Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Книжный архив. Букша

Ксения Букша(Окончание. Начало в №№ 221-294). Мы завершаем публикацию текстов, рассказывавших о книгах, выходивших в российских издательствах в 2005-2009 гг. Такая рубрика («Одна книга – два мнения») существовала в предшественнице «Городской среды» «Городской газете» в 2006 – 2009 годах. Каждые две недели в газете появлялись две рецензии двух авторов на одну книгу. Первую неделю книгу читал один человек, вторую неделю – другой. Потом они записывали свои впечатления, и всё версталось в одну колонку. Были опубликованы отзывы на 73 книги 57 авторов.

После книг Алексея Иванова, Евгения Гришковца, Виктора Пелевина, Захара Прилепина, Виктора Ерофеева, Бориса Акунина, Ильи Стогова, Дмитрия Быкова, Михаила Веллера, Сергея Минаева, Александра Гениса, Леонида Юзефовича, Андрея Куркова, Ильи Бояшова, Андрея Геласимова, Павла Санаева, Германа Садулаева, Дины Рубинной, Кати Метелицы, Дмитрия Коваленина, Сергея Кузнецова, Андрея Мухина, Эфраима Севелы, Андрея Остальского, Андрея Рубанова, Олега Зайончовского, Арсена Ревазова, Валерия Зеленогорского, Вуди Аллена, Карлоса Фуэнтеса, Ника Хорнби, Эрленда Лу, Бернарда Вербера, Трумена Капоте, Стива Мартина, Дидье ван Ковелера, Эрика-Эмманюэля Шмита,Пола Боулза, Терри Пратчетта, Харуки Мураками, Эриха-Марии Ремарка, Анны Гавальда, Фредерика Бегбедера, Эмили Магуайр, Патрика Оуржедника, Гаса Ван Сента, Питера Гринуэя, Калеба Карра, Чарльза Буковского, Ричарда Докинза, Берндта Янгфельдта, Клэр Сэмбрук, Дмитрия Лекуха, Марии Скатовой, Марины Москвиной и Юрия Полякова мы вспоминаем книгу Ксении Букши.

Одна книга – два мнения

Городская газета. Букша К.С., Мы живем неправильно: (рассказы, повесть). – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 316,.

I. Как написала Ксения Букша в своей повести «Все оттенки серого», «с тех пор как по телевизору после боя курантов играют гимн неглинки, дни ужасно похожи руг на друга. Они скользят друг в друга, как пластмассовые стаканчики. Пирамидка из этих стаканчиков растёт, но толку-то».

Беда в том, что когда по утрам и вечерам играл гимн Глинки, стаканчики скользили не менее однообразно. Разве что были они грязнее. О гранёных стаканах доглинковского периода и говорить нечего. Иногда дни разбивались вдребезги, причем не доживали и до полудня. И тогда сразу же после полудня наступала полночь.

К счастью, такое случалось не со всеми. С Ксенией этого точно не случалось. Она очень молода, жизнерадостна и, судя по текстам, нашла правильное место для обзора. «Все оттенки серого» перекликаются с ранними повестями Василия Аксёнова и, страшно сказать, при ближайшем рассмотрении оказываются не такими … В них нет пижонства, зато имеется здоровый абсурд. А если приглядеться ещё внимательнее, то обнаружится, что вспоминать надо не только Аксёнова, но и Пушкина, «Медный всадник». Впрочем, вместо меди здесь выступает алюминий. Зато наводнение состоит из воды, а не из кока-колы или боржоми.

И всё же особенно радуют рассказы. В них меньше фантасмагории и больше естественных поворотов, на которых не заносит. В рассказах есть почти детская радость. Теплые огоньки, возникающие в разных уголках страниц, подмигивают. И в то же время это очень жёсткие рассказы. В них нет заигрывания, нет игры в поддавки.

В XXI  веке вдруг обнаружилось, что в современной русской литературе очень редко можно обнаружить внятных героев со своими характерами. По страницам ходят не люди, а тени. В лучшем случае, они такие же картонные, как обложки книг. И такие же плоские. А у автора книги «Мы живём неправильно» герои раскрываются едва ли не на первом слове. С ними хочется дружить. С ними можно поругаться. Но их нельзя не заметить.

Пока высоколобые «культовые писатели» строят, на подобии небоскребов в охранной зоне, свои книги-монстры, Ксения Букша устроила очередной праздник для тех, кто не желает карабкаться на небоскреб без лифта лишь для того, чтобы бросится с верхнего этажа вниз.  

Алексей ВЛАДИМИРОВ

II. Однажды Дмитрий Быков сказал, что Ксения Букша - «нормальный двадцатипятилетний гений». Теперь уже не двадцапятилетний, но неужели по-прежнему гений?

Помню, в одном отзыве говорилось, что впечатление после прочтения прозы Букши такое, что она написана лаборантом. В том смысле, что она «рассматривает бактерии-людей, подробно-красочно описывает их, завязывает сюжет и … бросает». В смысле, не развивает тему. Действует в ограниченном пространстве. Это, вообще-то, свойство поэта. Не обязательно всё разжёвывать. И Ксения Букша, между прочим, стихи тоже пишет. Более того, некоторые считают её одним из лучших поэтов, пишущих сегодня на русском языке.

В подозрительном мире
 все мы должны друг другу
 Оттого и тырим чужую страну супругу
 Возмещаем взаимно прощаем да все без толку
 Лишь друг друга смущаем
 но не сокращаем долга

Все эти громкие эпитеты: «нормальный гений», «лучший поэт» и т.п. не могут не раздражать. Хочется придираться, даже если особых причин придираться нет. То, что она не слишком многословна – говорит, скорее, в её пользу. То, что у неё кроме чувства юмора имеется ещё и чувство меры, - не самое плохое качество.

Помимо всего прочего, когда читаешь тексты Ксении Букши, то часто возвращаешься в те места, где много-много раз был сам. Например, у неё написано: «Двадцать первого августа Анисимов вышел на станции метро «Балтийская» и сразу направился к большому небоскребу в брежневском стиле – отелю «Азимут», который только в этом году переименовали из гостиницы «Советская». Там Анисимов занял забронированный номер…». Читаешь и думаешь: «Так это же про меня». Это же я бронировал в «Азимуте», шёл с метро «Балтийская» на Лермонтовский проспект. Я знаю в том районе все продовольственные магазинчики, рынок… Столько раньше останавливался в «Азимуте», что сбился со счёта. Это хорошее писательское свойство – вовлекать в свой мир читателей. Но одного вовлечения мало. Как читателя надолго удержать? Что ему предложить такого, чтобы он читал этим вечером Букшу, а те Томаса Манна или Достоевского?

Это же у Ксении Букши написано: «Где кончается Родина?.. Где мы детям гулять не разрешаем». Вот из-за таких строк и стоит иногда тратить несколько часов на чтение авторов, которых записали в «нормальные гении».

 

Б.Б.

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий