(Продолжение. Начало в №№ 298-322) И Скатов вслух припомнил то, что он о богатырях знает. Ехал как-то в поезде и в руки попалась чужая книжка, забытая прежним пассажиром. Там было написало, что богатырь /"багадур"/ - означает храбрый воин. /Никита Андреевич ни храбрым, ни воином, конечно, не являлся и, главное, особенно к этому не стремился/. В религиях Кафиристана сохранился первоначальный смысл титула "богатырь".
Эта книга написана очень давно. Тогда я ещё преподавал историю и журналистикой не занимался. На гонорар от этой книги, полученной в одном московском издательстве, я купил свой первый компьютер, сканер и принтер. И продолжение, по просьбе издателей, писал уже не на печатной машинке, а на компьютере. Всё складывалось как нельзя лучше. Мне в издательстве показали обложку книги (она должна была выйти в двух вариантах – в твёрдом и мягком переплётах). Но потом всё резко изменилось. Издательство приостановило выпуск серии, в которой должен был выйти роман «Тень всех живых». Права на издание я уступил на два года, но когда стало понятно, что серия выходить не будет, издатель устно разрешил мне издавать роман там, гдё я пожелаю и даже прислал мне вёрстку книги. Но так получилось, что книга не издана до сих пор. Я занялся журналистикой, и тема «исторического детектива» меня уже мало интересовала. Эту книгу читали разве что некоторые мои коллеги по лицею и несколько близких мне людей. Кроме того, существует продолжение романа «Тень всех живых» (то самое, которое я написал по просьбе издательства. Называется – «Противоядие»). События этих двух романов разворачиваются с 1917 по 1941 годы. Предполагалось, что будет ещё и третий том, и действие этой пародийно-исторической эпопеи завершится в 1953 году. Но третьего тома уже точно не будет. Однако шесть частей, составляющие два романа, написаны. 1 часть – события накануне Октябрьской революции. 2 часть – Гражданская война, 1919 год. 3 часть – конец НЭПа, 1926 год. 4 часть – коллективизация. 5 часть – лето 1935 года, Ленинград. 6 часть – весна 1941 года (действие происходит на территории только что присоединённой Эстонии). Многое будет опубликовано в «Городской среде».
Автор.
ТЕНЬ ВСЕХ ЖИВЫХ
29
И Скатов вслух припомнил то, что он о богатырях знает. Ехал как-то в поезде и в руки попалась чужая книжка, забытая прежним пассажиром. Там было написало, что богатырь /"багадур"/ - означает храбрый воин. /Никита Андреевич ни храбрым, ни воином, конечно, не являлся и, главное, особенно к этому не стремился/. В религиях Кафиристана сохранился первоначальный смысл титула "богатырь". Право на него мог получить только тот, кто способен был доказать что убил четверых. Восемь убийств приносили титул дури-багадура, двенадцать - три-богадура. И для каждой из этих ступеней головной убор становился более пышным, за счет все новых и новых перьев фазана. Никите Андреевичу отчего-то казалось, что перья фазана ему не к лицу. И он перевел разговор на Лысуна.
- Рад был с вами поработать. Одному бы мне и за год было не справиться.
- Какое там, справились бы как миленькие.
- Не будем отпускать друг другу комплименты. Прибережем их для жен. Лучше скажите - узнали ли, по какой причине баня каждую ночь на огородах передвигается?
- Некогда, Никита Адреевич. Не до бани было.
- Ну, теперь время, думаю, найдется. Вот достанете со дна пруда перстень и выясните насчет бани. Не зря же жестянщик Сухопаров зрение портил...
- Надеюсь.
- А если времени не найдется... Пускай тогда этим занимается судебный участок. Шустров с Васильевым. С их-то профессионализмом. Я в свою очередь лишь выскажу предположение. Похожая странность случилась под Псковом году в одиннадцатом. Передвигался, правда, по ночам не сруб, а шалаш. Оказалось, таким образом, искали на чужом участке зарытый клад. Копали при свете фонаря. Ничего не находили и к утру ставили шалаш на первоначальное место. И так десять раз подряд. Но и там оказались наблюдательные люди.
- Хозяин?
- Соседи.
- И что - нашли клад?
- Нет. Потом уж хозяин весь огород в открытую перекопал. Ни малейших признаков клада.
- Буду иметь в виду. Только Шустрову с Васильевым я бы такое не доверил. Не справятся.
- Пожалуй. Пускай этим милиция занимается.
Чаевничание продолжилось. Однако одного чая показалось мало, и Лысун достал с полки кое-что покрепче.
- Ну что. Помянем, - вздохнул Скатов.
- Белова-Лобова?
- И его. И Кружкина, и того, второго, погибшего вместе с ним. До сих пор перед глазами сцена, как вы с Кружкиным из реки штангу достаете. Как он в холодную воду лезть не хочет. Знал бы, что его через несколько минут ожидает, он бы из этой воды век не вылазил.
- Помянем.
- Одно утешает - убийцу арестовали. И сидеть ему не один год.
Архип Лысун улыбнулся и его кривоватые передние зубы ярко сверкнули.
В тот вечер до Спасского Посада еще не дошло - союз больше¬виков с Временным правительством принес первые результаты. Из тюрем выпускались сторонники ленинской партии /Инициалы "Н.Л." в газете "Пролетарий" означали "Николай Ленин". Так в то время подписывался вождь большевиков Ульянов/. Даже такие как Троцкий оказались на свободе. Что уж говорить о персонах попроще. Об Афанасии Иванове или об Николае Лаврентьевиче Гранитном, например /Сколько было на свете Николаев. От отрекшегося царя до Николая Ленина, и какой из них более настоящий - неизвестно/. В любом случае, работы у Скатова и Лысуна прибавлялось.
30 августа
Совет солдатских, матросских и рабочих депутатов Асв-оландских укреплений - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Необходимо... взять всю полноту власти в свои руки и вступить в решительную борьбу с гидрой контрреволюции. Мы уверены, что Вы, лучшие люди России, поведете русский народ, который не боится никаких жертв, по тому пути, по которому революция не отступает, а утверждается и расширяет свои права на землю, волю и войну.
1 сентября
Из постановления Временного правительства
Мятеж генерала Корнилова подавлен. Но велика смута, внесенная им в ряды армии и страны. И снова великая опасность угрожает судьбе Родины и ее свободе...
Министр-председатель А.Ф.Керенский,
Министр юстиции А.С.Зарудный
Уважаемая Татьяна Дмитриевна!
С радостью сообщаю, что моя миссия в Берлине подошла к концу.
Теперь мне предстоит возвращение в Россию, где я не был с первого августа 1914 года. Так что надеюсь на скорую встречу.
Вы, безусловно, понимаете, что в трудные для России дни я не могу оставаться в стороне. О моей новой миссии я имею право высказаться только в нескольких словах. Мне поручено примирить враждебные силы внутри страны и не допустить начала гражданской войны и революции. Надеюсь, у меня получится.
Уважающий Вас Глеб Р.