Терапевтическое отделение факультета журналистики


Блоги и СМИ21-22 октября 2009 года в Санкт-Петербурге прошел VII форум СМИ Северо-Запада.

«Должна ли журналистика производить терапевтический эффект?» Именно на такой странный вопрос, по замыслу организаторов, надо было ответить участникам пленарного заседания. И они отвечали. Несколько раз прозвучало: «Да, конечно, должна…» По всей видимости, журналисты, которые так говорили, считают себя большими патриотами.  Например, Владимир Мамонтов (на тот момент – главный редактор газеты «Известия») произнес:

- Одного мудрого человека (Андрея Стальевича Волошина) спросили: «Когда закончится кризис?» И он ответил: «Когда мы скажем, что кризис закончился, он и закончится».

В общем, всё снова сводилось к старому тезису о «кризисе в головах». А журналистике отводилась скромная, но необходимая роль терапевта. (Терапевты, как известно, лечат внутренние болезни без хирургического вмешательства, с помощью  лекарственных средств или физическими методами).

Ничего удивительного в подобных высказываниях нет. Некоторые журналисты склонны идти еще дальше. Они занимаются хирургией, в том числе - пересадкой органов. Подменяют факты, участвуют в спецоперациях… И не просто так, а ради стабильности. Ради высоких целей - на что только не пойдешь.

Когда говорят о терапевтическом эффекте, сразу вспоминается  термин «плацебо». Так называют любое лечебное снадобье, которое «приносит пациенту удовлетворение, а не пользу». Его эффект связан с бессознательным психологическим ожиданием пациента.
Считается, что термин взят из псалма 116:9 латинской Библии XIV века и означает «Я буду радовать». И СМИ, по замыслу некоторых людей, именуемых себя журналистами, тоже должны радовать и успокаивать, тем самым, лечить больное общество, отвлекать его от дурных мыслей.

Но некоторые специалисты утверждают, что средневековый переводчик ошибся. Еврейское ethhallech, означающее «Я должен идти [с Богом на этом свете]», было переведено на греческий как euarestaso («Я должен радовать…»). С греческого на латынь перевели уже без искажений. Получилось «placebo», вошедшее в псалом, используемый в католической церкви в заупокойной вечерней молитве.

Позднее этот термин перешел из медицины в художественную литературу и политику.  «Рlacebo» стало символизировать неискренние, но утешающие слова («советники поют монарху успокоительные песни»).

Нельзя сказать, что плацебо-эффект только вреден. Когда в годы II мировой войны солдатам вместо отсутствующего морфина давали соль, то это им, иногда, помогало. Боль исчезала. Но это было в годы войны и касалось раненых. Здесь же речь идет о мирном времени и о журналистике. Вместо горькой правды подавать сладкую ложь, намеренно отсекать  «лишнее», - это уже не журналистика.

Позднее, на «круглых столах», о терапевтическом эффекте больше не вспоминали. Даже большие телевизионные начальники были согласны с тем, что с людьми в новостях «говорят как с идиотами». Видимо, по этой причине за последнее время в Санкт-Петербурге общественно-политические каналы перестали смотреть 13% телезрителей. У этих людей имеются альтернативные источники информации, которым они доверяют больше.

В этом смысле, наиболее привлекателен Интернет. Причем не только Интернет-СМИ, но и блоги. (Еще одно пленарное заседание было посвящено блогосфере). Участникам одного из заседаний предлагалось ответить на два вопроса: «Блокирует ли блогерство журналистику?» и «Блогосфера – благо или зло?».

Наиболее внятным получился рассказ блогера, известного как Fritz Morgen, он же – Олег Макаренко. Он начал рассказывать о преимуществах блогов.

«Преимущество первое - неподцензурность, - стал перечислять Fritz Morgen. - Если редактора крупного издания можно, при желании, позвать на встречу к Валентине Ивановне для обсуждения творческих планов, то с блогерами такой фокус уже не пройдет. И проблема даже не в том, что блогеры, как тараканы, тысячами лезут изо всех щелей. Проблема в том, что значительная часть Рунета расположена за рубежом. А взять за задницу жителя, например, Эквадора или Израиля - реально непростая задача.

Благодаря этому в блогах у нас «вольница»: блогеры могут выкладывать в своих дневничках практически все. За исключением совсем уж гнусных вещей, типа серийных номеров к OpenOffice, порнографии с животными и особо пламенных призывов к экстремизму».

По мнению Fritzа Morgenа, второе преимущество блогов - технологичность. «Читать френдленту и комментарии к ней банально удобнее, чем листать бумажную или даже электронную газету. Хотя бы потому, что в блогах все удобно сделано по умолчанию, а сбор новостей через RSS еще надо как-то настраивать».

«И, наконец, третье "избитое" преимущество – профессионализм, - уверен Fritz Morgen. - Классический представитель СМИ, журналист, является профессионалом только в деле журналистики. Поэтому журналисты не особо разбираются в предметной области, но пишут связно, красиво и даже без мата. Их статьи читать легко и приятно.

Статьи блогеров, напротив, читать часто просто физически тяжело. Орфографические ошибки, рваная простыня бессвязного текста, безыскусный унылый мат... Ну, вы все в курсе. Среднестатистический блогер, отослав свои посты в редакцию газеты, может довести корректора и верстальщика до нервного срыва.

…Для вменяемых читателей косноязычный профессионал в разы интереснее, чем сладкоголосый дилетант. Мнение же читателей "массовых" значения особого не имеет: они по-любому не читают ничего длиннее надписей на пивных этикетках…»

Как показывает опыт, блоги ничего не блокируют, а лишь дополняют. Временами происходит и вообще, казалось бы, невозможное (как в случае с домом-интернатом в поселке Ямм). Блогеры информируют, СМИ подхватывают… Всем хватает места. Разумеется, если вы не ставите себе задачу непременно произвести какой-то там «терапевтический эффект». В этом случае журналисту будет мешать все лишнее, в том числе и блогеры.

И даже когда, наконец-то, настанет конец света, такой журналист постарается об этом замолчать и переключить внимание читателей на что-нибудь более позитивное. На День народного единства, например.

 Иллюстрация: fritzmorgen.livejournal.com

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий