», «Я шёл к тебе» и др. Снимался в фильмах «Двое на голой земле», «Белые одежды», «Под знаком Скорпиона», «Иван Фёдоров», «Хрусталёв, машину!», «Прощай, шпана замоскворецкая», «Риск без контракта», «Ермак»  и др.

Главные роли («Псковская губерния»)

Валерий ПорошинВалерий Гаркалин: «Валерий Порошин реагировал на мир совершенно по-детски»

Двадцать лет назад, 27 апреля 1995 года, не стало русского актёра Валерия Порошина.  27 апреля 2015 года вечер памяти Валерия Порошина прошёл не в псковском драмтеатре, а в читальном зале Центральной городской библиотеки города Пскова. Подготовил вечер Владимир Пулузов, знавший Валерия Порошина и вскоре после его смерти записавший в Москве несколько интервью с актёрами и режиссёрами (Валерием Гаркалиным, Леонидом Белозоровичем и Юрием Сорокиным), работавшими с Порошиным. Предполагалось, что это будет показано на годовщину смерти актёра. Но многое из отснятого материала с тех пор никто не видел, и отрывки, посвящённые Валерию Порошину, участники вечера памяти (в основном, актёры театра) увидели только спустя двадцать лет.

Не каждому сегодня так сразу и объяснишь – кто такой Валерий Порошин. Начнёшь вспоминать один из лучших отечественных многосерийных телевизионных фильмов «Белые одежды», в котором одну из главных ролей (академика Рядно) сыграл Валерий Порошин, и тут же придётся ещё дополнительно разъяснять – кто такой писатель Владимир Дудинцев,   по роману которого этот семисерийный фильм был снят в 1992 году. То же самое касается и многих других ролей Порошина. Требуются дополнительные комментарии.

«Братцы мои, почему мы не в театре?! – воскликнул во время вечера памяти Валерия Порошина актёр Виктор Яковлев. - Что-то в нас не так».

То, что «что-то в нас не так», было понятно ещё при жизни Валерия Порошина. У актёра его масштаба в псковском театре было странное положение. Вроде бы, ведущий артист. Можно сказать – знаменитость. Снимался в главных ролях в фильмах, которые показывали по центральным каналам или на большом экране. И в то же время его постоянно куда-то старались «задвинуть».

27 апреля 2015 года в библиотеке вспомнили события 1988 года, когда псковский театр отправился в зарубежные гастроли. «Он был обделён вниманием, - произнёс актер Виктор Яковлев. - Когда мы поехали первый раз за границу – в ГДР, то его не взяли. Можете представить, что «Псковитянку» мы играли без него?!»Валерий Порошин

Кто-то в зале пояснил для непосвящённых: «Это была расплата за кино».

Учитывая то, что в кино в конце жизни Порошин снимался всё чаще и чаще, расплачивался он до самой смерти. Дошло до того, что последний его юбилей (55-летие, ставшее последним днём рождения в его жизни) в театре демонстративно не заметили (это было в сентябре 1994 года, а в апреле 1995 года Порошина не стало).

Надо было знать Валерия Порошина, чтобы понять, как ему тогда было больно. Не только потому, что его мучила смертельная болезнь. Но и потому, что этот могучий человек был очень раним и на обиды реагировал остро. Другой бы не заметил, а он – нет. Ранимость Валерия Порошина отмечали многие его знакомые.

Валерий Гаркалин, снимавшийся в «Белых одеждах», рассказал Владимиру Пулузову о том, как однажды неосторожно сделал Порошину замечание из-за того, что тот на съёмках слегка перепутал слова. Сделал замечание, и сразу же об этом пожалел, потому что у Порошина выступили слёзы. «Он реагировал на мир совершенно по-детски», - рассказал с экрана Валерий Гаркалин, сидя в гримёрке Московского театра сатиры.

Валерий ПорошинО том же позднее говорили и псковские актеры. «Порошин был ярким, сильным, мощным, - рассказал актёр Виктор Бабич.  - Но, в то же время, – ребёнок ребёнком».

Однако, вживаясь в роль, Порошин мог вселять в окружающих неподдельный страх. Об этом в своё время Валерий Гаркалин в интервью Владимиру Пулузову тоже упомянул (описывая сцену из «Белых одежд», когда Порошин в роли демонического академика Рядно выходит из парилки, завёрнутый в простыню). «Страшно и бесконечно жутко стало, - вспоминал Гаркалин. – Было ощущение, что я попал в общество Калигулы. Кровь в жилах стыла».

Этот как раз то, о чём говорил с экрана режиссёр фильма «Под знаком Скорпиона» Юрий Сорокин: «Русская школа переживания, не позволяющая актёру играть с «холодным носом».

Русская школа у Порошина, безусловно, была. А вот профессионального театрального образования не было. Может быть, по этой причине некоторые его коллеги относились к нему с настороженностью.

При этом режиссёр «Белых одежд» Леонид Белозорович в интервью Владимиру Пулузову сказал: «Такой силы актёра у нас нет, и никогда не было». Валерий Гаркалин тоже цитировал Белозоровича («один из величайших актёров современности»), а от себя добавил: «Он творил чудеса эксцентрики в роли Рядно. Этого не было ни в романе, и в сценарии тоже не было. Нет ролей, которые он не смог бы сыграть».

Впрочем, сегодня громкие слова о величии и чудесах звучат обыденно. Не зря же на вечере процитировали Юнну Мориц: «Великих нынче - словно блох в ночлежке, // куда ни плюнь - великий человек». Слова давно обесценились.

Обыкновенное внимание важнее громких слов. В начале девяностых годов Порошина, казалось бы, наконец-то, заметили. О нём несколько раз написали газеты, большей частью – итальянские. В Сорренто снимался фильм Юрия Сорокина «Под знаком Скорпиона», и главную роль (Максима Горького) играл Порошин. В Италии его принимали за своего («Валеру в Сорренто воспринимали как близкого человека», - как выразился Юрий Сорокин).

Позднее Валерий Порошин выкупил «костюм Горького» и ходил в нём по Пскову. В шляпе и «горьковском» костюме он выглядел внушительно.

Леонид Белозорович тогда же задумал снять тринадцатисерийный фильм «Дети Арбата». «Мне хотелось сделать фильм специально для Порошина», - пояснил режиссёр. Не получилось.

В завершении вечера памяти Валерия Порошина актёр Владимир Свекольников вВалерий Порошинспомнил гастроли в Красноярском крае, когда они вдвоём с Порошиным ходили в лес по грибы. В такие часы проявляется характер человека. Для Порошина лес был местом, где можно было «разбежаться». «Грибов – так много, рыбы – так много, ягод – так много. Ему было надо, чтобы всего было много», - рассказал Владимир Свекольников. Порошин тогда замочил (засолил?) собранные грибы прямо в гостиничной ванне.

А Владимир Пулузов вспомнил о том, как много раз играл с Порошиным в шахматы. Валерий Порошин очень не любил проигрывать. И, несмотря на раннюю смерть и разрушающуюся могилу на Дмитровском кладбище, Порошина никак нельзя считать проигравшим. Он успел сыграть те роли, которые забыть трудно.
***
Режиссёр Леонид Белозорович сказал о Порошине: «Мой талант не соответствовал мощи его таланта. Но я горжусь, что хоть чем-то ему помог». И всё же лучшую роль в кино актёр псковского драмтеатра Валерий Порошин сыграл именно у Белозоровича в «Белых одеждах».

Спектакли «Псковитянка», «Стена», «Роза и крест» или «Пётр и Алексей» с участием Порошина увидеть невозможно, но фильм «Белые одежды» нам обязательно напомнит о том, как «сердечный, компанейский, шумный» актёр с детским характером мог перевоплощаться в «Калигулу».

 

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

великому русскому актеру | | 23:09 - 11.01.2017
нужно назвать улицу его именем.
вечная | | 23:07 - 11.01.2017
память.
банальная зависть | | 23:06 - 11.01.2017
провинциального театра. если бы не болезнь,мог бы 20 лет жить в москве и до сих сеиматься,забыв все старые перипетии.
Зоя | | 07:56 - 09.09.2016
Большое спасибо за более подробную имформацию о Порошине В.А. Он был руководителем театрального кружка у нас в Улан-Удэ. Когда драмтеатр у нас сгорел, странные обстоятельства, то Валерий Антонович уехал с Ларисой Николаевной с этого города. Говорил, что в Новорибирк. Я училась в 8 классе, когда ходила в театральный кружок. До сих пор помню его и Ларису. Хотелось узнать о их жизни. Но вот недавно нашла о нем о его Биографии. Замечательный был человек. Светлая память о нем.