Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Лунная коллекция

ШапоткинЭто тот случай, когда на выставку стоит прийти хотя бы для того, чтобы забыть о посещении предыдущих выставок, которые прошли или проходят в других галереях и музеях.

ИЗ-ПОД ПАНЦИРЯ («Псковская губерния»)


В работах Александра Шапоткина постоянно происходят какие-то метаморфозы


Семь лет назад, впервые увидев картины Александра Шапоткина, я написал, что «можно подумать, что они сделаны рукой человека, который долго жил где-нибудь в далеких Андах. А потом внезапно вернулся и увидел Родину «другими глазами». В то время для Печор и Пскова Александр Шапоткин был человек сравните

Но глядя на его новые работы, представленные в псковской художественной галерее «Дар», снова кажется, что он явился откуда-то из экзотического далека. У псковских художников обычно другой взгляд на действительность. И не просто другой, а противоположный.

Понятно, что на открытие этой выставки из псковских художников, кроме Игоря Иванюка, никто не явился. Это было честно. Если бы явились, то было бы странно.

«Скромнейший художник», - охарактеризовала Александра Шапоткина искусствовед Ольга Кошелькова. Но даже если бы она этого не сказала, было видно, что он не привык раздавать интервью и «популяризировать своё творчество». Не случайно же на его картинах так много улиток, скрывающихся в своих раковинах-панцирях. Он и сам, наверное, не прочь спрятаться в одной из таких раковин, - для того чтобы потом выйти и, без суеты, запечатлеть то, что увидел вокруг.Шапоткин

А видит он не совсем то, что остальные. Очень часто это происходит при лунном свете. С луной в работах Александра Шапоткина постоянно происходят какие-то метаморфозы.

На открытии выставки Александра Шапоткина попросили рассказать об улитках подробнее. Он стеснительно произнёс: «Когда я впервые приехал в Изборск, меня поразило обилие улиток. Мне их жалко было топтать… Я старался ступать очень осторожно. И чем больше наблюдал за ними, при этом любуясь изборской крепостью, вырастающей из тридцатиметровой известняковой скалы, тем яснее осознавал, из чего она, эта скала, – основание Изборска. Она такая, что буры ломаются. А ведь скала из этих же улиток не в последнюю очередь. Мы сами те же крохотные существа, закладывающие в духовную плиту свою частичку…»

Но улитки Шапоткина – это уже не привычные брюхоногие молюски со своими турбоспиральными раковинами, а сказочные персонажи. Почти жар-птицы какие-то. Ползают, но не удивлюсь, если однажды взлетят. Они в меру любопытны и без меры изящны.

Смотришь на картины Шапоткина, Шапоткина на них не старо-новый Изборск, а Изборск поднебесный. Подлунный.

Когда я спросил художника, какие бы книги он хотел проиллюстрировать, если бы ему предложили выбирать, то он после долгого раздумья ответил: Распутина, Астафьева… Если бы до этого дошли руки, то это точно был бы непривычный взгляд.

Вообще-то Александр Шапоткин – керамист, закончил Абрамцевское художественное училище, факультет керамики. Но чтобы увидеть его монументальную керамику, надо отправляться в Сибирь, допустим, в Красноярский музей. Здесь же, у нас, ничего монументального из его работ нет. Но зато монументально то, что он изображает. Под всем этим чувствуется тридцатиметровая скала.Шапоткин

Как было сказано на открытии, «в маленьких залах с живописью Шапоткина можно творить чудеса». Это потому, что в этот момент маленькие залы перестают быть маленькими. Пространство расширяется за счёт «Спящей луны», «Птицы Сето», «Чёрной луны», изборских белых ночей…

Изборские белые ночи в феврале смотрятся вызывающе.

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий