Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Через край

ЦеретелиЗураб Церетели стал президентом Российской академии художеств намного раньше, чем гражданином России (гражданство он получил за «особые заслуги»). Имеются ли у Церетели особые заслуги? Думаю - да. Он самый видный художник и скульптор современности. В прямом смысле слова. Его произведения видны издали. И слышны. Даже если вы их не видели воочию, то наверняка о них слышали (восторги или проклятья).

ИСКУШЕНИЕ МАСШТАБОМ «Псковская губерния»)

Сколько у Зураба Церетели картин, столько автопортретов. Хотя ни одного автопортрета, вроде бы, на псковской выставке нет

Спрашивают: «Так приехал Зураб Церетели на открытие своей выставки в Псков или нет?» Считайте, что приехал. То есть физически он был где-то в другом месте, но казалось, что в выставочном зале Псковского музея-заповедника он всё-таки присутствовал. И присутствует до сих пор, потому что выставка открылась в День города - 23 июля 2016 года. «Церетели здесь всюду, - как выразился один художник. - В каждом углу».

1.     Прикосновение

Всё так и есть. Сколько картин, столько автопортретов. Хотя ни одного автопортрета, вроде бы, нет. Но широкая натура Зураба Церетели чувствуется не только в каждой картине, но и в каждом цветке на картине, в каждом лепестке.


Я не видел, чтобы у картин какого-либо другого художника, выставляемого в псковских галереях, посетители делали столько селфи. Они фотографировались не с понравившимися картинами, а со знаменитостью. Или с тем, к чему знаменитость прикоснулась.


Церетели не просто скульптор или художник. Он поп-звезда. Поп-академик. Поп-президент. И как любой поп-звезде - любой скандал ему только на пользу.Церетели


И когда появилась информация о том, что в Пскове всё-таки покажут выставку Церетели, недовольные нашлись сразу, имея в виду, что там, где Церетели, там гигантомания.


В действительности, это не совсем так. Достаточно дойти до псковской гостиницы «Рижская», у которой тринадцать лет назад установили статую княгини Ольги работы Зураба Церетели. Помню, когда объявили, что Псков от Церетели получит дар, многие псковичи встревожились. Не будет ли дарёная статуя выше Троицкого собора? Но знаменитый скульптор смилостивился. Памятник оказался небольшим, почти карманным. Мы видим княгиню-воительницу - с мечом. Хорошо, что не на вздыбленном коне.

2.     Энергоресуры

В 1964 году Зураб Церетели оказался в парижской мастерской Пабло Пикассо. Пикассо предрёк тогда грузинскому художнику большое будущее («глубоко чувствует цвет, обобщает форму, работает в традициях Пиросмани»). Особенность Зураба Церетели в том, что он постмодернист, и это значит, что его как художника этика, видимо, волнует меньше всего. Его интересует форма, цвет... А изваять он может что угодно и кого угодно - хоть клоуна, хоть папу Римского. И это будут равноценные фигуры. Ни кому он не отдаст предпочтения. Отсюда и послужной список его скульптур: Жириновский, Атос, Христос, Арамис, Портос, Путин, Высоцкий, Сергей Михалков, Пастернак, де Голль, Ахматова, Пётр I, Сталин, Рузвельт, Черчилль, Маленький Принц, Колумб, Лужков, Иоанн-Павел II, Чарли Чаплин, Табаков, Ахмат Кадыров... Он кого хочешь изваяет. И награды у него такие же - от ордена Почётного легиона до ордена имени Ахмата Кадырова.


Из всех творений мне больше всего запомнился его Высоцкий - тот, что с головой лошади у правой коленки, с огромной правой рукой и, главное, с православными куполами за спиной (они там, словно стрелы в колчане). Образцовый китч, выставленный в Москве. Скульптуре «Путин в кимоно» до него далеко.


Постмодернист должен быть всеяден, но это не говорит об отсутствии индивидуальности.


ЦеретелиЦеретели, безусловно, узнаваем. Достаточно пройтись по трём псковским залам и вглядеться в живопись и скульптурные рельефы. Много-много ярких красок, обязательные лица с толстыми губами, большие руки (такая же рука у княгини Ольги, стоящей в Пскове на Рижском проспекте). Это и есть Церетели, о котором в день открытия было сказано много тёплых слов. Дело в том, что сотрудники псковского музея, включая нынешнего директора Юрия Киселёва, принимали участие в воссоздании Храма Христа Спасителя (Церетели руководил завершением воссоздания этого храма). Директор Псковского музея-заповедника запомнил Церетели «человеком неуёмной энергии, работающим с утра до вечера». Другие подтвердили: «Заряжен энергией, как молодой человек, откуда что берётся - непонятно».
С этим никто не спорит. Церетели до сих пор, в 82 года, работает как заведённый. Не у всех стран и городов хватает силы воли отказаться от его скульптурных даров и инсталляций.


Евгений Ромашко - советник президента Российской академии художеств, которой Церетели руководит, - сказал, что «легче перечислить, в каких городах не было его выставок». Теперь вот первая персональная выставка открылась и в Пскове. Один из организаторов выставки Николай Москалёв на открытии задался вопросом: «Опять Церетели? Говорят, что его много... Но это - масштабная личность. Везде его принимают, везде его понимают...»


Да, везде, но не всегда и не все. Было бы удивительно, если бы и в Пскове не нашлись те, кто сказал, что показанные работы к искусству отношения не имеют («яркая мазня»).

Через край


Главная особенность Церетели - его избыточность. То, что он делает - всё-таки искусство, но оно непременно должно бить через край. Большинство его произведений словно бы вываливаются из рам, заполняя всё пространство. В них нет воздуха, неба, но в них определённо чувствуется автор. При этом знатоки поблагодарили организаторов за «хороший костюм», в смысле - за грамотное оформление выставочного пространства. Иногда бывает, выставки оформляются небрежно. На этот раз с оформлением было всё в порядке. Справа броские живописные работы, слева - семь бронзовых скульптурных рельефов. О бронзовых рельефах не скажешь, что это «яркая мазня». Они ведь бронзовые: «Молочница Полина», «В мечтах», «Ожидание», «Искушение», «Опять расставание»... Ноги как руки, руки как ноги... Это всё что угодно, только не реализм. Относиться с Церетели как к реалисту непраЦеретеливильно. Это неопримитивизм и в то же время эклектика, цитирование... Бывает, такое именуют странным термином «поставангард». Имеется в виду, что в 20-30 годы существовал русский авангард, а в 50-60-е появился «поставангард»: «постсюрреализм», «новые дикие», «новый конструктивизм»... И Церетели где-то здесь поблизости.


 На первый взгляд, парадокс в том, что именно он в 90-е годы оказался вблизи архаичного московского градоначальника Юрия Лужкова. Постмодернисту Церетели было не так трудно приспособить свои вкусы к вкусам Лужкова не только потому, что немолодой искушённый Зураб Церетели знает подход к власть имущим. Просто вся российская власть последних лет двадцати пяти такая же эклектичная. В головах больших начальников смешалось всё со всем. Пушкин и Путин, Ленин и Николай II, жертвы, палачи,  князья, большевистские комиссары, священники. Всё со всем совместимо и друг другу не противоречит. И в этом смысле Церетели - главный художник эпохи. Его искусство агрессивно, то есть не укладывается в границы. Переходит через границы в наступление. Кажется, что ему планеты Земля уже становится мало.
***
Юрий Киселёв на открытии выставки подошёл ко мне и сказал: «Согласитесь, что это знаковое для Пскова событие».

Соглашаюсь. Знаковое.

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий