Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

С подвохом

ФестивальНезадолго до пушкинского театрального фестиваля я задал главному режиссёру псковского драмтеатра Александру Кладько вопрос, который некоторые сочли провокационным. Вопрос звучал так: «В программе псковского фестиваля есть спектакли из Гродно, Тюмени, Таллина, Москвы, Петербурга… Каков вклад в фестиваль труппы псковского театра?»

Александр Кладько ответил, что надо действовать без спешки, а для начала понять – что происходит в труппе. Но не исключил, что в следующий раз псковский драмтеатр всё-таки будет на фестивале представлен.

Вопрос о «вкладе театра» - это мучительный и почти вечный вопрос. В позапрошлом году наши показывали «Графа Нулина», в прошлом – спектакли по пушкинским сказкам. И не было уверенности, что это было уместно. Форма была соблюдена, а к содержанию возникли вопросы. Бывает так, что действительно лучше стоять в стороне и не вмешиваться. Позора меньше. При режиссёре Вадиме Радуне тоже бывало, что спектакли псковского театра лишь оттеняли произведения мастеров. По контрасту с псковскими спектаклями, постановки других участников казались чем-то особенным.

Вопрос о «вкладе театра» был задан главному режиссёру, но глава театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев не удержался и тоже ответил: «Это же вопрос с подвохом? Я же знаю, что это вопрос с подвохом. Вы хотите, чтобы он за два месяца слепил показуху?»

Хочу ли я, чтобы Кладько за два месяца «слепил показуху»? Вряд ли. Но, похоже, есть люди, уверенные в том, что все журналисты заранее получают инструкции, кого и за что «пнуть». Интересно, кто инструктировал меня? Шлосберг, что ли? Или, может быть, Обама?

Дмитрий Месхиев, услышав вопрос о «вкладе в фестиваль труппы псковского театра», почему-то воспринял этов свой адрес и прямо на пресс-конференции вспомнил какой-то материал, который опубликовала «Псковская губерния». « Про меня написали такое! – воскликнул он. - Это не журналистика!» Он не уточнил, какая статья имелась в виду. Возможно, октябрьский текст Оксаны Ермошиной «Режиссёр Сергей Снежкин: «Месхиев оставил руины».
http://gubernia.pskovregion.org/number_762/07.phpФестиваль

Кто же виноват, что председатель Союза кинематографистов Санкт-Петербурга кинорежиссёр Снежкин считает, что его предшественник Месхиев «разрушил городской Союз кинематографистов – сделал его банкротом»? Дмитрий Месхиев, судя по всему, так не считает. Каждый остаётся при своём мнении, а следствие, может быть, поможет нам понять, кто кого довёл до банкротства. Но прямого отношения к пушкинскому театральному фестивалю это не имеет. Страсти вокруг театрального фестиваля кипят в любом случае – независимо от того, кто определяет его политику. Рецептер, Сенин, Месхиев или кто-то ещё. Так происходит уже много лет. Но итог всегда примерно один и тот же: на один приличный спектакль приходится несколько спектаклей необязательных. И это хороший результат.

Организаторы нынешнего ХХIII фестиваля рассказали о том, в чём его концепция: спектакли должны быть на все вкусы. Так оно и произошло. Достаточно вспомнить спектакль театра «Лицедеи» «Золоушка@Бал» (это было что-то среднее между Петросяном и Галустяном, народу понравилось). Но был и спектакль «Никошенька» петербургского театра «Цех» (на момент написания этой статьи прошло пять дней фестиваля, и «Никошенька» про молодого Гоголя, на мой взгляд, лучшее, что было показано в Пскове в этом году).Фестиваль

Когда нынешний фестиваль открылся, стало понятно, что в избитой фразе «Пушкин наше всё» упор сделан на последнем слове. Раз Пушкин – всё, то, что на пушкинском фестивале ни покажи, всё равно это будет о Пушкине.

Клоунаду «Золоушка@Бал» по Шарлю Перро, мелодраму «Пять вечеров» по Володину, «Мольер» по БулгаковуЧехов, Толстой, Достоевский, Гоголь… Всё равно на выходе получается Пушкин. Стреляешь в «молоко», а попадаешь в «десятку». Если исходить из этого, то нынешний театральный фестиваль всё равно пушкинский.

И всё же одна существенная вещь на глазах была в Пскове утрачена. Исчезли творческие лаборатории с их обсуждениями спектаклей. Началось это ещё при Василии Сенине, но тогда всё же обсуждения иногда возникали – как в случае с «Евгением Онегиным» Тимофея Кулябина. В тот раз в переполненном медиахоле до полуночи говорили о только что увиденной постановке. Разговор шёл в присутствии режиссёра, новосибирской труппы, театральных критиков, зрителей… Теперь ничего такого нет. О Пушкине даже на лекциях вспоминали не часто. На лекции Иосифа Райхельгауза чьи только имена не звучали: Чубайса, Проханова, Гордона, Соловьёва… Пушкин как-то к слову не пришёлся. Хотя сама лекция оказалась очень интересна и напомнила лекцию другого режиссёра-одессита – Михаила ФестивальЛевитина, чьи выступления было слушать ещё интереснее, чем смотреть его спектакли.

Когда Райхельгауз появился перед публикой, то сразу предупредил: «У меня очень плохой характер». И в качестве доказательства принялся пересаживать слушателей лекции. «Вы на нас давите!» - раздалось из зала.

Да, Райхельгауз давил. Своё не слишком радужное настроение он объяснил несколькими причинами, одна из которых – размещение в не слишком хорошей гостинице, по его словам – «советской», то есть с дежурными по этажам и тому подобным. Что ж, подобные жалобы от именитых гастролёров приходится слушать много лет подряд. То кого-то рано утром разбудят громкие голоса горничных при пересменке, то неприятные запахи потревожат. Однако больше всего московского режиссёра поразил собственно наш театр.

Свою лекцию он начал со слов: «Сразу видно, что в театре нет художественного руководителя… Помещение превращено в полусклад-полусвалку…» Хотя, вроде бы, формально художественный руководитель имеется. Мы ещё не забыли его фамилию: Козлов. Григорий Козлов. Мы даже помним, как он выглядит. Он появлялся в театре вместе с Андреем Турчаком – в августе 2015 года. Это трудно забыть.

Была надежда увидеть и услышать его ещё раз – через полгода, 9 февраля на творческой встрече. Но её вдруг отменили (позднее выяснилось – перенесли). Как до этого отменили объявленную встречу с композитором Юрием Красавиным, а до этого – встречу с кинорежиссёром Юрием Быковым.

Этот фестиваль стал фестивалем отменённых и перенесённых встреч.Фестиваль

В день показа эстрадного шоу «Золошка@Бал» в медиахолле артист «Лицедеев» Анвар Либабов (он же Анвар Зладокудрый) провёл так называемый мастер-класс для детей. Вершиной занятия стала фраза, сказанная Либабовым: «Это сложно… Педагоги вам всё расскажут»).

Такое действительно может произойти. Дети вернутся в свои театральные студии, и им расскажут. Если найдется тот, кто способен рассказать.

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий