Это как в одном из фильмов Вуди Аллена: «Если выбирать между папой Римским и кондиционером, то я бы выбрал кондиционер».
Легко представить совещание у зама главы президентской администрации Вячеслава Володина. Сидят чиновники и выбирают: «Иваненко, Гнездилов, Рыбаков, Слабунова…» «Стоп, - обрадованно говорит один. – Кажется, то, что надо. Слабунова! Как там её имя? Эмилия? Ещё лучше…»
Через неделю так и вышло. На съезде партии «Яблоко» председателем выбрали 57-летнюю Эмилию Слабунову из Петрозаводска. И сразу же интернет переполнился такими записями: «Не ту партию назвали "партией жуликов и воров», «Партия «Яблоко» всё-таки покончила с собой»...
Странное дело, но, оказывается, было довольно много неглупых людей, которые всё ещё верили в то, что «Яблоко» - это альтернатива «Единой России». И разочаровались они в «Яблоке» только сейчас, когда председателем партии выбрали г-жу Слабунову.
Антон Носик вскоре после выборов написал: «Не понимаю, откуда берутся в 2015 году иллюзии по поводу этого вечного лузера-спойлера. Трудно себе представить более токсичный политический проект».
Это не значит, что все члены «Яблока» - спойлеры, то есть искусственная помеха, существующая для того чтобы избиратели окончательно запутались и перестали отличать настоящее от мнимого. Однако многие действия этой партии на протяжении последних лет двадцати заставляют многих думать о том, что «Яблоку» на нашей политической арене отведена специфическая роль.
На эту тему написал из эмиграции большой нелюбитель «Яблока» Альфред Кох: «Наконец-то большинству людей, чье мнение мне небезразлично, стало ясно то, что мне ясно было с самого начала: "Яблоко" - комитетский проект. И все яблочники делятся на две категории: те, кто знают, что они комитетские провокаторы и те, кого используют в тёмную, разводя на демократическую слюнтявку».
О методах политической манипуляции мы знаем много, но только в общих чертах. Подробности станут известны лет через тридцать. Сто с лишним лет назад что-то похожее происходило в России. Агенты охранки внедрялись в партию эсеров, в РСДРП… Не всегда было понятно, кто кем манипулировал. В охранном отделении, конечно, думали, что это они всем руководят, но двойные агенты уж точно так не думали. Политические игры тогда закончились для России печально. Но только для России, а не для отдельных участников этих политических манипуляций. Некоторые двойные агенты позднее в Советской России заняли руководящие должности.
Не будет ничего удивительного, если и в современной России произойдёт нечто подобное. Пока же отдельные представители «Яблока» заняты нудной и неблагодарной спойлерской работой (теперь уже бывший председатель «Яблока» Серей Митрохин не вышел из своей роли даже в день переизбрания, намекнув во время выступления на некоего оппозиционного блогера, делающего заказные фильмы против власти). В последнее время многие «яблочники» только тем и заняты, что продолжают разоблачать давным-давно исключённого из этой партии Алексея Навального. Как будто недостаточно РТР или НТВ.
В действительности, недостаточно. Многие потенциальные избиратели «Яблока» российские телеканалы не смотрят, и чтобы сбить их столку, существуют такие люди как Митрохин.
Журналист Екатерина Винокурова, посмотрев трансляцию съезда, написала: «Госпожа Слабунова - фигура для нас новая и неизвестная, этакая Мариэтта Чудакова (кто знает, тот поймёт). Я считаю, что она изначально человек очень непорядочный, потому что она избралась при прямой поддержке админресурса, не побрезговав. Выступала она слабо, я по её речи так и не поняла, на какой пост она избирается и что тут делает. Серая, занудная, невнятная. Очевидно, что просто партия в который раз в наиболее элегантной позе, абсолютно добровольно решила слиться под Кремль, чтобы не дай Бог не сделать ни одного неудобного для Кремля шага, и что для Явлинского гораздо важнее его личный комфорт и благосостояние, чем наши с вами интересы, страхи, надежды…»
Эмилия Слабунова – это, действительно, очень смешно. Достаточно было послушать, что она говорила после своего избрания в эфире «Дождя». Её просили рассказать о том, каким образом она собирается привлекать избирателей, а она вдруг начала говорить о том, как этим летом выступала в Госдуме и как её слова понравились Владимиру Мединскому, а потом были отражены и в каких-то документах, подписанных самим Путиным (речь шла о пограничном туризме). То есть задача Слабуновой сейчас довольно скромная – показать Кремлю, что она человек безобидный (как будто в Кремле этого не знают). И её слова о том, что она рассчитывает на скорую встречу с Вячеславом Володиным – о том же самом. Это значит, что делегаты «Яблока» не прогадали. Кремль не лишит партию государственного финансирования.
Сейчас некоторые недовольные исходом выборов (выбрали Слабунову, а не Шлосберга) в первую очередь обращают внимание на сумму в 20 миллионов рублей, которую оппозиционная партия ежемесячно получает. Некоторые даже пишут: «Не верю, это провокация…». Но как раз в этих 20 миллионах нет ничего преступного или провокационного. «Яблоко» эти деньги получает не из кровно заработанных Путиным или Володиным, а из бюджета государства.
Государство и чиновники, руководящие этим государством, - это не одно и то же. И значит, официально получать такие деньги не зазорно. Плохо другое – когда боязнь потерять государственное финансирование влияет на принятие политических решений.
Если бы главой «Яблока» во втором туре избрали бы Льва Шлосберга, то функционеров этой партии ждали бы нелёгкие времена. Поэтому Шлосберг был абсолютно непроходной кандидат.
Выборы председателя «Яблока» прокомментировали все кто угодно, включая издание Sputnik&Pogrom: «Ваш Шлосберг был отдалённо похож на политика (мужик умеет говорить, может зажигать толпу, может сам себя раскручивать при помощи гаечного ключа и ютуба), и потому вход в политику хотя бы на уровне лидера безнадёжно маргинального "Яблока" ему заказан. В принципе».
Ещё один русский националист Егор Холмогоров написал: «Испытывал неприязнь от мысли, что Яблоко может возглавить гробокопатель Шлосберг. Но они "выбрали" Слабунову и это смешно до колик».
Так считают противники Шлосберга. Но похожие мысли высказывают и те, кто Шлосбергу симпатизирует. «Партия «Яблоко» всё-таки покончила с собой, - написал Виктор Шендерович. - Мы пытались её отговорить, указывали на возможность новой жизни; уповали на доктора Шлосберга, не помогло. Ну, в морг так в морг».
Шендерович даже более резок. И, скорее всего, не прав. «Яблоку» в морг рано. Оно ещё пригодится Кремлю. К тому же, в партии по-прежнему остаются люди, которых Кремль не контролирует (уже упомянутый Шлосберг).
После выборов, на которых Шлосберг во втором туре набрал 56 голосов против 91, он заявил: «Моя политическая позиция на выборах председателя партии не получила поддержки большинства делегатов. Это объективно отражает соотношение сил, влияния и ожиданий на съезде. Это не повод для разочарований, это – отражение панорамы мнений делегатов. Я прошу своих сторонников, членов партии, не выходить из партии».
Мне как человеку, который за «Яблоко» никогда не голосовал, со стороны кажется, что Шлосберг сделал ещё один шаг, чтобы эту противоречивую партию возглавить. Председателем не стал, но политический вес набрал. То есть в личном плане этой выигрыш, а не проигрыш. Но это не значит, что выиграла настоящая оппозиция.
На Шлосберга, прежде всего, рассчитывали не его однопартийцы, а потенциальные союзники. Шлосберг в их глазах мог хотя бы отчасти заменить Бориса Немцова в деле объединения оппозиции. Он мог бы, при всех противоречиях, попытаться договориться с Навальным. Но этого нельзя ожидать от Слабуновой. Григорий Явлинский, остающийся неформальным лидером партии, не позволит.
Хотя Михаил Ходорковский после проигрыша Шлосберга написал: «Поздравляю уважаемую Эмилию Слабунову с избранием. ПОЛАГАЮ, она сделает всё, что ожидают поддержавшие ее. А НАДЕЮСЬ - больше и чуть иное». Акцент Ходорковский как раз сделал на «больше и чуть иное». Ведь от Слабуновой ждут подконтрольности. Если она и её соратники будут себя хорошо вести и не забегать за флажки, их могут даже пустить в следующую Госдуму. Но Ходорковский и такие как он, кажется, всё ещё не теряют надежды, что ручное «Яблоко» когда-нибудь выйдет из-под контроля.
Недавние выборы, прошедшие в ночь с субботы на воскресенье, заставили вспомнить и другие страницы в биографии этой партии. Например, то, как некоторые «яблочники» поддержали Владимира Путина, когда тот впервые появился на большой политической арене.
«Ненависть многих демократических оппозиционеров к «Яблоку», пожалуй, сильнее, чем их ненависть к Путину и его режиму, – написал в своём блоге Игорь Яковенко. - Самая серьёзная ошибка была им совершена 16 августа 1999 года, когда Путин был утвержден председателем Правительства. «За» было 233, против – 84, 17 воздержались. У «Яблока» было тогда 45 думских мандатов, из которых два десятка были отданы за Путина. Без «яблочных» голосов Путин не был бы утверждён».
Здесь примечательно даже не то, что Путин пришёл к власти, в том числе, и за счёт голосов двух десятков «яблочников», а слова о «ненависти многих демократических оппозиционеров». Оппозиционеры отлично помнят, кто такие Елена Мизулина, Ирина Яровая и прочие деятели, символизирующие путинский режим. Когда-то они были видными «яблочницами», а потом сменили окраску. В «Яблоке», в том числе и в Псковской области, подозрительно часто обнаруживаются люди, которые ради карьерных соображений готовы сменить партию.
Есть у «Яблока» и ещё одна особенность. В политсовет этой оппозиционной партии до сих пор входят люди, занимающие высокие руководящие посты в государстве (руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев). По всей видимости, Игорь Артемьев - знакомый Владимиру Путину по работе в Петербурге, - осуществляет связь «Яблока» с Кремлём.
Имеется в «Яблоке» и ещё одно достижение. Какая партия может похвастаться тем, что в тройку её лидеров на выборах в Госдуму входил человек, занимавший пост директора ФСБ? «Яблоко» - может. В 1999 г. депутатом от «Яблока» был избран Сергей Степашин. Он был директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации в 1994—1995 годах. Председателем Счётной палаты РФ Степашина в 2000 году назначили как раз тогда, когда он входил во фракцию «Яблоко».
О связях некоторых нынешних и бывших «яблочников» с ФСБ говорилось неоднократно. Но это не означает, что все члены этой партии и тем более сочувствующие только притворяются, что не любят путинский режим. Просто степень этой нелюбви может быть разная. Одни готовы искренне критиковать власть, рискуя здоровьем, свободой, а то и жизнью (среди депутатов от фракции «Яблоко» есть погибшие при загадочных обстоятельствах – например, Юрий Щекочихин). А другие предпочитают тихую оппозиционную гавань, стабильную партийную зарплату, офис в центре Москвы и смутные перспективы.
«Ну что же, - отозвался после съезда Антон Красовский. - Поздравляю членов т.н. партии "Яблоко". На пост председателя торжественно переизбран Вячеслав Викторович Володин».
О Володине сейчас многие вспоминают. Наиболее оригинально это выразил Олег Кашин: «Кремль наоборот, был максимально заинтересован именно в Шлосберге, а не в ком-то другом во главе "Яблока", и, может быть, сегодня Вячеслав Володин в своем кабинете уже орёт на кого-нибудь из своих подчинённых, проваливших задание. Да, разумеется, Шлосберг во главе "Яблока" идеально соответствовал бы интересам администрации президента…» (это он в том смысле, что Шлосбергу теперь не надо лицемерить и приспосабливаться).
Прокол может быть в том, что Слабунова - это не тот человек, который способен оттянуть голоса у партии ПАРНАС и команды Навального. Возможно, именно это имел в виду Андрей Горянов, когда написал: «Всё-таки партия Яблоко настаивает на том, чтобы быть скучной и беззубой».
Если ты скучный, беззубый и тебя постоянно обвиняют в спойлерстве (а ты слабо отнекиваешься), то изображать оппозицию очень трудно.
Однако у «Яблока» всё-таки остаётся шанс если и не войти в 2016 году в Госдуму, то хотя бы получить госфинансирование на следующе пять лет (для этого надо всего лишь набрать 3% голосов). Шлосберг ведь не хлопнул дверью, не ушёл, а наоборот – старается успокоить своих сторонников. Его фамилию, для соблазна оппозиционеров, могут даже включить в тройку лидеров партии – вслед за Явлинским и Слабуновой (если Володин разрешит).
Но это уже внутрипартийные дела, мало кому интересные.