Документальная основа. Часть II

ЭскизДокументальное кино очень часто смотреть интереснее, чем игровое. В последние годы оно переживает расцвет. Во всяком случае, оно развивается. И это несмотря на то, что заработать и тем более прославиться на нём трудно. Любопытно смотреть даже те документальные картины, которые трудно отнести к самым-самым... Если кинодокументалист не фальшивит и проявляет внимание к своим героям, то этого уже достаточно, чтобы заинтересовать зрителя.

ПРЕДЪЯВИТЕ ВАШИ ДОКУМЕНТЫ! Часть вторая («Псковская губерния»)

Начало в предыдущем номере: http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3338

Потаённая жизнь - это не только религиозное подполье советских времён. Художественное подполье было не менее интересным и более живописным. Примерно в то же самое время, когда Борис Холчев создавал в Средней Азии «мир исповедников», в Ленинграде свой трудный путь начинал художник Геннадий Устюгов (хотя родился он в 1937 как раз в Средней Азии, в киргизском Токмаке). Это сегодня Устюгов - признанный художник. Проводятся выставки, телевидение снимает о нём сюжеты. А в конце 50-х годов прошлого века и позднее его работы, первоначально сделанные под впечатлением от французских модернистов, вызывали у советских чиновников от культуры возмущение. Выживать приходилось, работая слесарем, маляром, сварщиком... Потом была психическая болезнь, инвалидность... Но впрямую об этом в фильме «Эскиз на 3/4 или неотправленное письмо художника Устюгова М. С. Горбачеву» московского режиссёра Даниила Бондаря не говорится. Даниил Бондарь, собравший псковских зрителей в зале псковского отеля «Покровский», перед показом предупредил, что «это не фильм-иллюстрация и не фильм-портрет; скорее, это фильм-впечатление». То же самое можно сказать и о картинах Устюгова (накануне псковской премьеры показ состоялся в петербургском музее современного искусства «Эрарта» в присутствие самого Геннадия Устюгова). Устюгов не создаёт иллюстрации или портреты. Он тоже делится своими впечатлениями. Звучит одинокий голос одинокого человека. Устюгов живёт среди нас, но всегда сам по себе. Всё происходит примерно так, как в его же стихотворении: «В вагоне все спят, // Даже никто головы не подымет, // Лишь я один у окна //Любуюсь промелькнувшей картиной...»


Громов создаёт «промелькнувшие картины». И как обо всём этом рассказать?Эскиз

Даниил Бондарь в шутку назвал свой новый документальный фильм (двенадцатый по счёту) фильмом-поэмой. Это могла быть и не шутка, ведь в поэме обычно соединяются эпическое и лирическое начала. В «Эскизе на ¾...» такое соединение происходит, в том числе, на псковской земле. По этой причине фильм в Псков и привезли. Многое снималось именно здесь. И большинство приглашённых на показ были не обычными зрителями, а участниками съёмок. Более того, фильм лишь отчасти документальный. В фильме снимались псковская модель, псковский реконструктор в одежде викинга, за кадром звучит голос артиста псковского драмтеатра... Эпичности придаёт и письмо художника Устюгова Михаилу Горбачёву. Его отрывки звучат на протяжении всего фильма, соединяя воедино разные сюжеты. Просьба у художника Устюгова к Горбачёву такая: «Прошу помочь мне деньгами. Сколько вы можете мне заплатить?»


Как уже говорилось, Устюгов из-за своей болезни давно живёт в своём особенном мире, и в качестве адресата выбрал именно бывшего советского генсека Горбачёва, хотя письмо написал в 2005 году. Получается, Устюгов живёт в том мире, где никакого Путина нет и быть не может, и всё развитие остановилось, замерло на Горбачёве. Не самое плохое, что могло произойти с человеком (и со страной). В этом смысле Геннадий Устюгов - счастливый человек.


Когда слышишь строки, обращённые к Горбачёву, то примерно представляешь, что происходит в голове этого художника, когда тот берётся за кисть. Лучше в такие миры глубоко не погружаться. Достаточно того, что мы можем наблюдать со стороны. Тем более что всё равно мы туда не поместимся. У Устюгова многие работы как раз об этом: «Покинутая лодка», «Горящая лодка»... Лодка появляется и в фильме - на реке Великой, как раз напротив храма Илии Пророка у Брода в Выбутах.


«Боже, куда идти». Так называется одна из работ Геннадия Устюгова. В фильме Даниила Бондаря Геннадий Устюгов пытается открыть изнутри окно, но не может. Одинокий художник в комнате. Закрытое окно. Закрытое пространство. Почти одиночная камера. Но есть и другой мир - внешний, беспечный, суетливый, многолюдный. В «Эскизе на ¾...» уличные бесконечные селфи туристов как подтверждение того, что человек жив и у него всё хорошо.


Даниил Бондарь соединил очень непохожие пространства. Противоположные. Викинги, письмо Горбачёву, боди-арт, танец... Танцуют не все.


Сразу же после показа фильма я спросил режиссёра о музыке в его новом фильме. Многие режиссёры-документалисты сознательно стараются не использовать музыку, чтобы лишний раз не давить на зрителей и не отступать от «документальной правды». Даниил Бондарь ответил, что использует в своих фильмах всё, что способствует эмоциональному воздействию (музыку к фильму написал Сергей Казанцев). О том, что без музыки здесь было не обойтись, говорит и название фильма. Размер ¾, три доли, «раз-и, два-и, три-и»... Важно, какими нотами отбивается пульс. Как поётся в песне, «Когда гроза, мне легче дышать - это факт; // Не бойся грома, он всегда попадает в такт».


При соединении живописи и музыки иногда получается кино.


...Третий документальный фильм показали в медиахолле Театрально-концертной дирекции. Точнее, фильма было два, но один - короткометражный художественный («Я тебя Мне нравится» Ярослава Ваколюка), зато другой - короткометражный документальный («Вот моя деревня Лифаново» Марины Донской). Это были студенческие работы.
Марина Донская сняла фильм о своём дедушке из деревни Лифаново - короткую зарисовку о том, что непременно в скором времени совсем исчезнет. Речь о русской деревне - в том виде, в каком мы её знаем. Во время показа я одну за другой записал в блокнот две фразы из фильма «Вот моя деревня Лифаново»: «Мужчины вымерли все» и «Лётчики не умирают». Это вроде бы два полюса. На глазах исчезающая деревня и вера в бессмертие. В действительности обе фразы друг другу не противоположны.  Когда пишут «лётчики не умирают», то имеют в виду память. «Вот моя деревня Лифаново» - фильм об уходящем времени (чёрно-белые фото, незамысловатый деревенский быт: печка, кот, тянущий на себя одеяло...). Неслучайно упоминаются староверы, из семьи которых происходит главный герой. Староверы Лифановонеуступчивы. Их трудно соблазнить чем-то модным и сиюминутным.


В Лифаново 24 дома, но постоянно живут в ней два человека. Большая часть жителей деревни - на кладбище, куда дедушка Марины Донских и приходит. Его спрашивают: «В чём смысл жизни, дед?» Ответ давать необязательно.
***
Некоторое время спустя в Пскове показали ещё один документальный фильм - «Немцов». И снова это был не кинотеатр, а банкетный зал пиццерии «Джем». И снова в зале были абсолютно новые зрители. Я не видел ни одного человека, кто бы этой весной посещал другие документальные фильмы. У каждого фильма - свои зрители. Режиссёр Владимир Кара-Мурза-младший очень бы хотел приехать в Псков на этот показ, как делал это в других городах. Но 2 февраля 2017 года Владимир Кара-Мурза был отравлен в Москве и госпитализирован в критическом состоянии. Это было уже второе покушение на его жизнь.


Думаю, что если посмотреть все эти такие разные документальные фильмы, то вопрос о смысле жизни покажется лишним.

*Геннадий Афанасьевич Устюгов (18 марта 1937, Токмак, Фрунзенская область, Киргизская ССР) - российский художник и поэт, представитель неофициального искусства Ленинграда.

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий