Чем истинная жизнь отличается от подлинной

Арсений СемёновЧем больше в мире становится фотоаппаратов, тем безответственнее становятся фотографы и тем дальше фотография отдаляется от искусства. И всё же, если сделать над собой усилие, то ответственность за захваченную врасплох реальность можно вернуть.

ВОЗВРАТНЫЙ МЕХАНИЗМ («Псковская губерния»)

Если знать дорогу, до прошлого можно добраться очень быстро

Первым делом я стал сравнивать два перевода книги Владимира Набокова The Real Life of Sebastian Knight - привычный перевод Сергея Ильина («Подлинная жизнь Себастьяна Найта») и перевод Геннадия Барабтарло («Истинная жизнь Севастьяна Найта»). Причина в том, что персональная выставка фотохудожника Арсения Семёнова «Возвращение», проходящая в Выставочном зале Псковского отделения Союза художников России, начинается с фотографии, которая попала на обложку книги «Истинная жизнь Севастьяна Найта», вышедшей в издательстве «Азбука».

Этот роман Владимира Набокова для меня давно и прочно ассоциируется с фотографиями. Так что когда в 2014 году мы издавали роман «Копи царя Салтана», то эпиграфом я, конечно же, взял цитату из романа «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» («Автору, пишущему вымышленную биографию, требуются фотографии джентльмена...» и т.д.).Так что нет ничего удивительного, что редакторы «Азбуки» тоже захотели поместить на обложку книги «Истинная жизнь Севастьяна Найта» фото некоего джентльмена. Но почему обратились к Арсению Семёнову? Такой вопрос я задал своему однофамильцу Арсению Семёнову, которого не видел с 2005 года - с тех пор, как закончил преподавать историю в Псковском техническом лицее, в котором он тогда учился.Истинная жизнь


«Со мной связались из издательства «Азбука» и попросили фотографию для обложки, - ответил Арсений Семёнов. - Я естественно согласился - как только узнал, что это за автор». - «А кто на фотографии?» - «Это мой друг - питерский кавээнщик»...
КВН возник в этой истории не случайно, хотя, казалось бы, нет ничего дальше от творчества Набокова, чем КВН.


Дело в том, что всерьёз заниматься фотографией Арсений Семёнов начал благодаря Александру Иванову[1]- создателю псковской творческой компании «Астра Видео», одному из создателей кавээновского движения в Псковской области. «Благодаря ему, - уточнил Арсений Семёнов, - и благодаря Денису Высоцкому, который в Псковском техническом лицее меня туда затащил, я пошёл в КВН. И ещё благодаря Андрею Стрелину, которого вы когда-то тренировали... Далее я снимал для друзей, но Александр Витальевич в школьном лагере приметил меня с фотоаппаратом, придумал фотопроект, который теперь в этом лагере каждый год, и заставил меня снимать. Сначала мне не нравилось, а потом втянулся...». - «Когда это было?» - «Это был 2006 год». - «И с той поры вы фотографируете не останавливаясь?» - «Да». - «Этим зарабатываете на жизнь?» - «Я зарабатываю на победах в фотоконкурсах. Изредка снимаю свадьбы - раза два в год».
Благодаря победам на конкурсах, в том числе международных, фотографии Арсения Семёнова стали популярны в интернете, что рано или поздно должно было закончиться персональной выставкой в Пскове (автор живёт в Петербурге).


«Это первая персональная выставка?» - «Одна персональная была давно в Петербурге - на открытии фотостудии. А так обычно они сАрсений Семёнововместные...». «Сколько стран попали в объектив?» - «Три. Россия, Франция - Париж и несколько фотографий из Италии». - « Посетители выставки спорят - где коллажи, где фотошоп... Никак не могут разобраться». - «Здесь только на нескольких фотографиях фотоколлажи. Для многих фотографий фотошоп нужен только для того, чтобы добавить глубины, которой не может добавить оптика».


Мы подошли к одной из самых заметных фотографий выставки. Фотография называется «Ремонт теплотрассы во время Крещенских купаний». Пришлось уточнить у автора: «Это ваши цветовые фантазии?» - «Нет, я только чуть добавил яркость».


Арсений Семёнов - сын псковского художника Сергея Семёнова.[2] На открытии выставки «Возвращение» Сергей Семёнов сказал: «У него была выставка задумана, как чёрно-белое кино и мы его уговорили на цветное паспарту, на цветное оформление работ. И когда мы начали вешать, я понял - мы ошиблись, чёрно-белое оформление было намного выразительней и давало глубину и окно в другой мир, космос».


Да, возможно чёрно-белые фотографии были бы выразительнее, но «Ремонт теплотрассы во время Крещенских купаний» - особый случай.  Такой эффект возникает только при цвете. Как будто сказка соединяется с былью.


Для первой персональной выставки название «Возвращение» не самое привычное. Куда возвращение? В Псков? Возвращение к репортажной съёмке?


«Я стал пробовать отойти от близких до этого постановочных съемок к репортажным, чтобы снова разжечь желание фотографировать, - объяснил Арсений Семенов. - Но в то же время стал подходить к мысли, что нужно пересмотреть всё то, что было сделано ранее. С декабря 2015 года я отсматривал и переделывал все свои лучшие фотографии, которые сделал за 10 лет. Хотелось вернуться, снова радовать и удивлять зрителей тем, что, как мне кажется, удаётся мне лучше всего».


С тех пор, как региональное отделение Союза художников стало сотрудничать с Фондом Волошина, выставочная жизнь оживилась. На открытии присутствует столько народу, что приходится возвращаться в выставочный зал на следующий день, чтобы как следует рассмотреть работы в более спокойной обстановке. «Возвращение» - это как раз то, к чему хочется вернуться. В спокойной обстановке - без джазовой музыки, звона бокалов на фуршете, без приветственных речей и телевизионных камер - выставка «Возвращение» лишь подтверждает первое впечатление: выставок в действительности несколько. На первой - хорошо продуманные постановочные кадры, сделанные так, чтобы всё выглядело многозначительно и красиво. На второй - поэтические символистские коллажи. А вот на третьей - репортажная съемка. Фотографическая непредсказуемая стихия. Но даже здесь у Арсения Семёнова проявляется то, очевидно на постановочных фотографиях и коллажах. Если говорить коротко, то это поэтизация быта. Лёгкое, в рамках разумного, приукрашивание действительности. За десять лет беспрерывных съёмок автор не растерял любопытства и всё ещё стремится найти красоту всюду, куда бросает взгляд.  Ремонт теплотрассы, фанаты с горящими файерами, спортивные соревнования, уличные зарисовки... Если присмотреться, всюду кипит или хотя бы теплится жизнь.

***
Если же сравнивать два перевода романа Набокова, то там где у Барабтарло «младенец памяти» - у Ильина «память-дитя», там, где у Барабтарло «розовость трафаретного воспоминания», у Ильина - «румянец мнемонической пошлости». Кажется, что в  «Подлинной жизни...» Набокова больше, чем в «Истиной жизни...».Арсений Семёнов


«...вместо нынешнего прямого и стесненного уличного потока видишь - на этой подкрашенной фотографии улицу шириною в сон, всю в скособоченных дрожках под небывало синими небесами, которые там, вдали, непроизвольно заливаются румянцем мнемонической пошлости», - написал безжалостный Набоков.

Память - это тоже возвращение. Возвращение в прошлое. К прошлому никогда не угасает интерес потому, что с ним можно делать всё что угодно. Подкрашивать, менять, останавливать на лету самое прекрасное и копировать, размножать его, переосмысливать и домысливать, преображать... Или оставлять точно таким, каким его запомнил ваш фотоаппарат.


А потом прошлое можно поместить в рамку, подобрать паспарту, повесить на стену и возвращаться к нему.

 

 

 

 

 


[1] См.: А. Семёнов. Капитанский конкурс // «ПГ», №12 (784) от 30 марта-05 апреля 2016.; Д. Камалягин. Герой моего времени // «ПГ», №12 (784) от 30 марта-05 апреля 2016.

 

[2] См.: А. Семёнов. Дары моря // «ПГ», №2 (674) от 15 января-21 января 2014.

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий