Раньше имя псковского художника Александра Стройло чаще всего упоминалось в связи с книгами, которые он иллюстрировал. Пушкин, Набоков…
Теперь об Александре Стройло обычно вспоминают как о художнике-постановщике фильмов. И это фильмы, о которых принято говорить: «нашумевшие». «Остров», «9 рота», «Свои»…
Новые работы, представленные в выставочном зале Псковского отделения Союза художников России, тоже имеют прямое отношение к кино
На рисунках много дерева. Можно сказать, что на них - «деревянная Русь». Здесь не разгуляешься. Это узкое пространство, в котором тесно, не очень уютно, но в котором можно разглядеть глаза соседа, землю под ногами и близкое небо над головой. И все же люди здесь обычно сливаются с пейзажем, или они изначально являются его частью. Так было четыре века назад. Так осталось и сейчас.
Дорога на рисунках не уходит за горизонт. Кажется, что она вообще никуда не ведет. Она словно бы свернулась под ногами, такая же деревянная, как и почти все остальное вокруг.
В такой «деревянной Руси» разгуляться может только огонь. Собственно, в средневековье так и происходило.
Цикл работ Александра Стройло, посвященных Печорам, начат в 2006 году и пока незавершен. Может быть, и нет такой необходимости - его завершать. Все-таки, иллюстрации к сценарию фильма – это не сам фильм, у которого должно быть начало и финал. Для цикла иллюстраций финал не обязателен. А для «деревянной Руси» - не желателен.
Алексей СЕМЁНОВ