Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
32 33 34 35 36 37 38 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Меланхолический театр

Вальс вдохновенияОформление выставок – это особое искусство. Бывает так, что работы хороши, но преподнесено это только чтобы отвязаться. С выставкой «Вальс вдохновения» всё получилось как надо и даже лучше. Что же касается кукол… Чувства они вызывают противоречивые.

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ВАЛЬС («Псковская губерния»)


Рижский частный музей искусства кукол, кочующий по разным городам и странам, - это масштабная игра в куклы, в которую вовлекаются тысячи людей

У выставки кукол, открывшейся в Псковском музее-заповеднике, есть свой саундтрек: «Меланхолический вальс» Эмилса Дарзиньша. Название выставки Инары Лиепы «Вальс вдохновения» имеет прямое отношение к этой пьесе латвийского композитора начала прошлого века. Инара Лиепа пояснила, что свои романтические куклы, представленные на псковской выставке, она создавала раз за разом переслушивая именно это произведение.

В Псковском музее-заповеднике мне рассказали, что предыдущую – итальянскую - выставку оживил маленький паучок, поселившийся в одной из брутальных металлических скульптур Массимо Гьотти.

Латвийская выставка «Вальс вдохновения» в дополнительном оживлении не нуждается. Но если среди кукол, допустим, поселится бабочка, я не удивлюсь. Пришлось даже проверить сачок одной из кукол: нет ли уже сейчас там живой бабочки?Вальс вдохновения

Бабочки не было, хотя… Достаточно взглянуть на названия работ Инары Лиепы («Мечтатель», «Танец света», «Вальс вдохновения», «Бабочка», «Лесная фея»), чтобы понять – какое настроение несёт «Меланхолический вальс».
Воздушное настроение. Полёт фантазии обращён в прошлое, когда дамы ходили в замысловатых кружевных платьях и шляпках, и мужчины от них не отставали.

В трёх музейных залах воссоздаётся атмосфера сказочного бала. На стенах развешаны большие принты старинных открыток и фотографий (в раннесоветское время их называли бы «мещанскими»), а в первом зале установлены пять маленьких «песочниц». Вокруг них, прежде всего, сосредоточились дети. Они с любопытством водили ладонями по песку, рассыпанному на подсвеченном стекле. Из-под стекла проступали Вальс вдохновенияразные «секреты» - часы, фарфоровые слоники, брошки, расшитые носовые платочки…

В нашем детстве малыши тоже играли в «секреты» в песочницах, пряча за разноцветными бутылочными стеклышками фантики, блёстки и камешки. Одни прятали, другие находили. Или не находили.

Инара Лиепа захотела, чтобы посетители выставки «раскрыли пять секретов». Это была любимая игра её детства. «Надо такую игру продолжать», - говорит она.

Такое пожелание можно понимать расширительно. Продолжение игры – это не только слоники в «песочницах». Рижский передвижной Музей искусства кукол, кочующий по разным городам и странам, - это масштабная игра в куклы, в которую вовлекаются тысячи людей - музейные сотрудники, дипломаты, посетители музея… Это материализация осколков прошлого, а иногда и причудливых девичьих снов.

Во втором зале на тумбе рядом с вазой ландышей и летней шляпой лежит белая мужская сорочка. На ней есть старинная отметка, свидетельствующая, что эта сорочка попала в Псков из старой Риги. Она была куплена как раз по тому адресу, где много лет спустя на некоторое время поселился рижский Музей искусства кукол. В новом тысячелетии какой-то пскович выставил изВальс вдохновения дома два старых чемодана с ненужным бельём, тем самым «расправившись» с прошлым. Но полноценной «расправы» не получилось. Мимо проходила псковский художник и фотограф Татьяна Данилова. Она в те чемоданы заглянула…

В итоге белая мужская сорочка, купленная в довоенной Риге, оказалась не на свалке, а в музее – во втором зале, как раз рядом с изображением автора «Меланхолического вальса» Эмилса Дарзиньша.

Но на этой выставке отчётливо ощущается не только вызывающие умиление привкус ретро и сказочная сладковатая романтика.

Вальс всё-таки не какой-нибудь, а меланхолический. Так что минорных нот было не избежать. Дарзиньш – фигура трагическая. Он прожил короткую жизнь – попал под поезд в 1910 году. Возможно, покончил жизнь самоубийством. Большинство современных ему музыкальных критиков от произведений Дарзиньша были не в восторге. Жившие в России композиторы «Меланхолический вальс» восприняли по-разному. Ян Сибелиус дал отрицательный отзыв, Александр Глазунов – положительный. Своё отношение высказал и сам автор. Партитуру «Меланхолического вальса» он уничтожил. Но вальс не пропал. Партитуру восстановили. На открытии псковской выставки он прозвучал. Грусть оказалась светлая.

***
Куклы, представленные на выставке, сделаны из паперклея («бумажной глины») и материала acrylic one (литьевого композитного материала на основе водорастворимых акриловых смол). Из acrylic one делают декорации, макеты… Оказывается, из него делают ещё и куклы, которые выглядят так, словно они прилетели из далёкого прошлого. Побудут здесь немного, и улетят обратно.

Фото автора.

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий