Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Блеск от утюга

На выставкеСамые популярные выставки в Пскове – кукольные. К живописи или графике, не говоря об объектах и инсталляциях, посетители ещё придираются, а перед куклами тают… Куклы имеют секретное свойство – обезоруживать. 

Под увеличительным стеклом («Псковская губерния»)

На смену модным куклам пришли манекены и манекенщицы, потерявшие свою индивидуальность

«Кукла лежала в большом, обитом бархатом кресле… Элпет, как старшая по мастерской, принесла платье, и Сибилла надела его на миссис Феллоуз-Браун».
Агата Кристи. «Кукла в примерочной».

Выставка «…и Дамы, и Господа» Ирины Лебедевой (Виноградовой), проходящая в псковской галерее «Дар», ещё раз напоминает нам о пандоре – модной кукле в историческом костюме.*  Это первая персональная выставка псковского автора Ирины Лебедевой в Пскове.

На этой выставке работы Ирины Лебедевой (Виноградовой) разглядывали, в том числе, с помощью увеличительного стекла – при этом приговаривая: «Ювелирная работа». Слов в книге отзывов не жалели и писали: «божественно», «потрясена филигранной работой», Лебедева (Виноградова)«изумительно»…

Как выразилась искусствовед Ольга Кошелькова: «Кто-то раздавлен, кто-то шокирован, кто-то смят…»

Но смятение если и было, то оно быстро сменилось другими чувствами.

Казалось, что ты шёл в картинную галерею, а попал в театр. Причём не только в зал, но и за кулисы, к костюмерам в примерочную. Случайно заглянул за ширму.

Среди посетителей галереи «Дар» в этот вечер действительно было несколько артистов псковского драмтеатра. И как-то естественным образом возникала мысль: неплохо бы показать куклы, облачённые в исторические костюмы, в театральном фойе. На время объединить два театра в один.

Хотя у Ирины Лебедевой не только театр, но и кино. На открытии выставки упомянули о фильмах, которые иногда вдохновляют Ирину Лебедеву, в том числе и сериал об Эркюле Пуаро. Когда видишь «Английский чай», то подобная мысль возникнет Лебедева (Виноградова)невольно. В таких фильмах главное – не расследование преступления, а стиль, тонкая работа…

Чтобы убедиться в том, что у Ирины Лебедевой работа действительно тонкая – не обязательно брать увеличительное стекло. Костюмы на её «дамах и господах» «ношенные» - со складками, то есть со своей индивидуальной историей. Есть даже «как бы блеск от утюга». Это работа не только художника,но модельера-практика.

Когда-то «модные куклы» успешно заменяли журналы мод. Известно, что такое практиковалось в Древнем Риме, когда в далёкие римские провинции посылались глиняные фигурки кукол, одетые в модные новинки.Лебедева (Виноградова)

В средневековье подобные, но деревянные и восковые куклы курсировали между Парижем, Лондоном, Венецией, Мадридом, Краковом, немецкими замками… Портные французских, английских, баварских и прочих королей показывали своё мастерство. Куклы служили образцами. Моду, в основном, диктовал Париж. Поэтому такие куклы назвали «французскими».

Пандоры отправляли и туда, где отродясь не бывало королей – в Америку.


Лебедева (Виноградова)В России одна из самых известных кукол-пандор хранится в Гатчине. Она была сделана придворной модисткой французской королевы Марии-Антуанетты Роз Бертен для супруги императора Павла I Марии Фёдоровны.

Но работы Ирины Лебедевой лишь отчасти перекликаются с теми куклами, в которые когда-то «играли» аристократы. Стиль её – авторский. Понятие «исторический» присутствует в названии выставки не просто так. Все аксессуары и прически привязаны ко времени.

У тех кукол-пандор двухсот-трёхсотлетней давности тоже была не только модная одежда, но и аксессуары, вплоть до сундучков с одеждой и духов.

Глядя на посетительниц выставки, видишь, что не могут они вглядываться в работы непредвзято. У некоторых уже внуки, а попав в этот зал, они вдруг превращаются в тех, кто по-прежнему готов с радостью наряжать куклы, заодно сочиняя им историю. Одушевляя.

Нынешние выставки пандор в исторических костюмах давно не похожи на показы высокой моды. Назначение их совсем другое. Это чистое искусствЛебедева (Виноградова)о.

В ХХ веке на смену модным куклам пришли манекены. Их уже не переправляют из страны в страну. Манекены стали больше, но потеряли индивидуальность. Многие с индивидуальностью вообще потеряли голову и другие конечности. Да и хорошей манекенщице лучше свою индивидуальность скрывать.

С авторскими куклами всё совсем иначе. Здесь индивидуальность, включая выражение лица, важна и даже необходима. У Ирины Лебедевой присутствует не только история, но и предыстория. И её не обязательно можно прочесть с первого взгляда.

«Сегодня вы не всё увидите», - уверенно произнесла Ольга Кошелькова. Хотя, казалось бы, все тридцать работ как на ладони. Они собраны в одном маленьком зале, который можно обойти за минуту. Но именно потому, что их здесь тридцать, в каждую надо подолгу всматриваться. Посетителям пообещали несколько головоломок. Чтобы разгадать их, требуется предварительная подготовка.

Однако если человек не сможет отличить арт нуво от арт деко – ничего страшного. Главное, уметь отличать правду от вымысла.

*Пандора — кукла XVII—XVIII века, предназначенная для демонстрации моделей одежды. Названние получила по имени героини греческой мифологии Пандоры (в переводе с греческого — всем одарённая).

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий