Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Подход к джазу

ДжазБыло ли это великолепно? Не думаю. Но это было неплохо, что по нынешним временам почти хорошо. После того как я после концерта произнёс это самое "неплохо", то услышал в ответ от хорошего человека, что от меня, наверное, похвалы никогда не дождёшься. Но так вот она - похвала! Неплохо! Не надо пафоса, не надо громких слов и бешеных рукоплесканий. Не надо ненатуральных криков «Браво!» Если бы всё вокруг делалось хотя бы неплохо, то вокруг стало бы совсем хорошо.

ДВОЙНАЯ ПОРЦИЯ ТЕКИЛЫ («Псковская губерния»)

Если когда-то джазом пугали, то сейчас он скорее бодрит, утешает или расслабляет

С джазом симфонический оркестр Псковской областной филармонии был связан с момента своего появления. Двадцать лет назад оркестр ещё назывался «Псковский симфонический», а дирижировал им тогда Аркадий Галковский - самый заметный псковский джазмен последних десятилетий. Но и в дальнейшем, при разных дирижёрах оркестр ненадолго, но регулярно превращался в эстрадно-симфонический. В биографии псковского оркестра имеются полноценные джазовые страницы. Например, программа «Симфоджаз и звёзды Нью-Йорка». Так назывался концерт, сыгранный в 2013 году в рамках фестиваля  Crescendo.* За год до этого псковский оркестр тоже принимал участие в джазовом концерте Crescendo.** Арт-директор Денис Мацуев тогда сказал: «Каждый раз мы ищем разные подходы. Мы знаем об успехах вашего оркестра. Не включить его в программу было невозможно».

Любите ли вы джаз?

Разные подходы с той поры продолжают искаться. Сегодня оркестром руководит не Геннадий Чернов, как в 2013 году, а Эдуард Банько. Вечером 7 марта 2017 года в БКЗ Псковской филармонии оркестр выступил вместе с московско-петербургским джазовым квартетом: Дмитрий Мосьпан (саксофон), Алексей Чернаков (фортепиано), Дарья Чернакова (контрабас), Егор Крюковских (ударные). Все они несколько лет назад принимали участие в телепроекте «Большой джаз». В предпраздничный вечер зал был почти полон.


От подобных концертов не ждут экспериментов. Наоборот, от них ждут узнаваемой традиционной музыки, джазовых и околоджазовых стандартов, примиряющих поклонников разных музыкальных направлений.


Если когда-то джазом пугали, то сейчас он скорее бодрит, утешает или расслабляет.


Старт псковского концерта был взят с композиции Tequila, впервые записанной в 1958 году американской инструментальной группой The Champs. В различных источниках по-разному указывают авторство. Её написал то ли гитарист Дейв Бургесс, то ли саксофонист Дэнни Флорес (он же - Чак Рио). Но самую узнаваемую часть на первых записях выдувал из саксофона всё-таки Чак Рио, и он же весело выкрикивал: «Текила!». С 1958 года кто только эту задорную композицию ни исполнял: от группы The Iguanas родоначальника протопанка Джеймса Остерберга-младшего (будущего Игги Попа) до Тони Левина. Но вариант, исполненный на псковском концерте, это скорее что-то в духе оркестра Генри Манчини. Да и в целом звучание соответствовало эстрадному звуку шестидесятых годов XX  годов - последнего десятилетия, когда джаз бурно развивался, ещё не превратившись в благопристойную музыку ретро. Эстрадным звуком с обилием струнных в середине прошлого века иногда не брезговали даже Чарли Паркер и Билли Холидей.Мосьпан


С композиции Tequila концерт начался, и ею же завершился - после того как публика вызвала музыкантов на бис.


На псковском концерте в роли Чака Рио выступал Дмитрий Мосьпан. Мосьпан - человек, на которого публика пришла специально, учитывая то, что он был победителем телепроекта «Большой джаз» канала «Культура» Дмитрий Мосьпан - человек, которого знают в лицо. Но и до «Большого джаза» саксофонист Дмитрий Мосьпан в музыкальных кругах был известен - играл в оркестрах Олега Лундстрема и Игоря Бутмана, стажировался в университете New School в Нью-Йорке, выступал с Андреем Макаревичем и «Оркестром Креольского Танго»... Здесь важно, что Дмитрий Мосьпан не просто джазмен, а музыкант, много играющий с оркестрами (а это особый опыт). Наиболее наглядно это выглядело в 2013 году на канале «Культура», когда он выступал с New Orleans Jazz Orchestra под управлением Ирвина Майфилда, после чего удостоился десятидневного ангажемента в Новом Орлеане.

Любите ли вы Бёрта Бакарака?

Публика была сдержана до третьей композиции, после исполнения которой оживилась. Третьей композицией стала хрестоматийная Puttin on the Ritz («Одеваться, как в отеле «Ритц»), сочиненная в 1929 году Ирвингом Берлиным и давшая название одноимённому фильму, где эту песню в1930 году исполнил Гарри Ричман. Берлин первоначально сочинил неполиткорректную песенку, в которой высмеивались чернокожие пижоны (цилиндры, белые перчатки, зонтики, полосатые брюки, отрезные пальто и белые гамаши), подражающие белым богачам. Позднее Берлину пришлось переделывать слова, сделав так, чтобы цвет кожи не подразумевался. Тогда-то в песенке и возникала фамилия изысканно одевавшегося американского актёра Гэри Купера.


В советское время, особенно в пятидесятые-шестидесятые годы, джаз тоже ассоциировался со стильной модой, противостоявшей серости. Так появились стиляги. Родившийся в Российской империи американский композитор Ирвинг Берлин (Израиль Бейлин) сочинил парафраз из пушкинского «Евгения Онегина», той части поэмы, когда герой «острижен по последней моде. Как денди лондонский одет...». В Puttin on the Ritz тоже есть ссылка на английских модниковAll dressed up just like an English chappy...»). Только пижон Евгений Онегин легко танцевал мазурку, а XX век получился свингующим.


БанькоНо слова здесь - вещь совсем не обязательная. Когда на сцене целый оркестр, то можно легко обойтись без слов.


Тем не менее, на сцене нашёлся человек, который не просто сыграл, но и спел одну песенку. Когда очередь дошла композиции Антониу Карлоса Жобима «Больше блюза», Дарья Чернакова, продолжая играть на контрабасе, к тому же ещё и запела - естественно, по-португальски. Аплодисменты после её исполнения могли быть и сильнее.


Американская и советская классика («Ночь и день» Кола Портера, «Два берега» Андрея Эшпая, «Мост Челси» Билли Стрэйхорна, «Конец любовной истории» Эдварда Рэддинга, «Святой Фома» Сонни Роллинса)  перемежались композициями Дмитрий Мосьпана. В одной из них («Сострадание») к солистам присоединился трубач оркестра Юрий Лепилин. «Сострадание» с трубой и «Сострадание» без трубы - это разные вещи.

***

У Харуки Мураками есть рассказ «Любите ли вы Бёрта Бакарака?», начинающийся со слов о едва уловимых запахи весны. Действительно, Бёрт Бакарак  - это какой-то особенный весенний композитор. От его музыки оттепель внезапно начинается даже там, где установилась вечная мерзлота - не раз проверено.  Для псковского концерта была выбрана  одна из самых исполняемых композиций Бакарака - Raindrops Keep Fallin on My Head («Капли дождя падают мне на голову»).Мосьпан и Лепилин


Когда зазвучала с детства знакомая мелодия, окончательно стало понятно, что получился концерт киномузыки, потому что Бакарак удостоился  премии «Оскар» за эту песню, написав её для фильма Джорджа Роя Хилла «Буч Кэссиди и Санденс Кид». Да и большинство других композиций, сыгранных на концерте - они тоже из кино. «Ночь и день» Кола Портера - из одноимённого киномюзикла с Кэри Грантом, «Два берега» - из фильма «Жажда» Евгения Ташкова...


Мураками обыграл название рассказа  Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?». Самое время ответить им обоим - и Саган, и Мураками. Брамс и Бакарак не противоречат друг другу настолько же, насколько не противоречат симфоническая музыка и джаз.

Фото: На концерте симфонического оркестра Псковской областной филармонии 7 марта 2017 года.

Эдуард Банько на концерте симфонического оркестра Псковской областной филармонии 7 марта 2017 года.

Дмитрий Мосьпан играет с симфоническим оркестром Псковской областной филармонии 7 марта 2017 года.

 

Фото Андрея Кокшаров

 

 

 

 

,

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий