Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Если у вас есть идея

Будимир Ворошилов в ПсковеПосле того, как Будимир Ворошилов в прошедшие выходные прочитал две лекции в псковском драмтеатре, он вернулся к себе в Петербург, а мысленно - наоборот, вернулся в Псков десятилетней давности. Оказывается, он вместе с братом, тоже музыкантом, тогда выступал в Пскове. Их поселили в Пскове в общежитие музыкального училища. Воспоминания Будимира Ворошилова о Пскове образца ноября 2006 года уложились в три строки: «В общежитии было холодно, гадко. Появилось ощущение провала и обмана. Город также оставил скверные впечатления: грязь, перемешанная со снегом, измученные лица прохожих, всюду мусор».

Нынешние впечатления Будимира Ворошилова совершенно иные (снега нет?). И причин здесь, на мой взгляд, несколько. Во-первых, в прошлый раз братья приезжали сюда как музыканты симфонического оркестра со всеми особенностями такого статуса (в нормальных условиях размещают только «звёзд», да и то не всех). Сегодня Будимир Ворошилов к музыке отношения не имеет - создаёт фаблабы, читает лекции... В Пскове он не как рядовой гастролёр, а как некий статусный человек, вписанный в проект «Ветка». Ему здесь организовали хорошее жильё, досуг, условия работы... Если бы в этом же статусе Будимир Ворошилов приехал в Псков 2006 году, то вряд ли бы потом написал про «ощущение провала и обмана».

В сентябре 2016 года у него от Пскова другие впечатления: «По приезду в город, я сразу понял, что у города появился заботливый хозяин. Чистые улицы, качественный ландшафтный дизайн, жизнерадостные люди, много умных и смелых решений по благоустройству, прекрасная набережная! Город чем-то напомнил мне Таллин...»

Будимир Ворошилов написал: «От экскурсоводов в псковском Кремле я узнал так много нового и интересного, что теперь готов иначе взглянуть на историю России». Скорее всего, 10 лет назад он просто не ходил псковский музей-заповедник и Кремль. Иначе бы на историю России он взглянул иначе уже тогда.

Это очень хорошо, что у ещё одного человека изменилось отношение к Пскову. Но в то же время восторженные слова вроде того что «у города появился заботливый хозяин» наводят на мысль о том, что выходные в Пскове - это слишком мало, чтобы понять особенности нашего города. Отзыв Будимира Ворошилова похож на рекламный блок, где он не забывает сообщить о партнёрах проекта «Ветка» (транспортной кампании, ресторане...). Впечатления у Будимира Ворошилова такие: «Оказывается, за символические деньги до Пскова можно доехать на микроавтобусе компании «М...» . Или «М...» - удивительное заведение в центре города с весьма экспериментальным гастрономическим меню. Тут хочется попробовать всё! За три дня во Пскове удалось изучить только четверть меню».

Выглядит это как текст завлекательного характера, написанный по просьбе организаторов.

Что же касается самих лекций, то жаль, что библиотекарей на них было мало. Всё-таки, Будимир Ворошилов в последние годы работает именно в петербургских библиотеках, оживляя и преображая их. Причём не столь важно, где эти библиотеки находятся - в центре на Лиговском или в Купчино. Если за дело взяться умело и нестандартно, то народ будет съезжаться на другой конец города. Перемены начинаются обычно с изменения дизайна.  Решительно меняется пространство. Стряхивается «пыль веков». Но это всего лишь полдела. Я бывал в новомодных библиотеках, где дизайн устремлён в будущее, а люди всё равно пребывают в каком-то вечном сталинском Советском Союзе (интересно, что дело происходило совсем не в России). Если у человека в голове живёт маленький Сталин или Путин, то новомодный  дизайн не поможет. Тем не менее, очевидно, что дизайн большинства псковских библиотек настолько нехорош и в плохом смысле старомоден, что находиться в таких библиотеках неуютно.

Хотелось бы думать, что приезд Будимира Ворошилова всё-таки псковскими библиотекарями был замечен и какие-то перемены к лучшему в Пскове всё же произойдут. И не только в дизайне.

 

СОЗДАНИЕ ВСЕГО  НА СВЕТЕ («Псковская губерния»)Будимир Ворошилов

Будимир Ворошилов: «Мы имели право раскачивать библиотечную систему, действуя как революционеры. И вдруг библиотеки наполнились людьми».

Если вам некогда читать всю статью, то можно ограничиться прочтением одной фразы, которую произнёс выступивший в псковском драмтеатре Будимир Ворошилов: «Если у вас есть идея, но нет денег, то вы намного богаче того, у кого есть деньги, но нет идеи».

Будимир Ворошилов[1] - скрипач с консерваторским образованием. Но за два вечера в Пскове он не сделал ни одной попытки сыграть на скрипке. Да и скрипки никакой не было, впрочем, как и разочарованных. Скрипичного концерта никто не обещал. Зато обещали лекцию со странным названием «Создание всего. Что Такое DIY-движение?».


«Создание всего» - звучит вызывающе. Но Будимир Ворошилов объяснил, что «сложные вещи состоят из чего-то простого», и постарался просто рассказать о сложном. До него просто о сложных и не очень сложных вещах на лекциях проекта «Ветка» в Пскове говорили другие гости из Петербурга.[2] Перед первой из двух лекций Будимир Ворошилов (бородатый парень в футболке UP!DEAD!UP) сразу предупредил: «К сожалению, сегодня будет много нерусских слов». В последующие два часа чаще всего звучали два нерусских термина: Fab lab[3] и Makerspace.[4] Кто-то из публики предложил русскоязычную замену: «Сделай сам». Можно было бы ещё предложить: кружок «Умелые руки». Это почти то же самое.


DIY - сокращение от Do It Yourself  («сделай это сам»). Движение зародилось в США в середине прошлого века. Обычно пишут, что расцвет движения пришёлся на 80-е годы, но с этим можно поспорить. В те годы не существовало 3D-принтеров и прочих чудес. Сейчас всё это есть. Энтузиасты собираются в каких-то гаражах и ангарах и изготовляют своими руками всё что угодно. Мебель, велосипеды, протезы... Или взять ещё одно модное явление - создание средства передвижения под названием cyclekart. Штука напоминает игрушечную машинку, только больших размеров. Работает на генераторе. Когда движется по улице, то кажется, что ты перенёсся в конец XIX века - в эпоху первых авто.


В первый вечер Будимир Ворошилов во время чтения лекции собрал из подручных материалов напольный светильник-журавль, для чего использовал металлическую банку, три деревяшки, уголки, патрон, выключатель и шнур. Орудовал, в основном, шуруповёртом. Изготовление заняло минут двадцать (театральная галерея «Цех» оправдала своё название). Концовка лекции проходила уже при свете только что созданного светильника-софита. Похожий светильник уже несколько дней стоит у Будимира Ворошилова дома - возле стола, который он тоже сделал сам. «Каждый день, когда сажусь за свой стол, получаю удовольствие, - пояснил лектор. - Это сделало мою жизнь немного лучше». Но дело не только в том, что люди используют вещи, созданные ими самими. В магазинах есть удобная мебель, велосипеды, одежда... Не обязательно из принципа всё делать своими руками. Важно общение, социализация... Возникает сообщество, которому государство идёт навстречу, выделяя немалые суммы на покупку станков. Если человек то же самое делает один в своём собственном гараже, то это не Fab lab. Fab lab - это когда любой желающий может прийти и воспользоваться швейной машинкой, лазером или 3D-принтером... Попутно приобретается профессия. Fab labы начинают приносить доход, в них вкладываются инвесторы. В последнее время в моду входит создание электровелосипедов - футуристического вида машин, похожих на гоночные мотоциклы. «Когда человек трудится - это всегда приятно», - произнёс Будимир Ворошилов и продемонстрировал фотографии Fab labов, созданных им самим. На экране возник собранный Будимиром Ворошиловым велосипед. Понятно, что такой в магазине не купишь.
Особенность в том, что в Петербурге такого рода проекты возникают не где-нибудь, а в библиотеках.


На своей второй лекции  под названием «Открытые мастерские. Опыт модернизации библиотечного пространства» Будимир Ворошилов рассказал о том, как участвовал в преображении петербургских библиотек - «Библиотеки Гоголя», «Фабрики Фрунзе», библиотеки «Ржевская»... Похожие библиотечные пространства я видел в Швеции, Финляндии, Латвии... Оказывается, это уже есть в России, но пока не в Пскове.


...Создание офортов, робототехника, столярное дело, флористика, художественный текстиль, 3D-краеведение, физические фокусы вроде подзарядки смартфонов от 10-14 картофелин, праздник гигантских пузырей, кубики Рубика... Это всё хорошо. Но как быть с чтением? Не дожидаясь моего вопроса, Будимир Ворошилов объяснил всем, что для него библиотека - это место для получения информации, и совершенно неважно, с помощью чего и кого человек эту информацию получает - из книги, от преподавателя, специалиста-лектора («можно лекцию напечатать и издать - и тогда будет вам книга»)... То, что сегодня создают Будимир Ворошилов и его коллеги, - это вечное движение. Вместо скучного усыпляющего пространства постоянно создаётся нечто новое. Например, зал-трансформер, в который человек приходит и меняет пространство. «Мы имели право раскачивать библиотечную систему, действуя как революционеры, - рассказал Будимир Ворошилов. - И вдруг библиотеки наполнились людьми. Библиотеки отвыкли от такого уровня коммуникации».


Попутно петербургский лектор заглянул в сентябрьский план псковской централизованной библиотечной системы. Некоторые пункты, типа лекции «Террор на пороге», его немного озадачили («какие-то лобовые названия, я бы на такую лекцию не пошёл»). Пришедшие на лекцию псковские библиотекари подтвердили, что это в порядке вещей, когда начальство обязует библиотекарей «срочно бороться с террором, пьянством или заниматься патриотизмом». Для отчётности это, может быть, и хорошо, но далеко на этом вряд ли уедешь - в отличие от электровелосипеда или циклекарта.

Фото автора.

 

 


[1] В прошлом работал гастрольным менеджером в Санкт‐Петербургском ТЮЗе и театре «Буфф», принимал участие в театральном фестивале режиссера Андрея Могучего «ТПАМ 2012», по окончании которого вошел в состав театральной инициативной группы, после чего выступил в роли продюсера спектакля, вошедшего в программу открытия новой (малой) сцены Александринского театра.

[2] См.: А. Семёнов. Обменный пункт // «ПГ», №27 (799) от 20-26 июля 2016 г.; А. Семёнов.  Счастливый билет // «ПГ», №28 (800) от 27 июля- 2 августа 2016; А. Семёнов. Оживление без согласования // «ПГ», №30 (802) от 10-16 августа 2016 г.; А. Семёнов. Волшебный фонарь // «ПГ», №32 (804) от 24-30 августа 2016; А. Семёнов. Связь с реальностью // «ПГ», № 33 (805) от 31 августа - 6 сентября 2016.

[3] Fab lab (англ. fabrication laboratory) - это небольшая мастерская с набором универсальных инструментов, предлагающая участникам возможность изготавливать необходимые им детали.

[4] Makerspace - формат креативных пространств-мастерских, место для воплощения идей, проведения экспериментов, изучения, применения на практике и оттачивания новых навыков и для интересного общения.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий