Творческий обмен

Граф МуржаФестиваль «Creshendo-2009» в Пскове завершился на прошлой неделе, но воспоминания о нем меня не оставляют до сих пор. Подлинно творческую атмосферу и по-настоящему талантливую, идущую от сердца, игру музыкантов, сейчас кажется, ничем не заменишь и никакими словами не опишешь.

Остается только прокручивать эти воспоминания в памяти, чтобы хоть на мгновение вернуть те ощущения наслаждения настоящей музыкой, которую дарил нам этот фестиваль. Особенно заполнился концерт, ставший кульминационным. Самый запоминающийся, самый яркий, взорвавший своей эмоциональностью и драйвом все стены и барьеры на пути к сердцам слушателей. Я говорю о джазовом концерте, прошедшем в БКЗ Псковской областной филармонии 27 октября. Почему он так мне запомнился, я сейчас расскажу…

На самом деле вечер вторника 27 октября начался для меня днем ранее, когда во втором отделении камерного концерта прозвучало одно из произведений Паганини в исполнении Графа Муржи*. Можете мне не верить, но, до того момента, я никогда не видела, чтобы музыкант и скрипка могли быть единым целым, где инструмент – это как второй голос исполнителя, его часть, его продолжение. Музыка будто стерла границы между ними и превратилась в один энергетический поток. Пораженная этим ощущением, я уже не могла пропустить ни одного концерта с участием Графа. И, конечно же, я не могла не попросить его об интервью.

К моему удивлению, Граф нашел для меня время практически сразу. За полчаса до того самого джазового концерта. Вышел ко мне, стоящей под моросящим дождем. Закурил. И мы заговорили не о музыке! Немного о Пскове, о его ощущениях от города (ведь он здесь не в первый раз), о людях. И в этом не было ничего нарочито доброжелательного, показного, и уж тем более высокомерного. Странно, но это сбивало меня с толку. Не то, чтобы мне мешало осознание того, что передо мной человек, которому рукоплескали лучшие концертные залы Европы. Скорее то, что со сцены он кажется человеком вообще из другого мира, способным, благодаря своему мастерству, подчинять себе столь сложный, эмоционально и технически, инструмент - скрипку. Ощущения того, что я все же беру интервью, стерлись окончательно, когда к нам присоединился Денис Мацуев. И снова – о городе, о людях, о будущих концертах... Могу сказать одно: в Пскове они оба не в последний раз.

Мы спустились в гримерную, я ждала окончания репетиции. Со сцены где-то наверху звучал «Караван», а здесь шли последние приготовления – облачения во фраки. Но вот все готово, можно начинать настоящее интервью.

У человека, в котором так восхитила мощь и энергетика игры, прежде всего, захотелось спросить о приходе к этому выбору – карьере скрипача. Ведь, насколько известно, Шон, а именно так его зовут близкие и друзья, родом из творческой семьи. Его первым учителем был отец, и даже творческое имя «Граф» было задумано его родителями как сценическое. То есть, из него изначально воспитывали звезду.

 – Когда же и вы осознали, что хотите посвятить себя музыке? – спросила я.

- Здесь просто произошло попадание с выбором родителей, что вскоре стало очевидным, ведь еще учась в музыкальной школе**,  я стал победителем конкурса им. Паганини в Генуе. Осознание того, что это и мой выбор тоже, пришло, когда я уже учился в консерватории.

Поскольку Граф регулярно дает концерты в различных странах мира, я поинтересовалась, не возникает ли у него ощущения стертых границ, ощущения, что он уже не является гражданином какой-то определенной страны? Или же есть места, к которым он привязан больше, чем к каким-либо другим?

Таковыми для Графа Муржи оказались Париж и Брюссель, а в России – Кострома, где музыкант чувствует себя комфортнее всего. Однако он также отметил, что для него как музыканта главное - это быстро почувствовать город, его ауру, его публику, и попытаться стать его частью. Потому что результат общения музыканта с публикой зависит не от ее национальности или уровня развития ее культуры, а от самого музыканта.

- Если он играет с полной отдачей, что называется - от сердца, то публика «поймет» его, и произойдет «творческий обмен», - сказал Граф.

Еще одной причиной, по которой мне хотелось взять интервью именно у Графа Муржи, было то, что в феврале он вновь выступит на сцене БКЗ Псковской областной филармонии с концертом, посвященным творчеству Николая Капустина. Мне хотелось поподробнее расспросить его о том, что ожидает псковичей в этот приезд. Тем более что музыка этого композитора – это нечто, находящееся на стыке классики и джаза.

По словам музыканта, «отыграв 8 лет в оркестре Лундстрема, Николай Капустин пришел к пониманию того, что джазовые идеи могут и должны быть облачены в сонатную, концертную форму. Превратиться в так называемый «выписанный джаз», который смогут играть не только чисто джазовые музыканты, но и исполняющие классическую музыку, поскольку здесь уже присутствуют голоса и партитуры. Премьера, которая ожидает псковичей в феврале, - это  Концерт для скрипки с фортепиано и камерного оркестра, а также Венгерские танцы Брамса, где партитура для скрипки написана специально для Графа Муржи ректором Парижской Консерватории Марком Оливье Дюпаном».

В заключение Граф Муржа пожелал псковичам хорошего настроения, здоровья, постоянного оптимизма, «ведь это очень важно, чтобы понимать, что мы сами можем изменить нас самих и то, что нас окружает; а музыка - это ядро, из которого черпается этот позитив».

Если судить только по прошедшему в тот вечер концерту джазовой музыки, то псковичи должны были «начерпаться» позитива на год вперед! А я, как человек, видевший концерт изнутри, из-за кулис, могу смело заявить, что музыканты получили его от нашей публики не меньше. Ведь я видела глаза Дмитрия Севастьянова после исполнения соло на барабанных палочках, слышала, какими шутками Денис Мацуев подбадривает  музыкантов перед выходом на сцену, и почувствовала, как приятно им было то, что публика не хотела их отпускать.

* О концерте, который дал Граф Муржа 5 марта 2009 года вместе с Симфоническим оркестром Псковской областной филармонии, читайте в «Городской среде» в № 1 (1) 2009 г.
** Центральная музыкальная школа при Московской консерватории им. П.И.Чайковского


Фото: Алексей Семёнов       

Нина ШЕЛОГАЕВА

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий