Книжный архив. Архангельский

АрхангельскийВ нашем архиве, кроме мини-рецензий на книги, осталось ещё некоторое количество публикаций, связанных  с книгами. Сегодня мы обращаемся к статье, опубликованной лет семь назад в «Городской газете» и рассказывающей о встрече в Москве с Александром Архангельским.

Редакция

Копии с ненаписанных картин

Наверное, раз двадцать за последние года три в разных опубликованных и неопубликованных материалах я употреблял одно и то же понятие – «фальшь» и производное от него – «фальшивая жизнь» и тому подобное. Мне действительно кажется, что мы живем в то время, когда настоящее ушло куда-то в тень. Ушло, но не исчезло. Все-таки фальшивые газеты, суррогатная водка, пиратские диски, не слишком похожие на себя мужчины и масса не нуждающихся в настоящих мужчинах женщин – это не все, что нас окружает.

Без фанатизма

Фонограммные концерты и поющие с чужого голоса политики. Имитация выборов. Навязанные, а не выстраданные ценности. Подмена понятий… Этого всюду сколько угодно. Однако говорить о полном и окончательном их торжестве еще рано.

Насыпаются холмы и разрушаются памятники. Заговариваются зубы. Люди с необыкновенной легкостью переходят из партии в партию, без конца берут свои слова обратно и не думают комплексовать по поводу того, что их кто-нибудь за это осудит. Говорят, будто «все так делают»…

Сейчас не протолкнуться среди «великих певцов», «крепких хозяйственников», «властителей умов»… Количество академиков и академий растет с катастрофической быстротой. Примерно с той же скоростью увеличивается число докторов наук и кандидатов… В частных беседах вам могут рассказать - кто и за кого диссертации пишет. Но и без этого понятно, кто их точно не пишет. Неуважение к науке приводит к тому, что на передний план выходят ясновидящие и колдуны. То и дело встречаются люди, именующие себя поэтами. Ведут себя они очень громко, и восхвалять себя не стесняются.

Лучшими писателями становятся персоны, которые за свою жизнь и десяти слов без посторонней помощи в письменном виде связать не могут. И при этом, по мнению некоторых посвященных, с которыми я согласен: в России сейчас настоящий расцвет поэзии. Такого не было еще никогда. Даже когда во время Серебряного и Золотого века. Большинство людей об этом, правда, не догадывается. Откуда им знать? Им каждый день подсовывают словозаменители. Но это не отменяет поэзию. Это не отменяет настоящее слово. Это всего лишь значит, что информационный массив сосредоточен в руках ограниченного круга лиц. Они выстраивают искаженную картину мира. И одновременно, не без успеха, пытаются этот мир изменить. Подминают его под себя. Формируют сознание или, во всяком случае, общественное мнение, основанное на поэтических и политических стереотипах.

Властные кабинеты забиты теми, кто хорошо научился лишь пыль в глаза пускать. Это время пародистов и самопародистов. «Мельчает народ», - сказал бы какой-нибудь ворчливый старик. Ненастоящие коммунисты и такие же ненастоящие демократы. Даже убежденного чекиста вы с трудом отыщите (вместо горячего сердца к холодной  голове могут, например, согласно новой инструкции, прилагаться липкие руки). Но именно потому, что у всех этих людей нет настоящих убеждений – не все еще потеряно. Фанатики, к счастью, попадаются слишком редко. Фальшь слишком уязвима. Ее легко определить. Ее легко опередить. Нужно лишь время. И осознание того, что почти ничего не потеряно, а многое – подлежит восстановлению.

Копировальный аппарат

Таким образом, не удивительно, что я не смог пройти мимо публицистической книги Александра Архангельского «Базовые ценности. Инструкции по применению», где на первой странице прямо так и написано: «На дворе – эпоха муляжей, подменивших собою базовые ценности единой нации». Поэтому, когда в конце прошлого года в Москве мы случайно с Александром Архангельским встретились, а точнее – пересеклись, то разговор (очень короткий и, в сущности, мало значительный) зашел опять-таки все о том же – о подлинном и поддельном. «Почем сегодня базовые ценности? - спросил я ведущего программы «Тем временем» на телеканале «Культура». – Сто двадцать рублей? Звучит вызывающе…» Естественно, имелась в виду книга. Ложные ценности стоят несколько дороже. Они, между прочим, могут стоить дороже, чем настоящие. Но все равно останутся пиратскими копиями. И что самое парадоксальное – копиями с еще не написанных картин.

Смысловая нагрузка

В своей книге Александр Архангельский пишет  о «вымывании смыслов» и называет убедительные причины распада СССР. Базовыми ценностями в СССР, по мнению автора, были 1) социальная справедливость 2) государственный патернализм 3) интернационализм 4) атеизм.

Социальная справедливость в СССР исчезла раньше, чем исчезла страна. Спецпайки, теневая экономика, коррупция… Вновь возродились национальные и  националистические движения. Научный атеизм уже не казался убедительным… По мнению Александра Архангельского, после 1991 года вместо ценностей появились цели. А это – не одно и тоже. К тому же, цели менялись.

Подвешенное состояние

В «Базовых ценностях» Александр Архангельский говорит о парадоксах политического постмодернизма. Мы обменялись короткими репликами по поводу двух политпостмодернистов, будоражащих скучающую общественность. Речь, конечно же, о Лимонове и Проханове. «У дьявола две руки…» - сказал г-н Архангельский.

Оба политизированных писателя – ловкие манипуляторы, жонглирующие базовыми понятиями различных эпох и почти не отделяющие жизнь от литературы. Размывая границы между реальностью и вымыслом, можно слишком далеко зайти. Размываются и границы между безобразным и прекрасным, между добром и злом.  

Ситуация в России сейчас такова, что страной склонны управлять люди с поэтическим складом ума. Путин (в отличие от Сталина) наверное, стихов все-таки не пишет. А вот Владислав Сурков, один из самых главных кремлевских идеологов, – пишет (на эту тему надо говорить отдельно). Иногда добирается и до музыки. Не случайно, что сотрудничает он при этом с самой главной российской постмодернистской рок-группой – «Агатой Кристи». Коллаж, монтаж, поверхностное копирование в искусстве вещи не самые страшные, а иногда – очень уместные. Но это - в искусстве. В политике же это не столь безобидно. Там, в конце концов, должен функционировать не копировальный аппарат, а государственный. И находиться он должен на твердом фундаменте, на базовых ценностях, а не быть в подвешенном состоянии.

Временные обязательства

Вспоминая книгу Александра Архангельского, можно сказать, что вместо базовых ценностей в современной России – политические технологии. Архангельский вспоминает редкое телевизионное (!) интервью Владислава Суркова, посвященное книге Чадаева «Путин: его идеология». Сурков тогда, в 2006 году, сказал: «Чадаеву удалось сформулировать три базовых принципа путинской политики. Демократия как способ реализации человеческой свободы. Государственный суверенитет как способ обеспечить свободу нации. И качество жизни как житейское измерение все той же свободы». Заметьте, это никакие не ценности. И даже не цели. Это всего лишь способы (а точнее – декларирование способов) этих целей достичь. Тем более что вряд ли нынешние кремлевские политтехнологи без посторонней подсказки задумываются о той же демократии. Это всего лишь вывеска на фасаде. Ее даже красивой сейчас назвать нельзя. И это, несмотря на фальшивые ценности, навязываемые многими СМИ, не дает угаснуть надежде. Пиратские диски раздавит каток. Фальшивую водку изымут и выльют. Фонограмма заест в самый неподходящий момент. Время рассудит.
Хотя лично я в это, честно говоря, не очень-то верю.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий