Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Расчищая путь

ПатерсонПишут, что фильм «Патерсон» тосклив и ещё пишут, что он - монотонный. На мой взгляд, всё наоборот. Тоскливо смотреть на те фильмы, в которых множество сюжетных поворотов, но все эти повороты очевидны. Тоскливо, когда заранее знаешь, что будет дальше. А у Джармуша сюжет - не главное. Важны детали, звуки, тени, газетные вырезки на стенах, обрывки слов пассажиров городского провинциального автобуса, рисунок на шторах... Какая тут может быть тоска и монотонность? 

Именно у Джима Джармуша в его фильмах постоянно что-нибудь происходит. Высоколобые зрители угадывают киноцитаты, остальные - отдыхают. Девушка, сидящая в последнем ряду, на фильме «Патерсон» постоянно хохотала. И не только тогда, когда на первый план выходил бульдожка Марвин (она же бульдог Нелли, умершая спустя два месяца после окончания съёмок).


В «Патерсоне» действительно много смешного. Фильм смешным, прямо-таки, переполнен. Но это не та комедия, вПатерсон которой надо в нужных местах включать закадровый смех. В качестве закадрового смеха у Джармуша звуки его нойс-группы SQÜRL (в неё кроме Джима Джармуша входят Картер Логан и Шейн Стоунбек).


В России фильм «Патерсон» Джима Джармуша вышел на экраны 16 февраля 2017 года. В этот же день я купил новую книгу Антона Долина «Джим Джармуш. Стихи и музыка», изданную в издательстве «НЛО». Так что книгу про Джармуша я читал, прервавшись на просмотр фильма «Патерсон».

Кинокритик и сын Вероники Долиной Антон Долин подошёл к созданию своей очередной книги (кажется, шестой по счёту), словно бы он кинорежиссёр, снимающий фильм о Джармуше. Он привлёк к её написанию десятки людей: поэтов, музыкальных критиков... Раздал задания и в итоге смонтировал своеобразное произведение, в котором соседствуют интервью Джармуша, стихи, рассказы о всех фильмах режиссёра, рассуждения о Игги Попе, Томе Уэйтсе, ПатерсонДжеке Уайте, Джо Страммере, Густаве Малере, Мулату Астатке, Ниле Янге, Джоне Лури, Чарли Паркере... По просьбе Антона Долина свои тексты о саундтреках написали Борис Барабанов, Александр Горбачёв, Юрий Сапрыкин, Илья Миллер, Григорий Дурново, Олег Соболев... Они, по словам автора, расшифровывали «музыкальные ключи» ко всем фильмам американского режиссёра... Более того, поэты написали специальные стихотворения-посвящения Джармушу или конкретному его фильму. Таким образом, в книге появились стихи Полины Барсковой, Вероники Долиной, Веры Павловой, Станислава Львовского, Андрея Родионова и многих других.


Здесь главное не принимать всё написанное на веру. А то, прочитав у Олега Соболева о том, что японская группа Boris альбоме Smile «моментами поражала сходством с альбомами The Rolling Stones конца 1960-х...», читатель и вправду может поверить в сходство.


Открывается книга с главы, посвящённой фильму «Патерсон». Антон Долин пишет, что «Джармуш - виртуоз скрытых рифм». Действительно, он таким был и раньше, когда снимал фильмы «Кофе и сигареты», «Мертвец», «Таинственный поезд», «Пёс-призрак: путь самурая», «Выживут только любовники»... Но в «Патерсоне» это доведено до предела и переведено через него. А предел в том, что скрытые рифмы перестают быть скрытыми. Они - открытые.


Это кино - о поэзии. В нём все - поэты: случайно встреченная на улице девочка-подросток, японский турист, рэпер в прачечной (Method Man из группы Wu-Tang Clan). Ну и, разумеется, сам главный герой - водитель городского автобуса, аккуратно записывающий в блокнот свои стихи.

В фильме не только почти все - поэты, но почти всё - поэзия. Не только поэтически красивый водопад, но и вообще всё... Автобусное депо, дома, мебель, еда... Антон Долин приводит в книге стихотворение Джармуша. Начало такое: «Рассвет - не в воздухе // но в чашках, блюдцах // обретающих округлость // свидетельствуя о самих себе...».


О людях и говорить нечего. Люди как рифмы. Например, постоянно встречающиеся главному герою Патерсону (Адам Драйвер) из города Патерсон близнецы. Молодые, старые... Они являются из сна жены Патерсона Лоры (Голшифте Фарахани), которой приснилось, что у них будут именно близнецы. Флегматичный Патерсон тихо соглашается: «Один - мне, другой - тебе».Патерсон


Всё у этого поэта-водителя становится поэзией. В поэзии очень важно правильное сочетание: слово к слову, строка к строке... Семейный союз Лоры и Патерсона - сочетание идеальное. Они абсолютно не похожи, но отлично подходят друг к другу. Они не стараются друг друга переделать, но с лёгкостью друг друга поддерживают. Мы видим любовь без ревности. Чистую любовь, лишённую внутренних и внешних конфликтов.

Умиротворяющее зрелище.


Стихотворные тексты для фильма сочинил Рон Паджет («Я двигаюсь сквозь // триллионы молекул // они расступаются // расчищая мне путь, // а другие триллионы // с обеих сторон // остаются на месте...»).


Вокруг нас, в том числе и вокруг режиссёров, триллионы молекул. Какие из них потревожить? Куда направить путь?


Джим Джармуш из тех людей, которые не любят двигаться исхоженными дорогами. На этот раз Джармуш решил создать стихотворную поэму.

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий