Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Книжный архив. Лекух

Лекух(Продолжение. Начало в №№ 221-255, 258-290). Мы продолжаем вспоминать рубрику «Одна книга – два мнения», существовавшую в «Городской газете» в 2006 – 2009 годах. Каждые две недели в газете появлялись две рецензии двух авторов на одну книгу. Первую неделю книгу читал один человек, вторую неделю – другой. Потом они записывали свои впечатления, и всё версталось в одну колонку.

После книг Алексея Иванова, Евгения Гришковца, Виктора Пелевина, Захара Прилепина, Виктора Ерофеева, Бориса Акунина, Ильи Стогова, Дмитрия Быкова, Михаила Веллера, Сергея Минаева, Александра Гениса, Леонида Юзефовича, Андрея Куркова, Ильи Бояшова, Андрея Геласимова, Павла Санаева, Германа Садулаева, Дины Рубинной, Кати Метелицы, Дмитрия Коваленина, Сергея Кузнецова, Андрея Мухина, Эфраима Севелы, Андрея Остальского, Андрея Рубанова, Олега Зайончовского, Арсена Ревазова, Валерия Зеленогорского, Вуди Аллена, Карлоса Фуэнтеса, Ника Хорнби, Эрленда Лу, Бернарда Вербера, Трумена Капоте, Стива Мартина, Дидье ван Ковелера, Эрика-Эмманюэля Шмита,Пола Боулза, Терри Пратчетта, Харуки Мураками, Эриха-Марии Ремарка, Анны Гавальда, Фредерика Бегбедера, Эмили Магуайр, Патрика Оуржедника, Гаса Ван Сента и Питера Гринуэя, Калеба Карра, Чарльза Буковского, Ричарда Докинза, Берндта Янгфельдта и Клэр Сэмбрук мы вспоминаем книгу Дмитрия Лекуха.


Одна книга – два мнения

Городская газета, № 17 (197), 22-28.04.2008.

Лекух, Д., Ангел за правым плечом: Роман. – М.: Ад Маргинем, 2007. – 320 с.

I. Лирический герой прозаического откровения Дмитрия Лекуха – человек решительный. Вот вам и доказательства: «Зажимаю левую ноздрю указательным пальцем и решительно всасываю порошок через правую. Весь. До конца». Решительный человек. Мужик. Правда, книга скорее напоминает мужской вариант дамской истории, в которой сопли – совершенно необходимая смазка, чтобы механизм работал и сюжет более-менее развивался. К тому же, задача перед нашим героем стоит государственной важности – спасти от тюрьмы  автогонщицу, которая, ни за что ни про что, угробила в нелегальной гонке по ночной Москве своего штурмана. Для таких благородных целей «химическая поддержка еле скрипящим от алкоголя извилинам» совершенно необходима.

Непреходящие химические ценности наводят на мучительный вечный русский вопрос, который бы я сформулировал так: «Сдох Бобик или еще не сдох?» Язык для ответов выбран соответствующий. «Да не вопрос», «щаззз», «оно мне надо?», «стремняк», «жесть», «бандосы», «всё по-взрослому», «слава, риспект, уважуха»… Тошнотворно, конечно. Зато – неприкрытая правда. Незатейливый матерок для связки слов узелком-бантиком дополняет картину. Этого вполне достаточно, чтобы «Российская газета» написала: «Редчайший, если не единственный в своем роде случай, когда удачливый бизнесмен, председатель директоров крупной рекламной фирмы, оказывается еще и хорошим писателем…»

Рецензент поскромничал. Почему только хороший? Так называемый «председатель директоров», заручившись авторитетным мнением своих друзей – ви-джея МТV Александра Анатольевича и Глеба Самойлова из «Агаты Кристи», мог бы рассчитывать и на большее. Великий, выдающийся, непревзойденный…

Во второй части книги герой вдруг вспоминает, что он – футбольный фанат из авторитетной группировки, и начинает пускать в ход кулаки. Сопли на время сменяются малой кровью. Ангел за правым плечом оживляется и начинает нахально подмигивать. 

Самое главное написано на последней странице, где сказано, к кому надо обращаться по вопросу экранизации и приобретения киноправ. Но в голову, несмотря на весь пафос книги, лезет ещё один русский вопрос из вечных. Приведу его в авторской транскрипции: «Вот на хрена вам вся эта байда-то сдалась, никак въехать не могу?»

Алексей ВЛАДИМИРОВ

II. Вот прочитал книжку и почувствовал себя снобом. По отношению к стилю, грубо говоря, или не к стилю, а к манере выражаться. К мышлению, к дыханию, странной системе отражений. Стиль – это человек, вроде так заявил Буффон. Это – классика, и это – ужас. Трагедия творчества. Это то, что происходит с русской прозой. Здесь и сейчас. Проза выдаёт саки за бисер. И не краснеет. И не дрейфит. Автор 9этот самый Лекух) писать совсем не умеет… Не по годам наивен. Персонажи у него поразительно многословны. Как будто их прищемили…. Но, невзирая на это, ужасно амбициозен. Далее подключаются рекламщики, пиарщик, опять же.

Он – приближённый к неким недоступным кругам. Крутой чел. А мы… мы… падаем прямо на кухне! К тому же – журналисты…. Должны упасть сразу и все.

И бум – он сразу и вдруг выдаёт на обозрение свою графоманию. Мы, по идее, открыв рты, внимаем. Провинциальные дурачки, следим за буднями крутейших мэнов, стритрэйсеров и бойцов околофутбола.

То бишь неких жутких и недоступных пониманию чуваков, достойных только «Плэйбоя». Девка там у них (некто Инга)… Мы от таких вешаемся на проводах от подзарядки сотовых телефонов.

Этакий роман – проза… нет, не про «своих». Про ионпланетях. Так вот, друзья!

Нет никого под банальной обложкой. Извините.

Что меня порадовало? Следущий абзац: «Пока мы ехали к Глебу на улицу Улофа Пальме, где он жил в большой, не так давно купленной и абсолютно неустроенной квартире….» Жил, конечно, Улоф Пальме, а мы с ним общались. То есть описки гораздо жизнетворней и креативней, чем размышления, предлагаемые автором.

А сценарий вообще никакой, так что?

 

 

Боря БУГАЕВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий